|
Галина Галкина
У любого алматинца есть любимый уголок, излюбленный городской пейзаж. И тут хочется перейти с патетической лексики на бытовую: в нашем славном городе всюду “понатыканы” памятники, вознесенные на постаментах на недосягаемую высоту, от иных из которых хочется просто бежать - столь уныло, а иногда устрашающе они выглядят
Их устанавливали в разные времена, при разных режимах и заботились именно об общественной, общей нашей памяти. А когда свергали кумиров ушедших эпох, доставалось и памятникам.
Как известно, часть из опальных памятников отправлена “в ссылку” - в бывший скверик Комсомольской славы, а ныне - в парк развлечений “Фэмили”. Это - увековеченные вождь революции Ленин, всесоюзный староста Калинин, а также советский военачальник Михаил Фрунзе. Памятник вождю революции был снят с постамента: Ленин буквально спустился с небес на землю - к людям.
Многие из памятников Алматы - настоящие чудовища в камне и бронзе. Аллея Славы на бывшей Советской улице перед бывшим Домом правительства, что на Старой площади, пугает своим стилем: славные мужи Казахстана представлены здесь в виде стел с водруженными на них бюстами. А между тем облик подобного памятника восходит к традиции не столь уж древних времен - насаживать голову своего врага на кол и оставлять это сооружение в поле.
Множество памятников, по выражению председателя Союза дизайнеров Казахстана Тимура Сулейменова, таковы: “стоит статуя - рука поднята, а в ней - граната”. Специалист в области средообразования и дизайна также считает, что “наши города наводнены памятниками, к которым страшно подойти. В лучшем случае, их уместнее видеть на кладбище или вообще не видеть. Когда в культуру вторгаются политики, приоритетом становится политика, а не культура. Этакий очередной “ленинский план монументальной пропаганды”. И появляются фигуры с воздетыми руками. Еще одно тревожное явление: появляется все больше батыров - это некие идентичные архетипы: обязательно с бородой, в доспехах, а под батыром - “конь вороной, белые копыта”.
К счастью, мы стали понемногу отходить от традиции увековечивать только идеологов, историков и иных, на самом деле достойных нашей памяти людей, беспрестанно гордясь их деяниями и погружаясь в бесконечную скорбь об их уходе. В Санкт-Петербурге установили памятник безыдейному “Чижику” на Фонтанке.
А в деловом районе города Франкфурта стоит памятник галстуку и воротничку...
Нам, алматинцам-романтикам, понадобилось пять лет, чтобы “пробить” памятник легендарной Ливерпульской четверке. Скульптурная бронзовая композиция - единственный в мире памятник сразу четверым битлам - установлена на горе Коктобе. Хотя раздавались возмущенные голоса чиновников: “Какое отношение эти музыканты имеют к Казахстану?”
Кто разделяет лучших представителей рода людского на “чужих” и “своих”? К 300-летию Санкт-Петербурга открывают памятник Джамбулу, памятник Абаю в Москве - в год Казахстана в России, и никто не возражает. А у нас в Алматы переименовывают улицу Ленинградскую, что вызывает сожаление не только у блокадников, оставшихся жить в нашем городе.
В Киеве на улице Прорезной (бывшая Свердлова) непринужденно стоит бронзовый Паниковский, а под его пяткой намертво зажат чей-то кошелек с деньгами - тоже бронзовый. В том же Киеве увековечен режиссер культового фильма советской поры “В бой идут одни старики” Леонид Быков. А в Таразе соорудили скульптурную композицию “Джентельмены удачи” - герои фильма, по сценарию, сидели в этих местах.
В нашем городе наконец-то создан памятник апорту. Мы сможем потом рассказать детям, что было у нас когда-то такое уникальное яблоко. Автор этой композиции у “Столичного центра” - скульптор Павел Шорохов - населил Алматы и иными, непомпезными фигурами из бронзы. Например, на скамейке у бизнес-центра “Нурлы-Тау” сидит “Читающий газету”, а неподалеку от него замер “Поливальщик”.
В России, в Челябинске, сооружена трехфигурная композиция, воплотившая Алдара Косе и двух верблюдов. Примечательно, что попытка создать в Казахстане памятник остроумному безбородому обманщику натолкнулась на сопротивление чиновников от культуры.
Киевляне воплотили в бронзе своего любимца-кота, который погиб под колесами автомобиля. В его честь также переименовано кафе, где обитал любимец горожан.
Недавно в Таганроге был установлен памятник Фаине Раневской. Запечатленная в образе героини фильма “Подкидыш”, она стоит под зонтиком, у стен дома, в котором когда-то родилась. Не успели открыть памятник любимой актрисе, как чиновники стали возмущаться, что образ не соответствует “тому вкладу, который Раневская внесла в культуру России”. Так и слышится голос самой Раневской по этому поводу: “Муля, не нервируй меня!”
Фото Рината Шаяхметова |