|
Галя Галкина
В течение последних лет мы занимаемся темой поиска пропавших без вести казахстанцев, казахов, воинов Великой Отечественной войны. Два года назад страны постсоветского пространства отмечали 65-летие победы в этой величайшей войне. И чем дальше от нас события ВОВ, тем острее интерес к ним. Приходит осознание того, что множество имен может кануть в безвестности. Казахстанцы продолжают искать своих предков, павших в годы Великой Отечественной войны. Они хотят знать, где погибли и захоронены близкие. Большей частью поиски погибших солдат прошедшей войны ведут по личной инициативе неравнодушные люди. Еще много невыявленных фактов боевого пути казахских воинских формирований. С некоторых документов, хранящихся в архивах, до сих пор не снят гриф секретности. Исследования поисковиков в нашей стране, в России, Украине, Беларуси могут дать должную оценку вкладу наших соотечественников, вернуть из небытия их имена, позволят ныне живущим гордиться своими близкими. Наши современники говорят: “Война не закончится, пока не будет захоронен последний солдат”
На страницах “НП” вышла серия материалов, посвященных теме поиска. Вот лишь последние публикации за минувший и нынешний годы - “Его зовут Жумаш Рахметов” (май 2011-го), “Ищем тебя, Сагадат!” (июнь 2011-го), “Я убит под Ржевом...” (сентябрь 2011-го), “Список” (октябрь 2011-го), “Кавалеристы, где вы?” (ноябрь 2011-го), “О забытом...”, “Вся надежда на поисковиков” (февраль 2012-го)...
Многие имена вернулись к нам благодаря поиску оленинской районной общественной организации “Военно-исторический поисковый центр “Орел” (Тверская область, Россия), которую возглавляет Дмитрий Жук. Недавно он отозвался на публикации в нашей газете. Приводим целиком письмо Дмитрия Жука, посвященное участию воинов-казахов в боях в Оленинском районе Тверской области.
|
Горсть земли на могилу героям-соотечественникам.
9 мая 2010 года, ветераны-казахстанцы из 100-й и 101-й бригад |
Вам, казахстанцы!
“Когда-то, изучая в Центральном архиве Министерства обороны РФ историю боевых действий подразделений 22-й и 39-й армий Калининского фронта на Оленинской земле, в частности, печально известную операцию “Марс”, я впервые в документах встретил упоминания о 100-й отдельной стрелковой бригаде.
Национальный состав бригады на момент формирования состоял из 86 процентов казахов, 11 процентов русских, 3 процентов украинцев, белорусов и других национальностей.
Операция “Марс”, в которой получила свое боевое крещение не участвовавшая ранее в боях бригада, в целом для наших войск была неудачной и не достигла стоявших перед ней задач, однако была одной из самых кровопролитных - среднесуточные потери наших войск в ней составили 8296 человек убитыми, ранеными и пропавшими без вести.
Тяжело развивалось и наступление 100-й бригады на участке фронта в районе села Молодой Туд. После начала операции 25 ноября 1942 года в журнале боевых действий бригад от 2 декабря есть следующая запись: “...в течение восьми дней дрались за овладение Плеханово, потеряв целиком 2-й и 4-й батальоны, пулеметные батальоны, в которых осталось по 30 человек, и на 75 процентов 1-й и 3-й батальоны. Так и не овладели.
Противником были сильно укреплены районы: выс. 216,3 Калинино, рощи севернее и восточнее Калинино, Плеханово. Особенно высота 216,3".
К 3 декабря в составе 100-й бригады в строю остались 1994 человека из бывшего до начала боя состава бригады в 4751 человека. Убитыми и пропавшими без вести бригада потеряла 820 человек, судьба большинства раненых до конца не известна.
Скупые и горькие строки документов.
Но была и радость первых побед, первых освобожденных от фашистов деревень и бывшего тогда районным центром села Молодой Туд, замечательно описанных в книге ветерана 100-й отдельной стрелковой бригады С.С.Джиенбаева “Сотая Казахская”: “И что запомнилось мне даже сильней боевых эпизодов с громом выстрелов - так это собрания населения в освобожденных деревнях. Их проводили наши политработники, комиссар бригады С.Баишев, комиссары батальонов, политруки подразделений. Собирались на них все - от мала до велика. И такое было внимание, такая общая светлая радость, такая вера в будущее, что она в моей памяти за долгие годы не стерлась, не выцвела.
В Молодом Туде комиссар бригады С.Баишев сорванным охрипшим голосом говорил о том, что сегодня воины соединения выбили из районного центра фашистов и с этого дня, с этого часа вновь начинается настоящая, свободная человеческая жизнь, и никогда больше нога врага не ступит на эту священную землю. Помню, как заторопился к комиссару старенький дедушка. Помню, как поддержали его, помогли подняться на ящики из-под немецких мин. Комиссар не отходил, поддерживая старичка, а тот вдруг ухватился за его руку и - заплакал. Слез своих дедушка так и не мог унять. Комиссар обеими руками поддерживал его, помогая спуститься вниз, и только тут дедушка проговорил: “Дождались! Дожил! Слава Богу...”. Вот и все выступление настрадавшегося человека. Всего несколько слов сквозь слезы. Но нам эти слова надолго запомнились”.
За мужество и героизм, проявленные в боях под Молодым Тудом, орденами и медалями наградили 34 воинов 100-й бригады, а в бригадной газете 29 ноября 1942 года опубликовали материал под заголовком “Герои Молодого Туда”.
Это были первые боевые награды воинов 100-й отдельной стрелковой бригады, сформированной в Алма-Ате. Но не все они, к сожалению, дожили до победы.
Алматинца Карабека Бурушева наградили орденом Красной Звезды посмертно, а известный снайпер, джамбулец Ибраим Сулейменов, погибший 15 октября 1943 года под Невелем, свою первую медаль получил под Молодым Тудом, уничтожив 15 немецких “кукушек”.
|
Казахстанская 100-я бригада, 1942 год. Фото из военного архива Минобороны России. Второй справа - Хаким Бекишев - Бронированный комбат. Он выжил в этой войне. Говорят, сын Бронированного комбата как две капли похож на отца, живет в Алматы |
На военной карте обозначены все населенные пункты, за которые сражалась 100-я стрелковая бригада. Эти же названия указаны в списках безвозвратных потерь в графе “где похоронен”. Учитывая то обстоятельство, что в послевоенные годы осуществлялись массовые переносы и укрупнения воинских братских могил, можно с уверенностью сказать, что останки воинов-казахстанцев в настоящее время покоятся в братской могиле села Молодой Туд.
Но вот со списками похороненных в братских могилах в послевоенные годы дело обстояло сложнее - до настоящего времени не увековечено более 50 процентов погибших воинов, а воины 100-й бригады не были увековечены вовсе.
Сейчас трудно судить, с чем это было связано - с секретностью операции “Марс” либо с замалчиванием самого участия в Великой Отечественной войне национальных воинских подразделений, однако факт остается фактом. Сами списки безвозвратных потерь через ветерана 101-й отдельной стрелковой бригады полковника Какена Абенова я передал в Центральный государственный архив Республики Казахстан, где их тщательно выверили специалисты и опубликовали в 2010 году в книге К. Абенова “Операция “Марс”. Казахи в “Долине смерти” вместе со списками погибших воинов сражавшейся совсем неподалеку 101-й стрелковой бригады.
Тогда же, в мае 2010 года, в селе Молодой Туд Оленинского района побывала большая делегация ветеранов Республики Казахстан, а в ноябре 2009 года в районе побывала большая делегация из города Тараза. Регулярно приезжают в село и родственники погибших воинов.
В настоящее время о 100-й казахстанской национальной стрелковой бригаде известно и опубликовано практически все, но остался один важный нерешенный вопрос - об увековечении воинов 100-й бригады на месте их гибели.
В этом году списки погибших воинов 100-й бригады официально с соблюдением всех необходимых формальностей внесут в списки братской могилы села Молодой Туд, в связи с чем предстоит реконструкция самой братской могилы и изготовление мемориальных плит с именами воинов-казахстанцев. В селе Молодой Туд Оленинского района мы планируем полную реконструкцию братской могилы, то есть совершенно полную - демонтаж всей предыдущей композиции - и на ее месте соорудят абсолютно новую братскую могилу. Так что дело не только в плитах...
|
Дмитрий Жук - руководтель оленинской районной общественной организации «Военно-исторический поисковый центр “Орел” (Тверская область, Россия) |
Дина Игсатова, главный редактор журнала “Ару жан”, в последние годы всерьез занимается поисковой работой - ищет следы пропавших без вести на фронтах Великой Отечественной войны казахстанцев.
Вопрос только в том - нужно ли это самим казахстанцам, и готовы ли они принять в этом участие?”
Вопрос Дмитрия Жука: “Нужно ли это самим казахстанцам, и готовы ли они принять участие в полной реконструкции мемориала в селе Молодой Туд, внесении списков погибших воинов 100-й бригады?” - не праздный. И здесь уже не обойтись усилиями частных лиц. Так что вопрос этот обращен к государственным структурам. И, пожалуй, главное - мне так представляется, что для наших дедов нет вопроса - устанавливать ли мемориал на месте реальной гибели 100-й бригады, кстати, сформированной в Алматинской области. |