28 марта 2003
№ 12 (252)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мир
     Мнения
     Спорт
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо  Поиск по сайту
    Мнения 

Как нам реорганизовать... образование?

По какому пути должна идти реформа современной школы, детских учреждений? Какие ошибки допускались в прошлом? Какие уроки мы должны извлечь? “Мнения” представляют большой разговор учителей. Все, кому интересны размышления педагогов и предлагаемые ими новации, полностью могут найти его здесь

Куда ведет реформа средней школы?

Адамбек Татенов,
учитель, кандидат
физико-математических
наук, отличник народного
образования РК,
директор Городского
центра новых технологий
в образовании
Базар Узабаев,
учитель,
отличник
народного
образования,
изобретатель
Республики
Казахстан

Узабаев Б.
- Как известно, образование создает важнейший ресурс будущего: определение и воспитание талантливых людей, способных создавать ноу-хау, высокие технологии, способных растить граждан Отечества, это сфера производства важнейшего ресурса настоящего и будущего. Вопрос стоит так: как реформировать, какую модель современной школы хотим поддержать для того, чтобы войти в будущее информационное общество?
Татенов А.
- Все эти прошедшие годы пронизаны общей идеей вывода казахстанского образования на новый качественный уровень, отвечающий задачам, выдвигаемым перед системой среднего образования современным обществом. Глубина и масштабность намечаемых преобразований, далеко не однозначно воспринимаемых широкой педагогической и родительской общественностью, и требует от Министерства образования и науки большого такта, выдержки, осторожности в их проведении, исключая неоправданной поспешности, последовательности и решительности в осуществлении намеченного. Вопрос о реформе школы ставится уже давно. Педагогическое сообщество испытывает острую неудовлетворенность ходом реформ. Цели и задачи очередного реформирования школы не конкретизировались, не были определены этапы, свидетельство тому, проведенные съезды просвещенцев 1998 и 2000 годах.
Добрая половина участников съезда 2000 года еще не забыла принятых решений обсуждения документа, прошедшего съезда 1998 года. Люди разъехались с надеждой, предчувствием светлой завтрашней судьбы школы и учительства. Но съездовские надежды реальными оказались лишь на бумаге. Большой процент инноваций привел к еще большей перегрузке школьников (новые курсы, факультативы и т.д.). Половина из них не усваивают программу, учителя стонут от чудовищных перегрузок и постоянных стрессов, от вечного страха не успеть проверить, распознать, научить.
Съезд просвещенцев хорошо бы сделать общественным органом управления и созывать его каждые 5 лет. В промежутках между съездами работал бы Республиканский совет по народному образованию, обладающий правом Депутатского запроса, выступающий законодательными и распорядительными инициативами совместно с Министерством образования и науки. Это было бы началом государственно-общественной формой управления отраслью. Придание государственно-общественного характера управления от министерства до школы стало бы началом ведения демократических принципов управления образованием.
Проводить качественную реформу образования в условиях динамичного социально-экономических изменений в обществе возможно только при наличии детально проработанных стратегий, учитывающей как реальную ситуацию сложившуюся в сфере образования, нарастающие тенденции и действующие отношения, так и возможные пути будущего развития общества и государства. Такая стратегия должна стать основой для разработки гибкой тактической программы действий, постоянно адаптируемой к быстро изменяющимся реальным условиям, из Государственной программы "Образование", утвержденной Президентом Республики Казахстан. Документ необходим, но для него нет программы практических действий, а жаль.
Идеологический, философско-методологический этап уже пройден, начинается новый этап - крупных социально - технологических, операционных, инновационных решений.

Узабаев Б.
- На ваш взгляд, сегодня и немедленно, что должно быть сделано, правительством и министерством?

Татенов А.
- Необходимо подготовить концепцию модернизации общего среднего образования. Цель модернизации среднего образования состоит в создании механизма устойчивого развития школы. Для достижения цели нужно решить в первоочередном порядке приоритетные задачи. Модернизация школы - это использование педагогических и новых информационных технологий. Базовое звено образования - общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающихся определенной суммы знаний, но и главным образом должно быть личностно-ориентированным. Следует подчеркнуть необходимость организации на более высоком уровне обсуждения проекта концепций. Думаю, большую работу нужно провести в создании нормативно-правовой базы. Необходимо в каждой школе разработать положение о родительском собрании, педагогическом совете с новой редакцией. Указом Президента нужно создать попечительские советы учебных заведений общего среднего образования для расширения помощи общеобразовательным школам (на примере Российской Федерации). Другое дело, что в наших правовых начинаниях зачастую недостает пусковых механизмов.
Классик древности Эсхил писал, что мудр не тот, кто много знает, а тот, кто знает нужное. Это и есть один из главных вопросов реформы.
Государственная образовательная политика не может исходить из приоритета удовлетворения образовательных потребностей только личности (этому нет предела), а должна учитывать возможности и потребности государства.
Мне хотелось бы привести отношение между понятием информатизация, и как понимала это понятие система среднего образования во времена 1996 годов. Тогда очень не доставало компьютеров в школах и все понимали под информатизацией обеспечение всех школ компьютерами, а отдельные руководители школ увидели - как хорошо печатает компьютер. Недопонимающих людей нельзя было обвинять, так как в то время не было единого документа, определяющего цель и перспективы развития информатизации образования. Поэтому наша группа разработала "Концепцию информатизации и развития системы образования Республики Казахстан на рубеже веков" в 1997 году. Конечно, этот документ дошел до заместителя Премьер-министра - Министра образования и культуры тех времен И.Н.Тасмагамбетова и он по достоинству понял, оценил и рекомендовал нам разработать другой очень важный документ для системы образования. Так родилась Государственная программа Президента Республики Казахстан "Информатизация системы среднего образования Республики Казахстан", которая сыграла архиважную роль для системы среднего образования. Роль этого программного документа в том, что школы республики получили "не разношерстные" компьютеры, как это случилось по областям Российской Федерации, а однотипные, идентичные, которые могут использовать единые программно-педагогические обучающие средства. Документ сыграл огромную роль для единого понимания цели и средств информатизации образования.
В те времена, кадры системы образования недопонимали, что такое информатизация учебного процесса по предметно в школе, и что такое компьютеризация. Многие считали, что если обеспечить школу по одному классу учебно-вычислительной техники, то все школьники 7-11 классов будут знать работу с компьютерами, и этого будет достаточно. Это тоже было победой в то время. В Государственной программе Президента Республики Казахстан было предусмотрена не только компьютеризация, но и информатизация по предметно, а также управленческие задачи. Сегодня мы говорим, что первая программа информатизации выполнила свою миссию, я бы добавил, частично да, но в общем неполностью.

Узабаев Б.
Почему, были серьезные проблемы не конкретизировались цели?

Татенов А.
Потому, что общество в целом только теперь созрело для понимания задачи информатизации, т.е. сегодня жизнь сама потребовала, что нужно решать с помощью компьютеров для учебного процесса и для управления образованием, конечно в этом заслуга Государственной программы Президента Республики Казахстан "Информатизация системы образования Республики Казахстан".
Я вспоминаю момент, когда эту программу докладывал президенту республики, то после доклада Нурсултан Абишевич Назарбаев сказал очень важную фразу: "Задача информатизации системы образования является государственной, и что государство, правительство и парламент должны приложить все усилия, чтобы осуществить эту программу".
Сейчас в каком направлении надо двигаться для информатизации системы общего среднего образования? Этот вопрос возникает из-за того, что вышеназванная первая программа информатизации исчерпала свое время действия в 1997-2002 годах. В настоящее время, нужна новая программа информатизации системы образования с 2003 года и далее, которая возможно появиться скоро.

Узабаев Б.
Особое положение в процессе построения единой образовательной информационной среды занимает сельская школа, вы согласны?

Татенов А.
В связи с 3-х годичной "Сельской программой", указанной Президентом Республики Казахстан Н.А.Назарбаевым, нас очень волнует вопрос - как поднять качество образования в сельской школе? Как ускорить быстрое внедрение педагогических и информационных технологий в учебный процесс сельской школы? Вопрос состоит не в том, чтобы задавать вопросы, а как их решать, предложить пути. На сегодня компьютерный класс, хотя и обеспечивает только предмет "Информатика", но используется не в полную силу. Как повысить эффективность компьютерного класса в сельской школе? В сельской школе учитель информатики в большинстве не в полной мере владеет компьютером, то, что можно говорить об учителе других предметов, возможно, некоторые из них даже боятся подходить к компьютеру. Ведь ясно, что первый вопрос это компьютерная грамотность учителей физики, химии, биологии, математики, истории, языковедов и литераторов и др., а также директоров, завучей, управленцев. После первого, второй вопрос - применение информационных технологий учителями каждый по своему предмету и управленцами школы, каждый по своей службе. Это не просто теоретические рассуждения, это из опыта системы образования г.Алматы. поэтому срочно и необходимо выполнить следующие пункты для поднятия качества образования в сельской и городской школах:
1. Всех учителей предметников и управленцев (директор, зам.директора по воспитательной и учебной работе, бухгалтер, хозяйственник, библиотекарь, секретарь и т.д.) обучить компьютерной грамотности во время всевозможных каникул (Обл.ИУУ, Обл.центры информатизации образования) планомерно.
2. Сразу, после компьютерной грамотности тот же контингент там же обучить применению информационных технологий по своим предметам и по своей службе-управленцам (мультимедиа, виртуальные лабораторные работы, электронные учебники, Автоматизированные рабочие места, работа в Интернете).
3. В будущей Государственной программе информатизации системы образования Республики Казахстан необходимо предусмотреть обеспечение необходимым компьютерным оборудованием по информатизации школьных предметов, а также информатизации служб школ (АРМ-ы директора, зам. директора по воспитательной и учебной работе, бухгалтера, хозяйственника, библиотекаря, секретаря и т.д.).
Эти три важных пункта должны составлять основу информатизации не только сельских школ, но и всей системы образования. К таким выводам натолкнуло участие в работе Республиканской научно-практической конференции "Сельская школа: состояние и перспективы развития", организованная Министром образования и науки Республики Казахстан Ш.К.Беркимбаевой 11-13 декабря 2002 года.
Базар Касымжанович, чтобы вы сказали по вопросу обучения учителей предметников и управленцев школ компьютерной грамотности?

Узабаев Б.
- Реформирование образования, и ее информатизация должны идти одновременно и взаимосвязано - это основа модернизации современной школы. Формирование информационной культуры важный аспект школьного образования. Можно сказать, что информационная культура - это умение человека использовать соответствующим образом весь набор информационных технологий в своей деятельности. Что же получается, исходя из вышесказанного? Возможно, ли в короткий срок и на профессиональной основе овладеть всем тем, что позволит членам нашего общества свободно и грамотно пользоваться информационными потоками, которые окружают нас. Ответ однозначен: формирование информационной культуры - это длительный процесс, требующий профессионального подхода к реализации данной задачи. Но нельзя же вечно медлить. Нужно искать оптимальные варианты. Они есть, в школе определены каникулы: осенние, зимние, весенние, летние. Итого четыре месяца в учебном году. В основном в это время компьютерные классы закрыты под замком и в городской и в сельской школе. Я считаю, это "золотое время" для обучения компьютерной грамотности учителей. Предлагаю издать приказ Министерства образования и науки о непрерывном и ступенчатом обучении педагогических работников средней школы. И в это время контроль за выполнением данного приказа не возлагать на заместителей министров, а создать дирекцию по обслуживанию данного приказа, и ведению мониторинга.
Учитель - это профессионал, который знает когда, какую и в каком виде нужно изложить информацию, чтобы она была понятна пользователям этой информации. Именно, поэтому современная школа является основой для становления информационного общества в нашей стране и в мире.
Разработать Государственную концепцию совместной деятельности общества, системы образования и средств массовой информации по созданию и распространению образовательных, воспитательных, научно-просветительских программ, передач по телевидению и радио, и других материалов. Увеличение частоты таких передач помогло бы повысить качество обучения сельских школ. Пока не намекнул Глава государства на необходимость такой работы, нельзя медлить! Я уверен в том, что политика, разбрасывания камней себя тоже исчерпало. Настало время тех, кто начнет и камни собирать, человеческие и нравственные потенциалы будут, несомненно, на их же стороне. Вы согласны?

Татенов А.
- Да! Хотим мы того или нет, но информационный и телекоммуникационный рывок коренным образом изменит систему образования через 10 лет, примерно так как сейчас телевизор в любом доме, в систему образования придет компьютер. На сегодня в развитых странах на один компьютер приходится по 10-15 учеников, в России по 500 учеников, у нас по 60-70 учеников. Не пользующихся Интернетом обязательно заменят учителя, овладевшие этой технологией. Поэтому, нас ожидают очень серьезные изменения за такой короткий срок и в такой консервативной области, как система образования.
Я бы хотел назвать основные вопросы школьного образования, которые должны измениться на основе новых информационных технологий (НИТ):
- внутришкольные управленческие задачи (бумажный документооборот, АРМ-ы и т.д.);
- качество среднего образования (сюда входят все сферы учебного процесса, в том числе независимый аудит качества обучения);
- создание единой корпоративной информационно-телекоммуникационной сети образования.
Казалось бы, всего три пункта, но они настолько емкие, что включают в себя все стороны школьной жизни, что и можно показать.

Организационное управление школой

Уровень использования НИТ в сфере управления школой отстает от общих темпов информатизации образования. Вопросы совершенствования, развития, модернизации внутришкольного управления очень редко становятся предметом экспериментальной работы. Это имеет большую значимость для развития школьного образования.
Конкретные возможности и варианты использования новых информационных технологий в управлении массовой общеобразовательной школой исследуется Научно-исследовательской лабораторией "Информационные образовательные технологии" (НИЛ Инфотех) и Городским центром новых технологий в образовании г.Алматы (ГЦ НТО).
Многие функции и задачи внутришкольного управления в современных условиях могут быть решены значительно более качественно, эффективно, экономично за счет использования возможностей телекоммуникаций, специализированного программного обеспечения.
Автоматизированные рабочие места (АРМ) руководителей и работников образования:
1. АРМ-директора (в базу данных входят: ежемесячное планирование директора школы, перечень приказов, изданных по школе, вопросы педсовета, совещания при директоре и т.д.).
2. АРМ-зам. директора по учебной работе - завуча (в базу данных входят: ежемесячное планирование работы завуча школы, выполнение учебного плана, план работы, численность учащихся, движение учащихся, нагрузка учителя, расписание уроков, анализ урока, документация, уровень базового и дополнительного образования учащихся, база данных "Библиотека", программа аттестации учительских и руководящих кадров и т.д.).
3. АРМ-зам. директора по воспитательной работе (в базу данных входят: ежемесячное планирование работы с классными руководителями, уровень здоровья и здорового образа жизни, таблицы уровня воспитанности по каждому ученику, уровень готовности к продолжению непрерывному образованию и рыночному труду, уровень готовности к жизни в семье и обществе, программы-тесты для службы психологов и т.д.).
4. АРМ-отдела кадров (в базу данных входят: все данные учительского состава, вспомогательных и хозяйственных работников, прохождение переподготовки и аттестации кадров и т.д.);
5. АРМ-хозяйственника (в базу данных входят: базы "Столовая", "Склад", "Капитальный и текущий ремонт здания, сантехники", "Охрана и сигнализация" и т.д.);
6. АРМ - бухгалтера (в базу данных входят: штатное расписание, тарификация учителей, инвентаризационные программы для учета основных средств, заработная плата, бухгалтерская отчетная документация и т.д.).
Использование возможности средств новой информационной технологии и применение их в учебном процессе, в управлении широкой сети организаций образования и многое другое, которое мы обсуждаем актуально.

Качество школьного образования

С появлением компьютерной техники, появилась новая информационная технология, которая проникает во все сферы учебного и воспитательного процесса системы среднего образования. Из всей сферы важно выделить глобальную часть - как влияет информационная технология на качество среднего образования? Основными параметрами влияния являются следующее:
- создание мультимедийных сопровождений особосложных тем по естественно-научным предметам (анимация, мультипликация механизмов труднодоступных структур и др.);
- создание виртуальных электронных лабораторий по предметам математика, физика, химия, биология, информатика и т.д.;
- создание игровых тестов обучающего назначения по гуманитарным и естественным предметам;
- создание оценочных игровых тестов уровней воспитанности, интеллектуальности и психологического состояния учащихся;
- автоматизация документооборота, отслеживающего учебный процесс в целом по школе и на его основе, управление учебным процессом;
- создание комплекса стандартов измерения качества обучения;
- организация школьной библиотеки-медиатеки.

Корпоративная сеть образования

Важнейшими задачами в области развития информационной инфраструктуры системы образования является:
- создание единой корпоративной информационно-телекоммуникационной сети образования;
- создание сети организационных структур, обеспечивающих сбор, хранение, обработку, распространение и передачу данных, и функционирующей при активном использовании корпоративной информацией - телекоммуникационной сети системы образования.
- создание центра обслуживания городской информационно-телекоммуникационой сети.
В условиях обучения с использованием новых информационных коммуникационных технологий открывается возможность отхода от свойственных традиционных обучению рутинных видов деятельности преподавателя, представив ему интеллектуальные фронты труда.
Центр информационных ресурсов, который должен стать структурой, интегрирующей возможности новых носителей информации в педагогическую и библиотечную работу, необходимо обеспечить оргтехникой. А вот заведующий библиотекой, имеющий профессиональные навыки этой работы, должен стать ресурсосодержателем, ресурсоорганизатором и заниматься учетом, хранением и выдачей необходимых информационных ресурсов. В будущем, особое место в работе библиотекарей займет освоение электронных учебных комплексов. Предложение: Статус библиотекаря нужно ввести в состав службы заместителя директора по информатизации. Предлагаю подготовить постановление Правительства "Об организации школьной библиотеки-медиатеки".

Узабаев Б.
- Цели действительно грандиозные. В той ситуации, которую переживает школа, особую потребность учителя испытывают в надежных педагогических технологиях. И это понятно, ведь любая технология отвечает на вопрос: как добиться результата? Так что же это такое - педагогическая технология? Как соотносится она с методикой, программой?

Татенов А.
В наш педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Технологическое творчество педагога - явление не столь новое, как о нем нередко говорят и пишут. В каждой методике всегда присутствовали крупицы, элементы технологии, технологической мысли, не осознаваемые в таком качестве и такой терминологии. О современных технологиях учителя имеют весьма общее, а то и смутное представление. Технологический подход - веление времени.
Мне не хотелось бы заострять внимание на том, что: кто должен разрабатывать технологию учебного процесса и управленческих вопросов? На сегодня известно, что "НИЛ Инфотех" разработала стандарты измерения качества обучения и технологию обучения на основе новых информационных технологий. Стандарты измерения качества обучения в системе среднего образования предназначены для организации общеобразовательного контроля за исполнением и измерением качества обучения. В отличие от стандарта "Содержание образования" для общих средних школ, утвержденного Министерством образования и науки Республики Казахстан, предлагаемый стандарт регламентирует новый подход к измерению практической реализации исполнения стандарта "Содержание образования".
Проект стандарта "Исполнения и измерения качества обучения общего среднего образования" по предметам средней школы разработан в рамках исследования "Система оперативного управления и контроля учебным процессом на основе НИТ, на школьном, районном, региональном и республиканском уровнях управления образованием. В основу проекта положены результаты научных исследований лаборатории "Информационно-образовательные технологии" (НИЛ "ИнфОтех). Названный стандарт определяет механизм организации государственного контроля за выполнением требований общеобразовательного стандарта по предметам, предоставляет полный комплект измерителей по каждой изучаемой теме, регламентирует организацию учебного процесса в связи с внедрением стандартов в педагогическую практику с целью эффективного управления учебным процессом на всех уровнях управления в рамках единого общеобразовательного пространства.
Стандарты измерения качества обучения в системе среднего образования основаны на измерении трех основных параметров учебного процесса: уровня успеваемости ученика, уровня педагогической деятельности учителя, уровня сложности задания и построен по нижеследующей схеме:
· Общие положения;
· Система измерителей качества обучения;
· Организация контроля качества обучения;
· Оценивание проверочных работ;
· Определение практического уровня успеваемости учеников;
· Определение фактического уровня педагогической деятельности учителей;
· Определение фактического уровня сложности задания;
· Оформление результатов проверки;
· Сравнительные анализы уровня успеваемости школы, уровня педагогической деятельности учителей школы, уровня сложности задания используемой в школе.
Системному и комплексному анализу подвергнута существующая система обучения, контроля знаний учащихся, управление учебным процессом, в результате обнаружены множество узких мест, современной системы среднего образования. Например, к ним относятся:
- субъективность при оценке знаний учащихся;
- неучитывание - равнозначны или неравнозначны накопленные оценки у учащихся в группе или классе;
- перегруженность в количественном составе класса и не успевание преподавателей оценить знания у всех учащихся;
- неучитывание степени сложности проверочных заданий.
Анализ перечня функций, которые должны выполнять преподаватели говорит о том, что преподаватель в существующей системе обучения, чрезмерно перегружен. Выполнение указанных функций в полном объеме, в соответствии с дидактическими и педагогическими требованиями, физически невозможна. Следовательно, "брак" в работе преподавателя заранее предопределен самой сутью технологий существующей системы обучения. При подготовке и проведении проверочных работ не соблюдаются неукоснительные педагогические принципы: целенаправленность, объективность, всесторонность и др.
В самом учреждении образования из-за огромного документооборота, который должны отслеживать учебный процесс в целом по школе и проведении их вручную, сильно затрудняют управление и контроль учебным процессом со стороны администрации учреждении образования.
Решением данной проблемы является применение средств новой информационной технологии.
На основании вышеприведенных анализов существующей системы обучения среднего образования:
- разработана технология обучения на основе НИТ;
- определены три основных параметра учебного процесса, и определены способы их измерения, это:
а) измерение уровня обучения учащихся;
б) измерение уровня педагогической деятельности преподавателей;
в) измерение уровня сложности проверочных заданий;
- разработаны положения о стандартах исполнения измерения качества обучения системы среднего образования, вытекающих из новой информационной технологии обучения;
- разработана система управления и контроля учебным процессом в среднем образовании на основе новой информационной технологии на уровне школы, района, области, республики.
Необходимые вычисления параметров качества обучения производятся с помощью персонального компьютера. Результаты Государственного контроля качества обучения будут использованы для управления системой образования, для целей аттестации преподавателей, для лицензирования лицеев, гимназий, специализированных школ, частных школ, школьных учреждений. Предлагаю создать, независимо от органов управления образованием, государственную систему оценки качества образования, которая должна стать действенным и надежным инструментом повышения эффективности образовательной деятельности.

Узабаев Б.
- Масштаб решаемых, а тем более предстоящих задач требует от аппарата Министерства, органов управления образованием, всех руководителей образовательных учреждений качественного нового подхода к организации своей работы, от их профессионализма зависит судьба школы (недавно в своем выступлении Министр образования и науки Ш.К.Беркимбаева указала на это). Возникает необходимость подготовки специалистов в области управления образовательными сферами. Я полагаю, что национальную идею в образовании на ближайшие несколько лет можно определить одним словом: компетентность. Именно из этого семени быстрее всего прорастут экономическая и финансовая независимость, достаток в каждом доме. Научимся уважать других и нас зауважают. Ну как? Вы за? Прошу поддержать!

Татенов А.
- А что сказать о кадровой политике. Мы действуем по принципу: кто умеет - работает, кто не умеет - учит, кто не умеет учить - управляет. Новые критерии качества принимаются далеко не всеми школами и системами управления образованием, а если и принимаются, то часто формально! На деле школьная система в основном остается прежней, а все структуры управления образованием строятся на прежних формальных показателях. Поэтому очень важно разработать концепцию и программу кадровой политики единой системы образования страны и осуществить их реализации. В образовательных учреждениях для организации управления учебным и воспитательным процессами необходимо использовать информационные технологии. Это требование времени. Не секрет, что информация сейчас удваивается каждые 20 месяцев против 50 лет во времена К.Маркса, следовательно, возрастает объем информационных материалов на каждого управленца, подлежащего обработке.
Большинство представителей администрации образовательных учреждений далеки от использования в своей профессиональной деятельности средств вычислительной техники с ее богатейшими возможностями. В НИЛ "Инфотех" созданы необходимые программные продукты для автоматизации деятельности администрации школы, программы по замене расписания, по учету пропущенных и замещенных уроков, обработки данных на оплату по замещенным урокам, тестирующие оболочки-программы для внутришкольного контроля.
Программа по расстановке расписания дает возможность сразу получать расписание уроков для учащихся и при этом ведется контроль за количеством баллов. Это позволяет регулировать нагрузку по учебным дням, что позволяет решать проблемы перегрузки учащихся.
Таблица "Анализ успеваемости" дает ясную картину по успеваемости и количественному составу. Таблица "Сведения о неуспевающих учащихся" позволяет держать на контроле данную ситуацию. Создана программа "Калькуляция", которая позволяет сделать калькуляцию себестоимости дополнительных образовательных услуг. Очень удобны таблицы, позволяющие вести контроль по количеству часов и нагрузок учителей "Тарификация", "Комплектование", "Нагрузка", "Учебные планы". Создание системы автоматизации позволило бы корректировать, просматривать, анализировать, структурировать информацию и хранить их на электронных носителях, что в свою очередь обеспечило работу с ней на качественном новом уровне. Компьютер не только освобождает администрацию от рутинной работы, но и предоставил бы широкие возможности для творчества.
Педагогический мониторинг качества обучения одно из актуальнейших направлений работы образовательного учреждения, поскольку возрос социальный заказ общества на качественные образовательные услуги. А эффективность работы образовательной системы определяется объективным критерием - результатами обучения. Организация внутришкольного педагогического мониторинга, т.е. система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы с использованием новых информационных технологий позволяет использовать резервы повышения успеваемости за счет использования форм контроля качества обучения и проведения независимого аудита.

Аудит качества обучения в школе в разрезе управления учебным процессом

При разработке проекта преследуются следующие цели:
* измерение качества усвоения и качества преподавания программного материала, определения степени соответствия их требованиям системы действующих государственных стандартов:
** стандарт для общеобразовательных школ (нижняя степень сложности - группа А);
** стандарт для гимназии, лицеев и профильных школ (средняя степень сложности - группа В);
** стандарт элитных школ для одаренных детей (высшая степень сложности - группа С); с целью использования их для диагностированная и корректированная знаний и умений учащихся, воспитания ответственности к учебной работе, с целью использования их для выдачи документов, свидетельствующих о получении образования, а также для аттестации преподавателей.
Проведение контрольных срезов в 18-ти школах Бостандыкского района, в 6 школах Турксибского района, в 4-х школах Ауэзовского района, в 41 лицее и гимназии г.Алматы, в 18 школах Алматинской области преследовало главную цель - объективную сравнительную картину успеваемости в школах различного типа (лицеи, гимназии, общеобразовательные школы) с различными учебными планами.
Задания были составлены так, чтобы имелась возможность проверить и оценить по единым заданиям учащихся школ с различной степенью специализации (количеством учебных часов) по отдельным учебным дисциплинам. Для этого в каждом задании имелись группы задач трех степеней сложности, соответствующие программам как общеобразовательных школ (задачи уровня сложности А), так и подпрограмм школ с углубленным изучением предмета (задачи уровня сложности В и С).
С целью повышения объективности выставления оценок было подготовлено большее количество вариантов заданий (10 по математике, русскому языку, казахскому, истории, химии, физике).
Анализ произведенных срезов показал различие в степени подготовки учащихся разных школ, что видно из материалов отчета.
Полученные результаты независимой проверки ни в какой степени не являются не нормативными, не унифицированными эталонами.
Стандартизация методики проведения аудита требует гораздо больше времени, чем было отпущено.
В некотором смысле данная проверка состояния учебного процесса в школах является пробной, в ходе которой отрабатывались формулировки вопросов, выявлялись новые понятия и их определения, проверялось качество задании на достоверность, надежность, валидность. Выделялись и подвергались проверке все элементы возможного пробного аудита и его необходимость в целом. Была проведена попытка выяснить объем и тип информации, которая необходима руководителям образования на уровне школы и района, и степени ее востребованности для принятия управленческих решений.
Апробация разработанной методики и организация имперического материала показала, что некоторая часть педагогов и представителей администрации, кроме самого директора школы отрицали важность подобного аудита и не проявляли заинтересованности независимой проверки. Встречи с представителями администрации школ, вошедших в выборку для контрольного среза, в том числе и теми, кто был и не склонен оценивать подобное мероприятие, удостоверившись, отнеслись положительно. Помогли уточнить формулировки вопросов, проверить инструментарий на надежность и достоверность, уточнить задачи и гипотезы аудита.
Отработанная базовая стандартизированная методика является основой педагогического мониторинга, определения Регионального стандарта управления образованием в его информативной части.
В ходе проведения аудита впервые получены следующие результаты:
- получен единый рейтинговый показатель деятельности школы, завуча, председателя методобъединения, классного руководителя и учителя-предметника;
- произведена полная автоматизация расчетов с проверкой надежности поступаемой информации;
- на основе имеющихся данных началось наполнение базы данных в исследуемой области и создание в будущем экспертной системы с возможностью прогноза развития ситуации системы образования на уровне школы, района, города и доведение методик до уровня стандартов с возможностью через систему педагогического мониторинга ежегодно обновлять эмпирические данные по стандартам.

Узабаев Б.
- Как вы относитесь к стандартам? Сегодня основная проблема особенно волнует образовательное сообщество, да и общественность в целом: введение государственных образовательных стандартов. Сама по себе идея образовательных стандартов безусловно позитивна. Хотя термин "стандарты" весьма неудачен. В мировой образовательной теории и практике оно означает "уровень образования".
Не приняв обязательств перед школой - образовательные ведомства накладывает на школу жесткие обязательства - в виде стандартов образовательных. Только обеспечив в школе "прожиточный минимум" можно спрашивать с нее, качественное образование. Это азбука образовательной политики. Что же представляют собой по сути предложенные академией образовательные стандарты?

Татенов А.
- Понятие стандарта, если не фиксироваться на слове, должно быть переменным, подстроенным под ребенка. Во-первых, большая половина учебного материала не усваивается учениками, поскольку оказывается им просто не нужным, а многим непосильным. Во-вторых - усугубляет перегрузку учащихся. Еще в начале 20 века известный немецкий педагог Г.Кершенштейнер сказал: "Грозная опасность школы - многопредметность. Школа должна найти в себе мужество ограничится минимумом общеобразовательного материала, и только тогда на деле будет развиваться самостоятельность и самоопределение ученика". Почему-то как только в образовании вызревает какая-либо новая содержательная задача, попытки решить ее автоматически ведут к добавлению новых дисциплин и часов. Например, если ставится задача повысить культуру ученика, то надо ввести "культурологию" и обучать культуре подобно письму. Проблема в другом, в современных условиях - содержание образования должно кардинальным образом поменяться. Стандарты - это, на мой взгляд обязательный уровень содержания образования, которого должны выполнять все учреждения образования независимо от типа учебного заведения.
Ушинский с горечью указывал на "существование огромной массы школьных познаний, передающихся по рутине и не приносящих человеку никакой пользы ни в материальном, ни в нравственном отношении".
Из опыта проведения независимого аудита выяснилось, что можно определить склонность учащихся к определенным предметам (естественным или гуманитарным).

Узабаев Б.
- В последнее время, в связи с падением качества обучения, все актуальнее становится надежность обучения. Надежность обучения - критерий не только для школы в целом, но и для отдельных ступеней и параллелей. Насколько он важен?

Татенов А.
- К критерию "надежность обучения" педагоги приходят разными путями. Еще Л.Н.Толстой говорил, что "Важно не то, где мы сейчас, - важно, куда идем".
Перво-наперво, школе важно отказаться от ориентировки на среднего ученика. Такого нет в природе - есть разные дети с неравным интеллектом, с несхожими интересами и склонностями, все реформы захлебнутся, не дадут эффекта никакие новации. Нужно прислушаться к мудрому совету К.Д.Ушинского: "Если школа хочет воспитывать ребенка во всех отношениях, она должна знать его во всех отношениях. Ограничения, принуждение, давление противопоказаны школе". Сейчас мы сплошь и рядом заставляем ребенка делать то, что ему несвойственно. И это грозит тем, что его потенциальные творческие возможности никогда не будут раскрыты.
Какие еще аргументы нужны для того, чтобы те, кто разрабатывает учебные планы, пишут учебники, методические рекомендации поняли: все мы - разные! И тем богаты! И нельзя, как писал классик, впрячь в одну телегу коня и третейную лань.
Еще об одном, в настоящее время, расплодились гимназии, колледжи, элитные школы, поступить в которые труднее, чем в КазГУ. Побывал в одной из гимназий г.Алматы, где красуется объявление о том, что дети 6 лет проходят 1-й тур собеседования с листом бумаги и с карандашом. Вы можете представить смятение этих малышей, которым надо что-то писать, рисовать по требованию незнакомых теть и дядь.
Водопад инноваций тяжелым гнетом лег на плечи ребят. И здесь бы нашим ученым из Академии образования, с их просветленным научным взором вовремя сказать учителям: "Стоп, коллеги! Давайте думать!" А думать есть о чем.

Узабаев Б.
- Во-первых, можно организовать углубленное изучение отдельных предметов (по профилю) в межрайонных школах, гимназиях или лицеях. Какой же вариант наиболее приемлем для малочисленных классов, полнее учитывает специфику педагогических условий в них? Полезно учитывать также, что малая наполняемость прямо или косвенно влияет на все контексты образовательной системы, цели, содержание, формы, методы, средства и прочее. Особенно существенно ее влияние на формы обучения (урок-лекция, семинар, зачет, фронтальные, групповые, коллективные занятия и т.д.), поэтому многие сложившиеся в массовой школе методические стереотипы дают сбой в малочисленном классе. Здесь, на наш взгляд, наиболее адекватно углубленное изучение предметов на основе внутриклассной дифференциации.
Поэтому, в качестве основы организации углубленного изучения предметов в малочисленных классах сельских школ естественен принцип, согласно которому, большую часть времени школьники занимаются совместно, как единый учебный коллектив, а меньшую - раздельно, По дифференцированным или дополнительным заданиям.
В связи с этим возникает необходимость такой учебной программы, которая позволяла бы обучать ребят на различных уровнях. Она может иметь модульное строение. Каждый модуль включает ядро - учебный материал типовой программы общеобразовательной школы, подлежащий обязательному усвоению учащимися и оболочку, которая расширяет "ядерный" материал, поднимая его до уровня углубленного изучения предмета. Для практической реализации изложенного, НИЛ "ИнфОтех" разрабатывает учебно-методические комплекты по алгебре, геометрии, физике. Комплект включает учебник-тетрадь (вкладыш к базовому учебнику по предмету) для школьника и методическое руководство для учителя, разноуровневые контрольные срезы, итоговые контрольные работы.
Во-вторых, нужно создание виртуальной технологии разноуровневого обучения в малочисленных классах сельских школ.
Сельская школа - самая болевая точка нашего школьного образования. Вы согласны?

Татенов А.
- В Государственной программе "Образование", утвержденной Президентом Республики Казахстан написано: "Особого отношения требует к себе сельская школа, разнообразная по содержанию, языкам, условиям и формам обучения. Необходимость осуществления уровневой и профильной дифференциации и индивидуализации обучения, в том числе, в условиях малой наполняемости классов требует принципиально иной организации учебного процесса и существенного улучшения уровня подготовленности педагогических работников. Управление и особенности организации учебно-воспитательного процесса в малокомплектных школах требует создания нормативных документов, регулирующих отношения в этой сфере!" Задачи поставлены, прекрасно сформулированы, а вот как перейти к делу, к практическому их достижению. В этом суть вопроса.

Узабаев Б.
Сейчас уже стало традиционным говорить, что страна находится в непростой ситуации; огромные трудности и в системе образования. Хотелось бы подчеркнуть: независимо от выдвигаемых причин и аргументов те, кто предлагает еще подумать, еще подождать, объективно толкают на обочину мирового образовательного процесса. Этого допустить нельзя, нет сомнения, что общими усилиями мы преодолеем трудности, пример тому, по развитию образовательной информационной среды в г.Алматы наблюдается качественные сдвиги, какова роль Акима в этом вопросе. При посещении школы интересуется внедрением виртуальной технологии, здорово!

Татенов А.
- За прошедшие годы в области информатизации общего образования в г.Алматы сделано достаточно много. Этому вопросу большое внимание уделяет Аким нашего города В.В. Храпунов. В соответствии с поставленной Главой государства задачей оснащение средних школ компьютерной техникой завершился. По решению Акима в каждой школе устанавливается дорогостоящий мультимедийный проектор, дано задание создания медиатеки двух школах в каждом районе г.Алматы. Строго говоря, задачи Акима достаточно конкретны - это формирование информационно- технологической инфраструктуры системы образования, доступ к информационным ресурсам, применение новых информационных и телекоммуникационных технологий в учебном процессе.

Узабаев Б.
- Конституция Республики Казахстан статья 30 п.1 "Гражданам гарантируется бесплатное среднее образование в государственных учебных заведениях". Среднее образование обязательно. А в Законе об образовании ст. 4 п.2 "Государство гарантирует гражданам Республики Казахстан получение бесплатного среднего общего …………….. образования в организациях образования". Как Вы думаете, слово "организация" введено намеренно, вместо установленного конституцией "государственное учебное заведение".

Татенов А.
- Во-первых, никто не имел право изменять название принятое Конституцией Республикой Казахстан. Во-вторых, изменить статус "государственное учебное заведение" на "организация образования" преследует определенной цели, т.к. нужно навести порядок, тогда появится особый статус школы, статус учителя.
Сейчас все говорят о том, чтобы поднять статус учителя, зачем поднимать статус учителя, когда оно само собой поднято определением Конституции Республики Казахстан, т.е. "государственное учебное заведение" заранее говорит о том, что учитель уже есть госслужащий, пользующийся льготами госслужащих. Поэтому идет подмена выражения "государственное учебное заведение" и "организация образования".
Кардинальной мерой должно быть законодательное отношение учителю школы как к государственным служащим со всеми вытекающими отсюда правовыми и материальнми условиями. Вы, может быть, хотели что-то еще добавить?

Узабаев Б.
- Да! Без учителя нет ни героя, ни поэта, ни политика, ни ученого. В республике нужно ввести знак "Первый учитель" - просто знак с денежным вознаграждением. И как же такое маленькое внимание к учителям повлияло бы на их настроение, повысило бы энтузиазм этих людей, которых мы так резко благодарим. Надо поддержать педагогические династии, с каким-то отличием, в итоге пополнились бы ряды лучших педагогов. Возрождение Казахстана немыслимо без нового взгляда на школу, без нового отношения к учителю. Думается, что выражением этого будет учреждение звания "Почетный учитель Казахстана". Пусть так и будет!

P.S. Для нас принципиально важно, что сейчас министерство продемонстрировало понимание того очевидного факта, что прежняя линия по отношению к системе среднего образования имела серьезное последствие и, стало причиной социального не довольствия многих людей.
Новый глоток надежды вселил наше родное министерство, обращая свой могучий взор, на школьное образование, перед которым они в неоплатном долгу.
Очень хотелось бы, 2003 год для министерства образования и науки стал годом, определяющим в формировании концептуальных основ развития школьного образования на долгосрочную перспективу.
Хочется верить, на очередном кадровом повороте произойдет стабильность, назначенному министру дадут возможность вести наш школьный корабль, который набирает ход и самое главное, у него появился курс направления!

Ведущая полосы Ирина Гайкалова
Вернуться назадОбсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп