|
Артемий Галкин
Она отлично сидит в седле, играет на домбре и гитаре, поет на разных языках, владеет ораторским искусством, но истинное ее призвание - быть учителем! Сауле Муратовна Шлымова - преподаватель специальных дисциплин высшей квалификации первой категории, заместитель директора по учебно-производственной работе Международного колледжа бизнеса. Под ее внимательным контролем и опекой около 400 студентов, они относятся к Сауле Муратовне не только как к педагогу, но и как к старшему другу... Научный руководитель бизнес-проектов студентов международного колледжа бизнеса, Сауле Шлымова заняла все призовые места по секции “Экономика” среди государственных колледжей города Алматы и была удостоена присвоения высшей категории высшей квалификации
Но за всем этим угадывается юная, любопытная, неугомонная девчонка, жаждущая знаний, новых впечатлений и достижений. Как же все начиналось?
- Мои родители, учителя, были далеки от предпринимательской деятельности, жили на одну зарплату, а это 90 рублей в месяц, и каждому заработанному куску хлеба я прекрасно знала цену. В 21 год я окончила педагогический институт, факультет иностранных языков, но позже в нашей стране перестал котироваться немецкий язык, уступив все права английскому, и я была на грани безработицы. В 25 лет окончила еще один институт и получила квалификацию экономиста. Потом добилась возможности учиться по государственному гранту в магистратуре и получила диплом с отличием по специальности “Менеджмент”.
Параллельно с обучением вышла замуж, многими своими достижениями я обязана мужу. Сейчас у меня двое детей, сын Султан учится в 10 классе, дочери Томирис 3 года. Моя основная цель в жизни - дать детям качественное образование и воспитать в них дух причастности к своей Родине, нашему Казахстану.
- Какими достижениями гордитесь?
- В своей жизни я не сделала ничего сверхвыдающегося, но все же имею грамоты и благодарности, а это - признание, которым я дорожу! Две из них мне наиболее дороги, это грамота Национального чемпиона SAGE (Student Advаn. Gevel. Education) и грамота от Управления образования города Алматы.
Обладательница неуемного, немного мужского характера, высокой энергии и желания творить, Сауле Шлымова, может, и не добилась тех материальных и финансовых высот, о которых мечтают многие, но она абсолютно точно знает, что занимается сегодня тем, чем хотела заниматься всегда - учить и воспитывать подрастающее поколение.
- Учебные заведения, называющиеся сегодня колледжами, раньше именовались ПТУ - профтехучилищами. Учиться там было не престижно, более того, туда отправляли почти насильно безнадежных троечников и двоечников. Современные колледжи отличаются от тех советских ПТУ для неудачников?
- Да, отличаются. В ПТУ система обучения полностью копировала среднюю школу. На практике это было обучение только ремеслу - то есть прививались навыки, необходимые для работы за станком, за кассой или прилавком. Со свидетельством об окончании ПТУ очень трудно было устроиться на работу не по специальности, если же это и удавалось, такой работник никогда не поднимался выше линейного персонала. Разумеется, если не продолжал образование. В колледже система обучения ближе к вузовской. Все как у обычных студентов - лекции, семинары, зачеты и экзаменационная сессия. Часто предметы на последнем курсе ведут преподаватели профильных вузов. Впрочем, у студентов колледжей чуть меньше свободы, чем у их коллег из университетов. Традиционно преподаватели колледжа лучше следят за дисциплиной и больше внимания уделяют воспитательной работе.
Выпускник колледжа получает диплом о среднем специальном образовании, то есть уже является дипломированным специалистом и может начинать профессиональную карьеру или без проблем продолжить образование в университете, чего не мог себе позволить выпускник ПТУ. Современной молодежи сегодня труднее ориентироваться и приспосабливаться к быстроменяющимся условиям, тогда как в советское время все было известно задолго вперед. Молодые люди обладают тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, который выгодно отличает их от других групп населения.
- Наверное, с детских лет мечтали стать учительницей?
- Детство мое прошло, как и у тысячи ребят сельской местности, мы много трудились, помогали родителям по хозяйству, копались в земле. Но уже тогда зарождались мои первые менеджерские качества, в основном я руководила и управляла рабочим процессом. С малых лет я была лидером в своем дворе, организатором в школе, председателем студенческого совета в универе. Думаю, сейчас наступил период, когда я с гордостью могу сказать о реализации своего потенциала.
- Почему Вы выбрали именно профессию учителя?
- Потому что это самая сложная работа из всех профессий. А я люблю сложности. Мне нравится готовить детей к жизни в обществе, помогать в раскрытии творческого потенциала, способностей и возможностей учащихся. Я работала и на производстве, и в финансовых учреждениях, но всегда возвращалась к своему источнику, понимая, что это я умею делать лучше всего.
- Какие профессиональные цели Вы ставите перед собой? Есть ли научные педагогические интересы?
- Целей много. На данный момент хочется получить юридическое образование, в наше время это стало необходимым. Что касается интересов, то мне нравится привлекать студентов к науке, нововведениям.
- Вы впитали патриотизм с малых лет. Можно ли воспитать в молодых людях патриотизм? Как Вы развиваете это качество у своих студентов?
- Патриотизм - это особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, традициям, языку. Патриотизм, несомненно, актуален. Это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь нашего государства. Без патриотизма нет такой ответственности. Если я не думаю о своем народе, то у меня нет дома, нет корней. Человек без патриотизма, по сути, не имеет своей страны. Сегодня в Казахстане современная молодежь с нескрываемым желанием стремится уехать за границу. Причем на ПМЖ. Немалую роль здесь играет отсутствие патриотизма. Воспитывать в детях чувство патриотизма - это моя основная задача. На своих занятиях я поднимаю также вопросы нравственности, моральных качеств, толерантности. Я сама патриот своей страны и живу по принципу, где родился, там и сгодился. |