28 марта 2003
№ 12 (252)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мир
     Мнения
     Спорт
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо  Поиск по сайту
    Мнения 

Как нам реорганизовать... образование?

По какому пути должна идти реформа современной школы, детских учреждений? Какие ошибки допускались в прошлом? Какие уроки мы должны извлечь? “Мнения” представляют большой разговор учителей. Все, кому интересны размышления педагогов и предлагаемые ими новации, полностью могут найти его здесь

Марат Хасанов,
заместитель генерального директора по науке - директор Института гармоничного развития человека РУОЦ “Бобек”:

О любви, истине и мире
Об истоках и основах курса “Самопознание”

В работах “Путь к себе”, “Этика жизни” президент детского фонда “Сара Алпыскызы Бобек” С.А. Назарбаева определила цель и задачи курса “Самопознание”. По ее глубокому убеждению, целью образования является раскрытие духовных, творческих способностей человека, задачей наставника - очищение сердца ученика, наполнение его чистотой и святостью, содействие в выборе направления жизненного пути.
Она полагает, что заслуживает самого серьезного внимания программа развития общечеловеческих ценностей Сатьи Саи Бабы, основанная на понятиях Истины, Праведности, Мира, Любви и Ненасилия. Ей близки идеи великих казахских просветителей и гуманистов. Обобщая эти идеи, Сара Алпысовна отмечает, что их квинтэссенцией является Любовь. Эти общечеловеческие ценности составляют суть авторской программы курса “Самопознание” и имеют глубокие философские традиции.
Согласно Сократу, сомнение (я знаю, что ничего не знаю) должно было привести к самопознанию (“познай самого себя”). Он полагал, что только таким образом можно прийти к пониманию справедливости, права, закона, благочестия, добра и зла.
С этого “сократического поворота” проблема человека, его познавательных способностей становится центральной в философии, психологии, педагогике. Эти науки и в целом гуманитарная культура выстраивали толкование мира в традициях понимания, призывали исследовать факты культуры как уникальные и неповторимые.
После долгих дискуссий ученые пришли к выводу о том, что человечество на пороге XXI века должно пересмотреть систему координат, в которой собирается создавать свое будущее бытие.
Дело в том, что до XX века картина мира была ориентирована на мир объектов, практически игнорировала присутствие в этом мире человека. Наука XX столетия показала, что в ткань самого мира должна быть введена человекоразмерность.
Иными словами, эпицентром мира должен стать Человек, а главной ценностью - Жизнь, которая стала уязвимой в эпоху клонирования, техногенных катастроф, массовых депрессий.
Таким образом, чтобы понять мир, потребовалось лучше изучить человека.
Человек всегда был фокусом социогуманитарного знания: философии, истории, социологии, психологии, культурологии, права, этики, эстетики социальной экологии, педагогики.
Задача педагогики - выработать соответствующую культурному времени теорию Личности и превратить ее в работающий инструмент.
Способна ли казахстанская педагогика самостоятельно разработать теорию личности в условиях кризиса системы образования и начавшегося процесса его реформирования?
Как представляется, здесь должны быть интегрированы другие дисциплинарные области, такие, как философия образования, социология образования, психология образования, этика, право и др.
Для всех уровней и ступеней образования мы формируем базовую парадигму о человеческом достоинстве, которое объединяет в себе такие ценности, как Истина, Праведность, Мир, Любовь и Ненасилие.
Задача философской компоненты в образовательном курсе “Самопознание” - сделать простые нормы нравственности азбучными истинами, показав взаимосвязь и зависимость Я и Других, Я и Природы, Я и Общества.
Если рассматривать предназначение образования как предпосылку и условие развития личности, то обучение должно строиться в масштабах социального оптимизма (но не социального утопизма, когда нам предлагали верить в абстрактное идеальное будущее), культурного многообразия.
Важен при этом общий настрой сознания обучаемого. Мы фокусируем его на вере в собственные возможности, преодолимость любых сложных жизненных ситуаций при помощи знаний, убеждений, умений пользоваться механизмом самопознания.
Бесспорно, огромное значение имеют позитивные установки на активную творческую деятельность в социуме, возможность посмотреть на мир и на самого себя глазами другого.
Человеколюбие должно стать общефилософской основой воспитания и обучения. А в самом человекознании необходимо реанимировать его гуманитарный потенциал, который передается от сердца к сердцу, делая наш ум добрым, а сердце - умным.

Шолпан Байболова,
исполнительный директор корпоративного фонда “Аманат”:

Чужих детей не бывает...

Патронат. На постсоветском пространстве такая система воспитания детей-сирот не распространена, хотя в развитых странах она очень популярна. Координаторы проекта “Аманат” надеются, что их инициатива найдет понимание среди казахстанцев

Философия патронатного воспитания основана на той простой мысли, что каждый ребенок нуждается в семье или заботливом взрослом человеке. В наших детских домах дети содержатся неплохо, государство уделяет большое внимание этому. Но особенности проживания детей в интернатных учреждениях способствуют тому, что у выпускников детских домов в будущем возникают проблемы адаптации к современным условиям жизни, трудности с поиском работы, созданием семьи, воспитанием своих детей.
Одновременно жизнь “на всем готовеньком” и “по расписанию” формирует у этих детей потребительский настрой к жизни, нежелание и неумение прилагать усилия для преодоления препятствий. А все потому, что никто не учит детей противостоять трудностям, принимать решения самостоятельно. И не оттого, что работники детских домов не хотят или не умеют воспитывать. Скорее на это не хватает ни сил, ни времени, ни возможностей: детей много, а такие вещи не прививаются сразу и всем, тут нужен индивидуальный подход.
Патронатная система воспитания хорошо зарекомендовала себя в развитых странах. Что оно подразумевает? Если стопроцентное усыновление сирот по каким-то причинам невозможно, существуют так называемые приемные семьи, для которых воспитание детей - работа. Естественно, что отбор таких семей производится очень тщательно. Обычно в таких семьях собственные дети уже выросли, а родители очень любят детей и мечтают работать с ними, уже имеют опыт такой работы. В этом случае государство платит приемным родителям зарплату, и дети находятся определенное время в этой семье.
Это хорошая практика по многим причинам. Ребенок познает ранее незнакомые ему явления - семейный уклад жизни, общение в семье и так далее. У таких детей быстрее происходит социальная адаптация в окружающем мире, значительно улучшаются успехи в учебе, им прививаются навыки ведения домашнего хозяйства и т.п.
Для распространения патронатной системы воспитания, конечно, необходимо создание многих условий. Необходима предварительная работа как с ребенком, так и с семьей. Обязательно должны существовать специальные службы с психологами, социальными педагогами, которые будут постоянно работать с этими семьями, проводить мониторинг, консультировать семьи и помогать решать возникающие проблемы.
Можно возразить, что это достаточно дорогое нововведение и госбюджет его “не потянет”. Однако мировая практика говорит об обратном: в финансовом плане государству гораздо выгоднее содержать такие семьи, чем большие детские дома, не говоря уже обо всех положительных последствиях семейного воспитания для детей. Те люди, которые сейчас работают в детских домах, тоже не потеряют работу. Их опыт неоценим для тех самых социальных служб, которые должны будут работать с патронатными семьями.
Наш проект был инициирован Центральноазиатским фондом системных исследований совместно с американским партнером - “Kidsave International”, который своей миссией считает проведение деинституционализации (перемещение из детских учреждений в альтернативную среду) детей-сирот по всему миру. Сейчас они разрабатывают и внедряют технологии социального маркетинга, которые призваны изменить сложившуюся систему работы с детьми-сиротами.
Задача нашего проекта: на примере пилотного проекта показать возможности патроната, подготовить почву для его распространения в республике. В ближайшее время мы собираемся подготовить около ста семей, желающих взять ребенка на определенный срок (на летние каникулы, например), которым будем выплачивать стипендии. Эти семьи впоследствии станут своего рода наставниками для детей. Одно из возможных опасений - что ребенок испытает стресс после того, как вернется в детский дом.
Наши психологи разрабатывают специальные тренинги для семей и детей, которые помогут им избежать конфликтов и стрессов. Опыт России, к примеру, показывает, что открытость в отношениях детей и взрослых способствует тому, чтобы стресса не возникало. Напротив, ребенок начинает жить с надеждой и знанием, что где-то его ждут, кому-то он не безразличен и время от времени он может встречаться с этой семьей.
По нашим исследованиям, в Казахстане довольно много людей, желающих усыновить ребенка. Часто таким родителям не позволяет сделать этот шаг материальное положение.
Патронат - это не панацея, но он имеет полное право на существование наряду с усыновлением.
Кроме того, мы разработали тренинги для детей-сирот, которые можно внедрять в практику уже сегодня. Существует общемировая печальная статистика: каждый десятый выпускник детского дома на первом году самостоятельной жизни кончает жизнь самоубийством.
Поэтому мы предлагаем проводить специальные тренинги среди детей детских домов, направленных на то, чтобы подготовить детей к выходу из детского дома. Это большой образовательный цикл под названием “Планирование жизни и карьеры”. Первый цикл уже проведен в доме юношества. Еще рано говорить о каких-то ошеломительных результатах, но первые итоги наших тренингов только положительные.

продолжение см. Dалее

Ведущая полосы Ирина Гайкалова
Вернуться назадОбсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп