|
Галя Галкина
Перед Новым годом люди подводят итоги, перебирают вещи, выбрасывают что-то старое, ненужное... Для художника старое - это впечатления: строки, картины, вещи, как знак времени. Зитта Султанбаева, художница, поэт, журналист, открыла отцовский чемодан из прошлого и обнаружила там Время... Еще была Улица из детства... Эти два образа стали поводом для открытия выставки. Ведь художник запечатлевает время, чтобы оно не исчезло бесследно. Зитта Султанбаева пригласила на свою выставку зрителей: “Рисунки, вытянутые из чемодана, датированы другой датой, новой эрой KZ, постсоветской. Но они не перегружены излишней “инфой”, нет в них лиц страны родной, примет времени... Только оттиски и срезы внутренней жизни автора...” Так получилась уникальная “Выставка из чемодана” в арт-галерее “Белый рояль”
- Какого содержания картины и стихи Зитты Султанбаевой лежали в чемодане? Это тот чемодан, что был заброшен в кладовке и забыт на время. Или чемодан для путешествий - по времени и пространству?
- Чемодан был хранилищем моих работ, старых, забытых и тех, что посвежее, но история чемодана давняя: “Чемодан из Страны северного сияния, прибывший в Алма-Ату в восемьдесят пятом или четвертом году прошлого века накануне развала совка. В крепкой и смуглой руке Ооца, державшей поручень крепко!” Когда-то, уже четверть века назад, мой папа отправился на заработки на Крайний Север, возвращаясь оттуда, он привез в нем подарки и вещи, которые памятны до сих пор... Фотографиями этих незабываемых подарков я обклеила бока белого рояля на выставке - бинокль в кожаном чехле, шкура северного оленя, транзистор “Вега”, фотоаппарат “Зенит” для сына, шкатулка с драгоценными камнями для меня и мамы и... другие трофеи, которые, увы, развеяло время! Но чемодан уцелел. И в нем хранятся оттиски монотипий, напечатанных в разное время... Время съест их, конечно же, постепенно. А пока я “здесь и сейчас...”
|
Досье “НП” |
Зитта Султанбаева - выпускница Алма-Атинского художественного училища (1981-86), Сценарной мастерской при киностудии “Казахфильм”(1985-87), Театрально-художественного института (1986-89). Участница и призер многочисленных международных выставок в Роcсии, Чехословакии, Германии, Франции и США. Инициатор ряда образовательных проектов и персональных выставок. Автор критических и обзорных статей об искусстве, внештатный корреспондент газеты “НП”. Вместе с Абликимом Акмуллаевым составляет артдуэт ZITABL. Самые известные произведения: видео “Азиатский маршрут”, “Мисс Азия”, “Молчание ягнят”, “Слепые”, “Яйцеголовые на конвейере времени” и другие. Графические работы хранятся в коллекциях США, Англии, Германии, Франции и других странах мира. |
Так что этот чемодан, в каком-то смысле волшебный и мистический, по ходу выставки он перемещался - сначала стоял на рояле как главный виновник и центральный объект этой выставки, затем попал под него, потому что его вытеснил Гуманоид, сделанный и придуманный Абликимом ради поэтического вечера. А в финале выставки, во время музыкального вечера, он переместился на летающую тарелку к Гуманоиду.
Абликим Акмуллаев, супруг и единомышленник Зитты (артдуэт ZITABL), также принял участие в выставке. Он сделал алюминиевого Гуманоида, который располагался по центру стены с картинками. Этот фантастический персонаж стал центральным объектом, возле которого приглашенные поэты читали свои стихи.
- Видимо, Гуманоид - это некий намек на то, что поэты - люди немного не от мира сего? Их видение поэтов отличается от практического, обыкновенного и обыденного взгляда на жизнь большего числа людей?
- Безусловно! Люблю поэтов. Они не держатся за земное. Они тонки и хрупки и в то же время отважны до безрассудства.
Поэты, участники вечера, представляли более авангардное течение в поэзии, что вполне соответствовало стилистике моих графических циклов. Я пригласила своих друзей и знакомых-поэтов, таких как Юрий Леонов-старший и Жанат Баймухамедов, Санобар Атаханова, а Сергей Алексеенок по моей просьбе пригласил свою плеяду воспитанников литературных курсов “Мусагет”: Ивана Бекетова, Чингиза Тибея и Павла Погоду.
В конце мы выключили свет и уже при свечах включили записи ушедших поэтов - Игоря Полуяхтова и моего брата Нуйлопа Нуписа (это его поэтическое имя). Атмосфера была уникальной. Люди истосковались по хорошим стихам.
|
Студентки медучилища, фармфакультета. Гаухар Ахметова, мама - с весами в руках. 1964 год. Алма-Ата.
Монотипные головки из цикла "Лики и лица" Зитты Султанбаевой, вписанные в фотографии из Чемодана, соединили прошлое с настоящим, реальное с вымыслом |
Но чемодан Зитты Султанбаевой - этот предмет символизирует ее отца - был лишь частью замысла.
- Главное - улица, символ моей матери. Именно на этой улице, в прошлом Баумана, ныне Тургута Озала, где работала когда-то мама в городской аптеке, теперь возникла новая галерея с таким вот нетипичным для художников названием - “Белый рояль”. Раньше здесь стояла аптека, процитирую сама себя: “Возвышаясь как греческий храм на вершине тянь-шаньской горы”... Поэтому я обклеила одну из сторон чемодана аптечными весами, которые были призваны взвешивать невесомость времени, а между картинок поместила фото мамы - тоже с весами в руках.
Однажды летом случилось так, что Зитта и вся ее нынешняя семья оказались снова на улице Баумана-Озала... И она увидела:
...те же знакомые из детства точки... Они, как засечки в памяти, приоткрыли мне пласты воспоминаний - осколок решетчатого белого забора, похожего на кереге, облицованные с фасада старенькие двухэтажные дома... В них находились библиотека, овощной ларек, перед ним асфальтированный пятачок - для моих грез и игр - мамина аптека, некогда стоявшая тут... И приблизительно на ее месте, только с левой стороны от улицы, если смотреть на горы, мы нашли незнакомую галерею. Она расположилась в новом огромном доме, являющемся фрагментом жилого элитного (излюбленное ныне слова) комплекса, где черным по белому написано имя моей матери - Гаухар. И это для меня стало символом, знаком. “Выставка из Чемодана” стала моим подспудным приношением Матери и Отцу, которые дали мне жизнь, научили меня многому в ней. Я очень благодарна Карлыгаш Чубаковой за ее отважное решение открыть эту галерею в наше неромантическое время. Она, безусловно, имеет все шансы сделать свою галерею интересной, разнообразной, потому что она, по сути, открытый и чуткий к миру человек.
- Зитта, по-моему, интерес к искусству возвращается. Период ментальности, с его лихими девяностыми, практицизмом, циничностью, уступает место эпохе сентиментальности... Люди, как ты заметила, изголодались по хорошей поэзии, великолепным картинам, книгам, фильмам...
- Душе очень вредно совсем без искусства. Я не верю в то, что такое возможно. По-моему, это заложено в человеке, как некий инстинкт к самовыражению и творчеству. Искусство - это мощная сила! А людям необходимо направлять потоки исходящей от них энергии в созидательную сторону. В противном случае - войны, конфликты, депрессии! Бог творит и нам велит! Но мне кажется, что страна за 20 лет своей независимости так и не взрастила такое количество меценатов, которое могло бы поддерживать творческую элиту. А государство в лице своего Министерства культуры так далеко от творцов... Как оно не знало и не знает, так и не узнает об их существовании. Оттого так много трагических судеб в наших рядах - Шай-Зия, Маслов, Хальфин, Игорь Полуяхтов и другие. Остальные живущие ныне мастера предоставлены самим себе, обречены на самовыживание... А ведь большое искусство требует больших усилий - и физических, и духовных. И оно, безусловно, нуждается в поддержке.
|
"Покорители" Севера. Норильская область, поселок Талпах. Марлен Султанбаев, папа - на фото единственный в шляпе. 1983 год |
- Как сегодня живут Зитта и ее творческая семья? Растет маленькая Аурелия... Какая она? Что ее волнует? Есть в ней художническое, музыкальное зернышко - от мамы и папы?
- На этой выставке задействовали всех, всю нашу творческую семью. Абликим реализует большую часть своей энергии и таланта в группе “Бугарабу”. Хотя его живописно-художественный талант ждет своего часа. Аурелия учится во втором классе музыкального отделения многопрофильной гимназии. Она обучается игре на фортепьяно. Отчасти наша дочь идет по папиным стопам. Ведь форте относится к клавишно-ударным инструментам! Хотя она любит и рисовать, но на это у нее остается слишком мало времени! Поэтому у нас родилась идея сделать закрытие “Выставки из Чемодана” музыкальным. Ведь галерея имеет название “Белый рояль”, и этот великолепный инструмент стоит в центре зала. Мы обратились к завучу музыкального отделения многопрофильной гимназии Елене Александровне Байысбаевой с предложением - пусть юные пианисты выступят на одном из вечеров, и она нас радостно поддержала. В школе организовали прослушивание и выбрали наиболее подготовленных детей. Получился очень милый и светлый концертный праздник Белого Короля Рояля!
С Новым годом, дорогие друзья! Пусть любой ваш чемодан станет волшебным и сможет перемещать вас не только в пространстве, но и во времени! Пусть сбережет ваше самое сокровенное, пусть пополнится “вкусом” к еще непознанному и непрожитому и, как магнит, притянет дальние странствия и удивительные приключения! Как мантру повторяю: “Счастья, счастья, счастья!!!” |