|
Галя Галкина
В эти дни родственники, общественность отечественной гражданской авиации, летчики-ветераны вспоминали Серика Шадьярова - одного из первых казахов, кто в 1978 году стал командиром самого мощного в ту пору лайнера гражданской авиации - ТУ-154. Серик Шадьяров ушел из жизни 10 лет назад
Сообщение о том, что Серик Жумагалиевич Шадьяров стал командиром ТУ-154 (одним из первых казахов) появилось в газете “Социалистик Казахстан”: “Из сердца отчизны - Москвы - прибыл очередной рейс ТУ-154, который возглавляет Серик Шадьяров. Он не скрывает своей радости: “Я с детства мечтал стать пилотом. После окончания Краснокутского летного училища моя мечта сбылась. До введения в командиры корабля я налетал в небе 14 тысяч часов. За это время освоил ПО-2, АН-2, Ил-14, АН-24. Сегодня сел за штурвал самого современного самолета ТУ-154 и очень счастлив. Впереди еще много путешествий”. В 1978 году славному летчику было 45 лет.
На борту самолета Серика Шадьярова летал великий писатель Михаил Шолохов, позже - Динмухамед Ахмедович Кунаев. Шадьяров относился к этому без ажиотажа.
Первая запись в трудовой книжке - 1953 год, 1 октября: “Курсант Краснокутского летного училища, город Красный Кут”.
И вот начало летной карьеры, новая запись в трудовой: “Зачислен в штат на должность пилота во вторую авиаэскадрилью 153-го Объединенного авиаотряда Казахского транспортного управления гражданского воздушного флота”. 1 июня 1957 года подразделение переименовали в Уральский авиаотряд. В 1963 году Шадьярова перевели в Алматинский объединенный авиаотряд. Назначили на должность второго пилота самолета ИЛ-14. В 1966 году переучивается на АН-24, в 1969 году становится командиром этого корабля. В 1973 году Шадьярову присваивают второй класс. В 1975 году Серик Шадьяров переучивается на самолет ТУ-154 и через три года становится командиром этого самолета.
Имя Серика Шадьярова - одного из ведущих пилотов советской гражданской авиации - было известно в аэропортах Советского Союза.
В школу пошел в 1941 году, когда началась война.
Откуда мечта о полетах? Уже после его ухода из жизни дети нашли запись отца о том, как он впервые увидел самолет в степи, как это впечатление детства определило потом судьбу.
“В 1939 году близ нашего аула Богатырева приземлился самолет. (Серику Шадьярову тогда было шесть лет.) Как обычно, первыми, кто побежал к самолету, когда он приземлился, были босоногие аульские дети. Постепенно подошли и взрослые. Летчики обратились ко взрослым, сказали, куда они направляются, спросили, в какую сторону нужно лететь. Аульчане показали направление. Летчики достали карту, расположили ее на крыле самолета и треугольной линейкой начали расчерчивать маршрут самолета. Летчики завершили свою работу, треугольная линейка соскользнула с крыла самолета на землю. Я заметил это, тихо поднял с земли линейку и спрятал ее под майку. Уже хотел тихонько уйти оттуда с линейкой за пазухой, и в это время летчики начали искать линейку. Когда они спросили, кто взял линейку, никто не ответил. Я стоял, волновался, не знал, что делать... и в это время один летчик заметил, что линейка у меня под майкой. Он подошел ко мне и обратился ко мне. Деваться некуда, пришлось мне вернуть линейку. Летчик пообещал мне, что в следующий раз они мне привезут такую же линейку. Потом он по-русски спросил меня: “Ты хочешь быть летчиком?” Я кивнул головой и ответил по-казахски: “Иќ!” Самолет запомнился мне. Уже став летчиком, я узнал, что это был самолет ПО-2 известного конструктора Поликарпова. Выяснил также, что командиром этого самолета был Борис Лаврентьевич Волков. После встречи с летчиками я начал делать из деревяшек самолет ПО-2, каким его запомнил. И мы с друзьями с тех пор играли в летчиков. Из всех этих мальчишек только я стал летчиком, мои друзья детства тоже получили разные профессии”.
Серик Шадьяров хотел поступать именно в летное училище. Когда он поехал в Краснокутское училище, дед об этом не знал, Серик фактически сбежал. Отец поехал за ним, чтобы вернуть домой. Но, увидев, как решительно настроен Серик, согласился. Русский язык учил как иностранный.
Серик Шадьяров потом и своим детям вырезал из дерева самолеты. Один из них, Абат, стал летчиком. Незадолго до смерти отца Абат случайно нашел в магазинчике модель ПО-2. Собрал по схеме модель реликтового самолета и дал отцу, который уже не вставал. Серик Жумагалиевич, увидев ПО-2, машину своей юности, обрадовался, долго держал в руках самолет, нашел массу неточностей в модели... Врачи предлагали Серику Жумагалиевичу лечь в больницу, но он отказывался: “Бензин кончается. Самолет идет в пике”. Ушел из жизни Серик Жумагалиевич в 69 лет. Перед смертью напутствовал детей, внуков. Не мог он тогда знать о трагической судьбе сына Абата. Казахстанский летчик погиб в авиакатастрофе в июле 2009 года.
Серик Жумагалиевич Шадьяров вел дневник и писал стихи, но никому об этом не рассказывал. После смерти узнали близкие. В дневнике оставил внуку, внешне на него очень похожему, генеалогическое древо вплоть до седьмого колена - отцов, дедов, прадедов. За несколько лет до смерти Серик Шадьяров поехал по Уральской области с целью найти могилу своего деда. И нашел ее! От Касталовки, районного центра, - километров 20 на восток. Маленький камень на могиле Шадьяра. По дороге делал записи в дневнике. Прадед, Шадьяр, был поэтом, писал песни, стихи. Серику передался этот дар по наследству. В дневнике писал о каждом из своих близких, давал им характеристики, размышлял о судьбе каждого - о сыновьях, дочери, внуках... Но потом все эти записи уничтожил, считая, что не вправе судить о близких. Боялся, что некоторые моменты в записях будут неправильно поняты. Он сказал детям, которые выразили огорчение по поводу уничтоженного дневника: “Каждый человек сам себе судья”. |