ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Звезда и жизнь Ануара Сегизбаева Люди

Галина Галкина
В девяностые годы он был главным травматологом Республики Казахстан. Случайный выбор профессии стал голосом судьбы, которая отметила именно этого красивого сельского паренька из тысяч. Мета избранности присутствовала на нем всю жизнь...
Его руки специалисты называли “золотыми” и “легкими”, так блестяще он проводил уникальные операции. То, что с легкостью давалось этому хирургу, травматологу-ортопеду, не могли порой повторить его высокопрофессиональные коллеги.
Пациенты боготворили доктора с лучистыми глазами и огромным сердцем. Травматологи относились к нему, как к пророку, его достижения в столь редкой специальности признаны до сих пор. Он был одним из основателей школы травматологии в Казахстане, к нему съезжались специалисты со всего Союза, чтобы послушать самого молодого в стране доктора медицинских наук, увидеть сокровища профессионального опыта тридцатипятилетнего Мастера.
Ануар Успанович Сегизбаев - доктор медицинских наук, профессор кафедры травматологии и ортопедии Алма-атинского государственного института усовершенствования врачей, и сегодня, спустя пять лет после ухода из жизни, остался непревзойденным хирургом-травматологом. Коллеги называют его звездой своей эпохи, ее воплощением. Это была эра врачебного милосердия, когда профессиональный долг стоял превыше всего - превыше амбиций и корысти. Когда слово “успех” не ассоциировалось с карьерой и личным благосостоянием, а только с достижениями в профессии. Состоятельность врача измерялась единственным критерием - конкретной помощью больному. Мерой всех ценностей был человек.
Слова наивной советской песни с ритмами марша - “Прежде думай о Родине, а потом о себе” - были содержанием жизни людей того неистового времени, странного для нынешнего поколения независимости. Сегодня понятие “независимость” трактуется в канонах здорового эгоизма. Пришла генерация людей, которые хотят и умеют жить для себя.
Эра сентиментальности сменилась жестким, травматичным периодом ментальности, приметы которого непонятны и неприемлемы для ровесников Ануара Сегизбаева. Они не судят и не осуждают тех, кто пришел - в профессию, в жизнь... Они знают, как это было. Как может быть... Поэтому звезда Ануара Сегизбаева нетленна, беззакатна


Вадим Рейнгольдович Комник, доцент кафедры травматологии, ортопедии Алматинского государственного института усовершенствования врачей:
- Если в 30-х годах в Институте Льва Николаевича Турнера говорили, что безумцем будет тот, кто станет оперировать на сердце и на тазе, то теперь эти операции давно уже делают. Ануар Успанович выполнил много блестящих операций в области таза.
В 1963 году, когда я приезжал на специализацию, Ануар Успанович уже был первым аспирантом у профессора Григория Львовича Эдельштейна, известного травматолога, крупного ученого.
Ануар Успанович защитил диссертацию. Он был кандидатом, доцентом. Ануар стал любимчиком у Эдельштейна, его первым аспирантом. Человек недюжинного ума, схватывал все быстро, отличался большой грамотностью!
27 лет шли мы с ним рука об руку. С 1970 года он стал заведовать кафедрой, будучи доцентом.
По травматологии Ануар стал первым в Казахстане, кто защитил диссертацию. До него в нашей стране не было собственных докторов наук, воспитанных в казахстанской школе. Молодой доктор наук, перспективный... Пять лет он занимал должность проректора по науке у Айдархана Апсатаровича Апсатарова, первого ректора медицинского института.
После Эдельштейна именно Ануар Успанович воспитывал врачей и держал всех в профессиональной форме.
alt

Оперирует Ануар Успанович Сегизбаев (в центре), г. Алма-Ата, 1980 год

Его руки называли золотыми. И это так и было. Один хирург может оперировать и все делать грамотно, правильно, но результат будет не лучшим. Есть такое негласное понятие “легкие” и “тяжелые” руки. Ануар Успанович обладал именно “легкими” руками. Все его операции имели положительный результат.
Ануар Успанович фактически создал кафедру. Я - последний с этой кафедры.
Муратбек Мисебайулы, инвалид I группы, перенес 12 операций за 20 лет, пациент Ануара Сегизбаева:
- Много людей, которые не взаймы делали добро. Таким был Ануар Успанович. Этот замечательный человек, основоположник ортопластики, в моей судьбе занимает особое место. Мой диагноз - деформационный полиартрит - встречается только у одного человека из миллиона. Я был обречен провести жизнь в горизонтальном положении. Видно, суждено мне жить, спасибо врачам Москвы и Алматы. Сейчас я самостоятельно стою и хожу. Хотя с трудом, но сажусь сам в машину. Я никому не в тягость. Благодаря Ануару Успановичу не только могу ходить, я нашел свою любовь и стал отцом троих детей. Велика добродетель Ануара-ага. А его жена Зоя мне, пациенту ее супруга, часто готовила пищу и приносила ее горячей. Станет ли сейчас таскать еду для пациента жена простого врача, которого лечит ее муж, не говоря уже о жене профессора? Ануар-ага умер. Что поделаешь, коротка жизнь хорошего человека. А с Зоей, его женой, я до сих пор не теряю связи.
Раиса Ивановна Семенова, профессор кафедры внутренних болезней Казахского национального медицинского университета имени С.Д. Асфендиярова:
- Мое знакомство с Ануаром Сегизбаевым и моим будущим мужем Геральдом Семеновым состоялось, когда я поступила на первый курс нашего медицинского института (теперь это университет). Ануар и Геральд были студентами пятого курса. Мы - молодые, красивые... Они - неотразимые красавцы. В те годы в мединституте была традиция посвящения первокурсников в студенты ребятами старших курсов. Они должны были быть нашими шефами, прививать нам патриотизм к вузу, профессии, опекать нас.
Но цель, как я поняла значительно позже, была не только наставническая... Ребята искали симпатичных девушек с целью познакомиться с ними. Так мы узнали, что зовут старшекурсников Ануар и Геральд. Гера был секретарем комитета комсомола, Ануар занимался профсоюзной деятельностью.
В декабре институт организовывал предновогодние вечера в ТЮЗе, в том, что стоял на углу Калинина и проспекта Коммунистического. Ануар и Гера пригласили меня на этот вечер. А чтобы я наверняка пришла, Ануар припугнул меня: “Если не придешь, утопим в ванне с формалином”. Мы, первокурсницы, знали, что в этой ванне держали мертвецов, предназначенных для изучения в анатомичке. Мы были наивными, во все верили... угроза произвела впечатление. И я немедленно согласилась.
Это было поколение такое, по-хорошему наивное... Когда нас отправляли в колхоз на работы, то в бараке спали все в одном помещении на нарах: мальчики в одной части, девочки в другой, а перегородкой служил чемодан.
Ануар и Геральд дружили всю жизнь, были неразделимы. Их объединяла любовь к медицине, романтическая любовь к женщинам...
Подрастали дети, которые, как и родители, выбрали медицину. Мой сын тоже стал травматологом. Общение с Ануаром Успановичем, блестящим травматологом, другом отца, в какой-то степени повлияло на выбор специальности.
Жизнь летит стремительно. И вот уже вчерашние студенты стали убеленными сединами профессорами.
Геральд сильно заболел: у него случился инфаркт, потом артериальная гипертония и кровоизлияние. Будучи заслуженным врачом РК (заведующий лабораторией патоморфологии) и проработав сорок лет в Институте хирургии, он находился в реанимации в своем институте. За Геральдом Владимировичем был постоянный уход, но он так и не поправился. Похороны устроил Институт хирургии Научного центра хирургии Сызганова.
Ануар, сам будучи очень больным, пришел на похороны Геры. Так друзья простились. Через год ушел из жизни и Ануар.
Хочу сказать, что у Ануара Успановича и Геральда Владимировича была крепкая мужская дружба на всю жизнь и без предательства.
Жанар Габиденовна Мустафина, заслуженный врач РК, профессор кафедры офтальмологии Казахского национального медицинского университета имени С.Д. Асфендиярова:
- Впечатления и воспоминания об Ануаре, об ушедшем времени - самые лучшие. Студенческие годы - особое время... Светлое, прекрасное.
Полвека прошло... Когда я говорю об Ануаре Сегизбаеве, то вижу ту, иную уже эпоху послевоенного времени. Наше поколение невозможно оторвать от страны. Мы тогда были птенчиками - девочками и мальчиками по 18-19 лет...Чистыми, открытыми... Сейчас мы уже орденоносные профессора. Но все зародилось там, в той далекой и прекрасной эпохе.
Нам повезло, потому что мы проходили обучение у настоящих классиков медицины. Они были неотделимы от культуры той эпохи. Врачевание существовало неотрывно от общей культуры. Поэтому сегодня, мне кажется, не то качество у специалистов, не те цели, задачи. Тогда у молодежи был порыв учиться. В каждой семье говорили детям: “Балам, учись!”
Ануар ворвался в студенческую жизнь, как метеор. Нас воспитывала эпоха послевоенной, строящейся страны. Мы были воодушевлены, окрылены.
Я занималась фехтованием, имела первый разряд. После нас в спортивный зал института приходили тренироваться гимнасты. Ануар так красиво выполнял гимнастические элементы, знаменитый “крест” на кольцах, удерживая на вытянутых руках тело, что мы не могли не восхищаться им.
Дружба Ануара с Геральдом была очень достойной, крепкой. Ануар - парень от сохи, Гера - из интеллигентной, рафинированной семьи. Но тогда не существовало никаких границ и рамок, классовых предубеждений.
Андрея невозможно было не любить. Он дитя советского поколения бессребреников-энтузиастов. Многие сегодня не понимают, что мы, врачи, за копейки творили чудеса. Наше поколение взросло на ниве доброго, интеллигентного отношения к жизни. Нам не приходило в голову за деньги оказывать помощь. Это сейчас жизнь так повернулась... И вот этого отношения к профессии, когда долг на первом месте, нам сегодня не хватает. И нынешним студентам нужно не только давать профессиональные знания, но и формировать иное отношение к жизни - не рваческое, а высокоморальное.
Горжусь, что училась с Ануаром и Герой. У нас было нерушимое братство. Ануар был нашей звездой!
Эдиль Айдарханович Апсатаров, заведующий кафедрой сосудистых хирургических болезней Казахского национального медицинского университета имени С.Д.Асфендиярова:
- Ануар Успанович читал лекции, оперировал... Находился в центре внимания, нес груз ответственности... Но он занимал свое место. К нему потоком шли люди, он принимал их, консультировал, решал проблемы. К нему обращались пациенты со всей страны. Приезжали врачи на усовершенствование квалификации со всего Казахстана, Союза. Он вел занятия, делился опытом. Его имя знали во всем Советском Союзе, о его школе, которую он поставил на ноги и вел, было известно всюду. Он оставил много учеников.
Если говорить сегодня о массовой травматологии, то она стала намного сильнее, квалифицированней, чем раньше.
Конечно, такие люди, как Ануар Сегизбаев, всегда были редкостью, но они есть, они развиваются. Ученики всегда должны быть на голову выше своих учителей. Как в свое время Ануар Сегизбаев стал достойным учеником Эдельштейна.
Жизнь Ануара Успановича была полноценной, яркой, полной. Он вырос у нас на глазах и стал революционным травматологом-ортопедом.
Данияр Сегизбаев, сын Ануара Успановича:
- Его отец Оспан Сегизбаев учился в МГУ на филологическом факультете, он погиб при обороне Москвы в октябре 1941 года.
Старший брат отца, папин дядя, - Насып Сегизбаев, был выслан как враг народа в Воркуту. Будучи бездетным, вернувшись в Казахстан, он обратился к религии и забрал в свою семью на воспитание моего папу. Он стал его духовным наставником.
По настоянию дяди папа приехал в Алма-Ату учиться. У него был мешок баурсаков и тысяча рублей старыми деньгами. В общежитии (на Шевченко и Космонавтов) мест не было. Он спал на скамеечке, пил из арыка воду и ел баурсаки. Поступил в институт самостоятельно, без всякой поддержки, не зная в Алма-Ате никого.
Будучи студентом медицинского института, учился заочно в физкультурном институте. Стал мастером спорта по спортивной гимнастике. Участвовал в Спартакиаде народов СССР в Москве, нес флаг Казахстана.
У нас дома постоянно жили какие-то люди. На моей памяти пять или шесть студентов жили в нашей квартире. Причем собственные дети спали на полу, а студенты занимали кровати, диван... На дому происходили консультации. Отовсюду ехали пострадавшие, больные. Забежишь в зал, а там на диване кто-то лежит, очередной пациент, и папа его осматривает.
После окончания института папа мне не стал помогать с трудоустройством в Алма-Ате. Я помню, как он сказал: “Если хотите чему-то научиться, то поезжайте в районную больницу, на село”. Так мы и поступили. Сестра отработала в Талды-Кургане, а я 2 года в Целиноградской районной больнице. Те опыт и школа, которые я получил в регионе, очень пригодились в моей жизни.
Я хотел бы быть таким, как мой отец, потому что он был удивительно целеустремленным человеком. Веселым и умным, сильным и справедливым, великим и простым одновременно.
Отец был человеком удивительной широты. Этого качества всем нам не хватает сегодня.
Самым неприемлемым обстоятельством для отца была жадность. Он всегда говорил нам: “Чем больше вы отдаете, тем больше вам вернется. Даешь хорошее, приходит хорошее. Сделаете плохо, то в ответ получите то же. Лучше отдайте последнее, потом вернется с лихвой”. Эти слова красной нитью прошли через нашу жизнь. Отец сам жил по таким принципам. И я своих детей пытаюсь воспитывать так же. Когда папа ушел из жизни пять лет назад, я назвал одного из сыновей его именем - Ануар. Это было важно для меня и всей нашей семьи. Потому что теперь рядом с нами опять живет Ануар Сегизбаев.
Дети профессора Сегизбаева хранят дома книгу Бахытжана Момыш-улы “Во имя отца” (“Восхождением к отцу” - так названа была первая книга об отце Б. Момыш-улы). Сын легендарного полководца, Героя Советского Союза Б. Момыш-улы был пациентом Ануара Успановича и подарил эту книгу с автографом в дань уважения. Некоторые слова из этой книги удивительно точно показывают отношение к отцу и признательность тому, кто стал много большим, чем просто родителем. Он оказался Творцом и Учителем жизни:
“Я рассказываю об Отце близким и понимающим людям, которых многие тысячи. Я не пишу статью об ушедшем, а говорю о живом.
...Первое слово подошло к концу, а расставаться с ним горько. Наверное, поэтому мне хочется крикнуть в конце слова во имя Отца:
- Отец! Мое незнание меня самого простится. Но прости мое незнание тебя! Я начну узнавание, а завершат его другие силы - человеческие, космические, божественные... Но для меня ведь это тоже счастье - все время узнавать тебя”.


Досье “НП”
alt
Ануар Успанович Сегизбаев - главный травматолог РК в девяностые годы. Доктор медицинских наук, профессор.
Родился в 1935 году в селе Елизаветинка Шортандинского района Акмолинской области. В 1960-м закончил Казахский государственный медицинский институт, лечебный факультет, а также Казахский государственный физкультурный институт заочно. Спортивный судья по спортивной гимнастике, мастер спорта по спортивной гимнастике.
 С 1964 -1966 гг. - ассистент кафедры травматологии и ортопедии Алма-атинского института усовершенствования врачей. С 1966 по 1970 г. - доцент кафедры травматологии и ортопедии Алма-атинского института усовершенствования врачей.
С 1970 по 1991 г. - заведующий кафедрой травматологии и ортопедии Алма-атинского института усовершенствования врачей.
31 мая 1972 года ему присвоена ученая степень доктора медицинских наук.
4 апреля 1974 года утвержден в звании профессора.
 С 1976 по 1981 г. проректор по научной работе Алма-атинского института усовершенствования врачей.
С 1992 по1995 г. - профессор кафедры травматологии и ортопедии Алма-атинского государственного медицинского института.
Отличник здравоохранения. Член КПСС.
Прожил в браке с супругой Зоей Нургалиевной Рахимжановой 40 лет. Оставил после себя троих детей - Муниру, Данияра и Мадину, которые стали медиками, как и отец, и шестерых внуков.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





  • Группа: Гости
  • Регистрация: --
  • Статус:
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
^
Dorogaia Galina Semenovna,
Spasibo bolshoe za etu statiu pro moego uchitelia i nastavnika Segizbaeva Anuara Uspanovicha.
Na fotografii, kotoraia pomeshennaia na verkhu vo vremia operatsii Ia uvidel sebia i meditsinskuiu sestru Olgu. Na etoi operatsii Ia byl ego assistentom Teljan Jounisbekov.
S ego pomoshiu Ia stal Travmatologom -Ortopedom mejdunarodnogo urovnia.
Svelaia pamiat' emu moemu dorogomu uchiteliu i blestiashemu khirurgu.
Ochen khoroshaia statia. Bud'te zdorovy Galina Semenovna i uspekhov v vashem tvorchestve.
Odin iz geroev vashikh statei Dr. Teljan Jounisbekov, Travmatolog-Ortoped, rabotaiushi v missii OON v Cote d'Ivoire, Zapadnaia Afrika.
  • Нравится
  • 0
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Будете ли Вы оформлять подписку на сайт, если сайт станет платным


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение