ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



От подводной лодки до телебашни Люди

Елена Яфязова
Алматинец Владимир Сергеевич Свиридов участвовал в строительстве атомных подводных лодок стратегического значения на Дальнем Востоке. Таких лодок, как знаменитая “К-219”. 25 лет назад, в октябре 1986 года, советская атомная подводная лодка стратегического назначения “К-219” потерпела крушение, на лодке произошел взрыв баллистической ракеты в одной из шахт. Лодка затонула в Атлантическом океане на глубине 5500 метров. Большая часть экипажа была спасена. Та подводная лодка “К-219” была построена в Северодвинске. У дальневосточных лодок была более счастливая судьба. Строили подводные лодки в СССР особо тщательно, перепроверяя все узлы и рабочие агрегаты в самых разных режимах, реальных, критических условиях. Такие подводные лодки строили в Северодвинске и Комсомольске-на-Амуре, близ северных и дальневосточных водных рубежей СССР (сегодня это уже не секрет).
Алматинский инженер Владимир Свиридов учился в Ленинграде в кораблестроительном институте. После окончания каждого курса он, как и его товарищи, на студенческих каникулах подрабатывал “в стройотрядах”, участвовал в освоении целины. Как и его однокурсники, садился за штурвал трактора в Северо-Казахстанской области, близ Петропавловска, и пахал землю осенью - под озимую пшеницу.
Девиз “Даешь стране хлеба!” был святым. Свиридов работал не только трактористом, но и комбайнером, трудился и на уборке урожая. Тогда выдавали талоны за убранный урожай зерна, эти талоны можно было поменять на бартер. Так, до получения диплома инженера студент Володя Свиридов уже успел заработать даже медаль “За освоение целинных и залежных земель”, а также “Почетный знак” от ВЛКСМ. После окончания института молодой инженер получил распределение на Дальний Восток - туда, где строили советские атомные подводные лодки, нашу “гарантию” стабильности и безопасности на континенте.
alt
- Сам корпус подводной лодки, наверное, из очень прочного металла?

- Да, корпус “кроили” из листов особого металла “АК-25”, 25 мм стали (эту сталь делали на Урале), а снаружи лодку “обклеивали” черной резиной. Это позволяло ей “исчезать с радаров”, быть вообще “невидимкой” для приборов.
- Однако были какие-то ограничения по времени “подводного плавания”?
- Да, проблема - в воздухе для экипажа. Прежде были некие установки, где “зажигали” специальные “ящики”, которые выделяли кислород. Позднее была создана установка, дающая “разложение воды” на кислород и водород, что позволяло экипажу находиться под водой и плавать гораздо дольше, уже после 1968 года. Наша подлодка была лучше, чем лодка США “Джордж Вашингтон”.
- Сколько времени требовалось на “полную сборку” атомной подводной лодки - с проверками до “сдачи объекта”?
- Одна лодка строилась по времени 2-3 года, это очень качественная техника! В длину лодка была 198 метров, в диаметре - более 15 метров. Проводились испытания каждой лодки - сначала “швартовые”, затем - на воде. А далее шли испытания в “рабочем режиме” на воде, испытывали все узлы и агрегаты одновременно с экипажем лодки, с той командой, которая должна “привыкать”, “тренироваться”, “притираться” к технике. Это почти сто человек. Ввели “ходовые испытания” - “в подводном положении”. Нам даже выдавали спиртное - “Кагор”. Так, по реке Амур на подводной лодке мы “уплывали” по проливу, по Охотскому морю, далее - огибали остров Сахалин. Но, как только мы “вплывали” в “нейтральные воды”, подводные лодки США - тут как тут! Американцы практически сопровождали нас! Плыли параллельно! Океан “прослушивается” по приборам. Звуки подводного мира впечатляют!
- Скажите, какое особенно дорогое воспоминание хранит Ваша память?
- Мы строили в Комсомольске-на-Амуре атомную подводную лодку СССР: “заказ № 173”. Эта подводная лодка в конце 60-х делала свое “кругосветное плавание”. Где-то в океане в это же время затонула подлодка США “Трэшер”. Нам в тот период приходилось работать уже на полуострове Камчатка, на базе, где делали ремонт подводных лодок, близ города Петропавловск-Камчатский. Вот после “кругосветки” посчастливилось делать ремонт той же самой лодки, “заказ № 173”, но уже на ремонтном заводе, после их почти годового “похода”. Наши лодки очень качественные, они вернулись из годового похода целыми! И это в то время, когда подводная лодка США “Трэшер” затонула с экипажем.
- Вы отработали “северный стаж”, “вредный стаж”, “радиоактивный стаж”. Но, приехав в Алма-Ату, приняли участие в строительстве качественных зданий, сейсмостойких высотных домов, которые должны выдержать землетрясение! Какие стройки Алматы Вам запомнились, какие особо дороги Вашему сердцу?
- Приехал в Алма-Ату уже в 1974 году, повезло участвовать в строительстве высотной гостиницы “Казахстан”. Теперь она - известный бренд города Алматы. Это 25-этажное здание высотой 97,5 метра способно выдержать 9 баллов! Гостиницу “Казахстан” строили в три смены, ночью - под лучами прожекторов, размещенных на соседних домах, с лампами “Солнышко”, в 50 Квт каждая. Такие же прожектора стоят и светят в Москве, на Комсомольской площади. Гостиница “Казахстан” глубоко “вросла корнями” в землю - в фундамент этого мощного здания было залито “непрерывным способом” 2500 кубометров высококлассного бетона. Безостановочно, самосвал за самосвалом лили бетон, работали методом “скользящей опалубки”. Работали непрерывно, в 3 смены! Трудились разные тресты, СМУ, лидерами были СМУ-16, их шеф - Джабасов. Ну а главным энергетиком треста “Алма-Ата-Строй” был я.
Инженер Свиридов участвовал в возведении замечательных сооружений, это селезащитная плотина на Медеу, плотина вверху реки Большая Алматинка, это жемчужина Алматы, телебашня на Кок-Тюбе и комплекс “Арасан”, это и здание акимата Алматы, проект которого был принят и утвержден Кунаевым. Одно из новых зданий XXI века - здание “Мега-Центр-Алма-Ата”, способное выдержать сильнейшее землетрясение. Это тоже достопримечательность.
Фото автора

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Будете ли Вы оформлять подписку на сайт, если сайт станет платным


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение