|
Галя Галкина
Удивительна судьба этого человека. Ветер странствий подхватил его однажды и унес в далекую океаническую страну. Это не просто красивая фраза. Свое первое путешествие он предпринял мальчишкой-восьмиклассником, “удрав” на каникулы в Венецию. Сегодня о нем вспоминают с благодарностью несколько стран - Франция, где он родился, Россия, откуда родом его отец с матерью, и страны Океании, где прошла основная часть жизни Николая Мишутушкина, французского живописца, коллекционера и путешественника русского происхождения. Нашей газете о нем поведал Юрис Гульбис, алматинец по рождению, ныне рижанин, долгое время - житель острова Фиджи в Океании, сегодня - посол по особым поручениям МИДа Абхазии в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), всегда считающий себя казахстанцем (владеет русским, казахским, английским, французским языками, изучает латвийский). Его нынешняя жизнь в чем-то похожа на судьбу Николая Мишутушкина. Юрис покинул Родину 11-летним мальчиком, чтобы учиться в Европе. По долгу службы путешествует, изучает обычаи и традиции народов Океании, других стран, коллекционирует произведения искусства, занимается музыкой, руководит Национальным фиджийским хором! И пропагандирует достижения народов стран Океании и независимой Абхазии в разных сферах деятельности
Судьба Николая Мишутушкина воодушевляет Юриса Гульбиса. А теперь, когда между Казахстаном и островным государством Фиджи установлены дипломатические отношения, у нас наконец-то появится возможность познакомиться с экспонатами “антимузея” Николая Мишутушкина. Этот удивительный музей побывал во многих странах мира.
Вообще-то “антимузей” - это Фонд по сохранению культурных ценностей Океании, который основали Николай Мишутушкин и его друг, коллега Алой Пилиоко в 1977 году и назвали своими именами. “Антимузей” и стал плодом деятельности этого удивительного человека, француза русского происхождения.
Николай Мишутушкин родился 5 октября 1929 года в Нельфоре на востоке Франции в семье эмигрантов из России. Еще в гимназии под руководством М.А. Бурлана и Л. Деларбра начал рисовать и писать красками. Обучение живописи продолжил в студии Grande Chaumiere в Париже. Там же в 1953 году по настоянию родителей окончил Высшую экономическую школу.
Свое первое путешествие подросток Мишутушкин совершил тайно, восьмиклассник просто сбежал на каникулы в Венецию. В 1953 году, когда, по словам Мишутушкина, “мир только-только пробуждался от войны”, он отправился в путешествие “по великим могилам искусства” Греции, стран Ближнего и Среднего Востока, Южной и Юго-Восточной Азии. Экспедиция молодого человека продолжалась до 1957 года. И эта жгучая страсть к путешествиям не оставляла его до последних месяцев жизни, переплетаясь с собирательством, живописью, экспонированием. Судите сами: с февраля по начало апреля 2010 года он посетил Шри-Ланку, Новую Зеландию и дважды - Новую Каледонию...
С 1957 года и до последних дней он жил и работал в Океании, которую считал если не великой, то “живой”, и предрекал ей большое будущее. Отбывая трехлетнюю воинскую повинность на Новой Каледонии в качестве секретаря французского генерал-губернатора острова, он впервые познакомился с советскими учеными, периодически заходившими в Нумеа на судах научного флота АН СССР. На Новой Каледонии Мишутушкин начал коллекционировать этнографические предметы, здесь же произошла его судьбоносная встреча с полинезийцем Алоем Пилиоко. Мишутушкин обучил живописи одаренного полинезийца. Алой Пилиоко стал под его руководством самым известным тихоокеанским художником.
|
Алой Пилиоко и его учитель и друг Николай Мишутушкин |
Два года Мишутушкин работал на полинезийском острове Футуна коммерческим директором фирмы по сбору копры: это занятие оставляло ему массу времени для живописи, знакомства с островом и его обитателями. Здесь, на Футуне, было положено начало его обширной этнографической коллекции. Здесь он приходит к мысли о необходимости создания в Океании, на стыке Меланезии и Полинезии, музея нового типа, “антимузея”, как он его называл. В отличие от традиционного, в “антимузее” не должно быть ни этикеток, ни аннотаций, ни “рамок” в виде привычной музейной мебели. Экспонаты выставлялись бы “в открытом, едином со зрителем пространстве”, где каждый желающий мог бы “вступить с ними в непосредственный контакт”. По мысли Николая Николаевича Мишутушкина, в этом музее “океанийская молодежь могла бы приобщиться к истокам истории своего народа, осознать ценность своей исконной культуры, прикоснуться к предметам, принадлежавшим их предкам, и сохранить память о своем прошлом”. Увы, его предложение о создании этнографического музея на Футуне, входящей в состав Заморских территорий Франции, не было поддержано ни местными властями, ни властями метрополии.
Идею “антимузея” он отчасти воплощал в своих выставках, в том числе проводившихся по линии АН СССР. На таких выставках минимально использовалось музейное оборудование и этикетаж. Пояснения давали сам коллекционер и сотрудники академических институтов, постоянно работавшие на экспозиции. Кроме этнографических предметов, она всегда включала произведения современных живописцев и скульпторов, созданные в Океании как самим Николаем Мишутушкиным, так и местными мастерами - А. Пилиоко, Ф. Феем, Маро и другими. Необычным было не только название “антимузей”, но и разрешение трогать экспонаты, которым зрители пользовались чрезвычайно деликатно.
В течение пяти лет, с 1962 по 1966 год, Николай Мишутушкин вместе с Алоем Пилиоко путешествовал по островам Полинезии и Меланезии, собирая коллекцию предметов традиционного быта и искусства их обитателей. Собиратели экспонатов сразу же демонстрировали приобретенные вещи местным жителям. Эти импровизированные выставки способствовали возрождению старинных ремесел. В дни их пребывания на Маркизских островах женщины тут же попробовали изготовить типу - традиционную нетканую материю из древесного луба.
Когда Мишутушкин и Пилиоко оказались на Новых Гебридах (современный Вануату), они купили участок земли на острове Эфате. Здесь, на берегу лагуны Эракор в местности Эснаар около города Порт-Вила, они начали строить свои будущие дома. Отсюда они отправлялись в экспедиции, путешествия, на выставки, сюда привозили приобретенные ими коллекции. Здесь в 1977 году они основали Фонд по сохранению культурных ценностей Океании, официально зарегистрированный в 1978 году и носящий имена обоих художников.
С конца шестидесятых друзья экспонируют коллекцию за пределами Океании, в странах Европы - во Франции, Швейцарии, Швеции, Польше, Японии, Мексике, России.
Почти до самого последнего времени Николай Николаевич занимался выставочной деятельностью. Первые выставки состоялись еще в годы путешествий с 1953 по 1957 год в Иерусалиме, Тегеране, ряде городов Индии, Бирме, Цейлоне (Шри-Ланка). С октября 1957 по октябрь 2007 года он организовал и провел совместно с Алоем Пилиоко почти 200 выставок в Океании, Австралии, в странах Европы, Восточной и Юго-Восточной Азии, а также Мексике. Многие живописные работы самого Николая Мишутушкина украшают интерьеры общественных и частных зданий Парижа, Индонезии, Австралии и Океании.
Вклад Мишутушкина в собирание, сохранение и пропагандирование культурного наследия народов Океании высоко ценили во Франции и Республике Вануату. Николай Николаевич был награжден французским орденом “За заслуги перед Отечеством”, двумя степенями французского ордена “За искусство и литературу”, медалью президента Республики Вануату по случаю 20-й годовщины независимости в 2000 году и почетной медалью муниципалитета Порт-Вила.
Однако его активность не ограничивалась только путешествиями, живописью, собирательством, экспонированием коллекций и пробуждением творческого начала в зрителях. Еще одной гранью его деятельности было сотрудничество с Обществом креативных искусств южного Тихого океана при Университете Южной Пасифики на Фиджи. В рамках этого сотрудничества Николай Мишутушкин периодически проводил мастер-классы с художниками-самоучками из различных стран региона. Иногда мастер-классы проходили в Эснааре на Эфате, в Суве на Фиджи, в Австралии. Здесь не только совершенствовалось мастерство талантливой океанийской молодежи, но и обсуждались вопросы выживания художника в современном мире, способы продвижения его произведений. Николай Мишутушкин занимался еще и моделированием и росписью одежды, а также благотворительностью и спонсорством.
В жизни Николая Мишутушкина отразилась судьба целого поколения людей России, постсоветского пространства, которых именуют зарубежными соотечественниками. Как точно сказал петербургский профессор А.Я. Массов в письме от 5 мая 2010 года по поводу кончины Николая Николаевича: “Уходит та, уже старая часть русской эмиграции, дети первой волны, которые могли и хотели сохранять русскую культуру в Зарубежье”...
Сердце человека планеты Николая Мишутушкина перестало биться на 81-м году жизни - 2 мая 2010 года. Французский живописец, коллекционер и путешественник русского происхождения обрел вечный покой в Нумеа на Новой Каледонии. Представители разных стран и народов запомнили его как щедрого дарителя, заинтересованного, неравнодушного человека, до последних дней полного фантастической энергии, всегда готового к сотрудничеству. Он принадлежал к поколению детей первой волны русской эмиграции, сохранивших язык и любовь к родине предков. |