|
Галя Галкина, Ольга Гарифуллина
Третий, уже традиционный фестиваль “Французское кино сегодня” проходит в эти дни в Алматы. Бауржан Шукенов - один из организаторов этого традиционного события, ключевая фигура отечественного кинопроката. Это непростая сфера деятельности, одновременно объединяющая культуру, просвещение и стратегию бизнеса. Размышления профессионала дают представление о целой философии кинопроката наряду с производством фильмов, одной из важнейших составляющих киноиндустрии. В нашем, казахстанском, контексте
- Кому принадлежала инициатива проводить фестиваль “Французское кино сегодня” в Казахстане?
- Первым здесь, конечно, появился Жоэль Шапрон, эксперт Каннского фестиваля, вице-директор компании UNIFRANCE по Восточной Европе, продвигающей французское кино за рубежом. Вместе с нашим известным киноведом Гульнарой Абикеевой он пришел и сказал, что есть такая идея. Об этом фестивале нам было известно уже давно - по отзывам в России. И вот уже каждый год мы смотрим французские фильмы в оригинале и понимаем: французское кино - это другое кино! После Голливуда и индийского Болливуда французская кинематография - третья по величине в мире. И это тот путь, по которому надо идти и казахскому кино: кинематограф Франции всегда стремится отразить те разнообразные проблемы, которые существуют в их обществе.
Страна с помощью кино поднимает какие-то свои серьезные социальные противоречия, факты истории. Французская кинематография имеет очень умную систему финансирования своего кино в местном прокате.
Французы восприимчивы к тем темам, которые могут затронуть и людей, живущих в Европе. И если однажды дистрибьюторская компания приобретает в Казахстане какой-то фильм и хочет его хорошо показать в Европе, то благодаря такой заинтересованности у картины начинает складываться “фестивальная” судьба. В Венеции, в Берлине и так далее. А где и как такое может родиться? Только посредством контактов, в том числе и фестивальных. Так и открывается “окошко в Европу”.
- Фестивальная программа каждого года очень разнообразна. Если первый был памятен удивительным документальным фильмом “Океаны”, второй запомнился фильмами “Господин Никто”, “Облава”, комедией “Таможня дает добро” и другими, совершенно разными по тематике и стилю картинами, то в чем особенность программы этого, третьего, фестиваля?
- Наша общая мечта была показать на этом фестивале фильм «Один плюс один» - "Intouchables" (режиссеры и сценаристы Эрик Толедано и Оливье Накаш). И в Москве, и по всем странам СНГ эта картина пойдет с 24 апреля. А казахстанский зритель увидит ее самым первым. Фильм гремит по всей Европе, и американцы тоже приобрели права на ремейк этого фильма. Только в одной Франции картина собрала 250, если не 280 миллионов евро! Вот вам кино - и смешное, и грустное, где социальная проблематика поднята на такой уровень, да еще и в жанре комедии!
Вторая наша задумка - показ фильма “Штурм”, первого, купленного нами у французов. Это история 94-го года, когда террористы захватили самолет с французами и алжирцами на борту. Напряженное действие, серьезное, хорошее кино. Об истоках, о самых первых провозвестниках терроризма. Мы в Казахстане в прошлом году также столкнулись с этим явлением. После известных событий в нашем обществе об этом много говорят, думают. Как действовать с идеологической точки зрения? Какие действия предпринимать физически? Как защитить людей? Вот мы и решили, что обязательно нужно, чтобы “Штурм” пошел у нас в прокате. Для показа фильма мы заказали закадровый перевод. Лично я считаю, что любое кино не должно терять из-за перевода самой эмоциональности, которую передает язык оригинала.
- Фестиваль - это плод общих усилий многих и многих участников. Вспоминая два прошлых, чья помощь была важна, а чьей не помешало бы еще?
- До сих пор в этом плане основная поддержка исходит от французских компаний, которые здесь работают, или компаний, как-то связанных с Францией. Даже если их помощь минимальна, она, конечно, совершенно необходима. Возможно, в чем-то и мы сами неправильно работаем. Пока не хватает сил. Еще отсутствует тот сегмент людей, которые могут связать французские компании, работающие в Казахстане, с организаторами фестиваля.
- Если взять фильмы совместного производства, то больше всего их создали именно с французами или при их поддержке?
- Да, верно. Просто нужна уже система копродукции, которой у нас нет. Есть какие-то разовые инициативы. Нет системы производства и образования, на уровне договоренностей стран, министерств, на таком уровне, как это уже делает Россия: СNC (Центр национальной кинематографии) Франции совместно с российским Фондом кино в июле 2011 года основали франко-российскую киноакадемию под председательством Павла Лунгина. Для поддержки производства, проката фильмов, для обучения (обмен студентами и т.п.) и исследования кинонаследия... Это уже практическая плоскость.
Нам бы присмотреться к этой идее. Ведь приходит новая молодая поросль, и они должны знать, что перспектива есть, что если кто-то молодой и талантливый, с хорошим сценарием, способным режиссером и толковым продюсером, то они могут обратиться в организацию, структуру, которая этим профессионально занимается. Это нужно выстраивать, создавать. А второе: должна действовать столь же профессиональная организация, продавая это кино на кинорынках. То есть мы еще существуем как острова. А ведь из этого пора уже собирать материк. Я пока не говорю о казахстанских фильмах, поскольку в целом в стране в сфере организации подобной фестивальной жизни до этого еще, конечно, далеко! Но все же считаю своим человеческим и гражданским долгом обязательно показать целый ряд казахстанских картин, которые пока еще не дошли до проката! Они до него не доходят из-за того, что, с одной стороны, мы не можем выделить для этих фильмов времени, и с другой - создатели казахских картин еще не имеют опыта продвижения своего кино в прокате. И мы будем этому содействовать.
|
Справка “НП”
Бауржан Шукенов - исполнительный директор киноцентра “Арман” города Алматы. Закончил Ленинградский институт куультуры, имеет профессиональное музыкальное образование. Работал педагогом музыкального училища, заведующим, начальником управления культуры, директором филармонии в городе Кзыл-Орда. В Алматы работал в культурно-коммерческом центре “Алтын-Алма”, затем - в компании “Рахимжан”. Десять лет как профессионально занимается кинопрокатной деятельностью. |
- Вы уже 10 лет профессионально занимаетесь кинопрокатом. Есть ли у Вас некая “норма” просмотров нового кино и где Вы ежегодно обязательно бываете?
- По идее, если есть норма, то она должна быть стопроцентной. Отсматривать все, что имеется, - невозможно физически, но к этому нужно стремиться. Если в российском прокате есть фигура ответственного лица, контролирующего репертуар кинотеатра, обязанного смотреть все фильмы, которые в нем идут, и отвечающего за просчеты своей зарплатой, то у нас не так. Приходится и смотреть все кино, и вникать во все текущие проблемы кинопроката - от работы киномеханика до контролера, что, конечно, неправильно, но пока это так. Ежегодно мы бываем на Московском международном кинорынке (он проходит 3 раза в год) и каждую осень на “Киноэкспо” в Санкт-Петербурге. Там представляют большую часть материала. И второй год подряд мы посещаем форум французского кино в Париже, крупнейший в Европе. В прошлом году побывали на Берлинском кинорынке, это необходимо, чтобы улавливать, чем дышит европейское кино. В этом году мы планируем быть в Барселоне, также на крупном кинорынке. Важно знать наперед, за полгода, кто нынче лидеры кинематографа. И заранее представлять, как ту или иную картину можно показать в Казахстане. Это реальное развитие бизнеса.
- Что же влияет на выбор фильмов? Какова доля, что приходится на “общую тенденцию”, и какая часть - Ваш личный выбор?
- Надо сразу же разъяснить ситуацию: мы практически не влияем на подбор того, что идет в кинопрокате. Влияют крупные голливудские студии, так называемые мэйджеры. Кино, которое они производят, это, в первую очередь, студии “Дисней”, “Парамаунт”, “Фокс”, “Юниверсал” и “Уорнер Бразерс”. Они, конечно же, представлены на российском рынке и диктуют, какое кино идет в мировом прокате. Если в среднем каждая из этих пяти студий ежемесячно выпускает по две картины, мы ориентируемся на это кино. Второй сегмент, также формирующий прокатную историю мира, - это уже кино независимое. То есть менее крупные компании, такие как “Саммит Интертеймент”, “Лайонс Гейт”. В этом же сегменте независимого кино присутствует и кино европейское, которое мы тоже начали закупать. Вот так формируют прокат. И где-то между всеми этими сегментами находится наше, казахское, кино. Мы еще только осваиваем приобретение лицензий на производство - для дубляжа и затем проката фильмов, то есть к закупу российского и европейского кино мы подошли уже вплотную. Но пока еще, повторюсь, мы не дошли до кино казахского. Нам остается продолжать наводить мосты, сближаясь со странами с успешной национальной кинематографией. Наша собственная киноиндустрия еще развивается, но в ней есть все основные элементы: люди, которые снимают кино, государство, которое дает на это какие-то средства. И есть кинотеатры, где это кино можно показывать! |