|
Наталия Цой
Редакция газеты “НП” продолжает обзор школ Алматы. На этот раз речь пойдет о Республиканской специализированной физико-математической средней школе-интернате имени О. Жаутыкова (РСФМСШИ) для одаренных детей, которая дает уникальное образование. Практика показала, что ее выпускникам открыта дорога не только во все отечественные, но и зарубежные вузы
Школа была создана в 1972 году по аналогии с подобными учебными заведениями при крупнейших государственных университетах бывшего Советского Союза (Москва, Ленинград, Новосибирск, Киев, Ереван, Тбилиси). Идея была простая - набрать со всех регионов страны одаренных в области математики и физики детей для дальнейшего их развития. Своим появлением школа во многом обязана ученым-математикам Казахстана, главным образом академику АН КазССР О.А. Жаутыкову, имя которого она носит с 1990 года. Кстати, в этом году 1 мая ему исполняется ровно сто лет.
Обучение в школе проходит по кафедральной системе (математика, физика, информатика, филология, английский язык, естественные, общественные науки, педагогика и военно-спортивная кафедра). В школе-интернате работают 75 квалифицированных учителей и 18 воспитателей, 63 из них имеют высшую категорию. В коллективе 36 отличников образования Республики Казахстан, 8 почетных работников образования, 2 заслуженных деятеля, 11 награждены правительственными наградами и 7 кандидатов наук.
Что касается учащихся, то на сегодняшний день в интернате живут 320 учеников, представляющих все регионы нашей страны. Еще свыше 470 - жители города Алматы. Таким образом, в школе учатся около 800 детей. В школе применяется две схемы обучения - двухгодичная (10-11 классы) и трехгодичная (9-11 классы).
Еще одно отличие - в школе семестровая система обучения. И это объясняется необходимостью, ведь дети, живущие в интернате, за 7-8 дней осенних или весенних каникул не успевают съездить домой. Поэтому и было принято такое решение. Зато зимние каникулы здесь длинные - почти месяц.
В школу в основном поступают после 8 класса. Обучение ведется на казахском и русском языках. Что касается самих учащихся, то в школе учится больше мальчиков, чем девочек, примерно 2 к 1. Удивительно, но, видимо, это какая-то природная пропорция. Так было и раньше, сохраняется эта тенденция и теперь.
“Но нагрузка очень большая, - говорит
директор РСФМСШИ Кайрош Макишев, в прошлом выпускник этого учебного заведения. - Например, на математику выделяется до 10 часов, на физику - 5-6 часов в неделю. Решать детям приходится немало.
А преодолевать трудности и усталость помогает тот самый физматовский дух, прочно поселившийся в этих стенах. Трудно объяснить словами, но наша школа - это бренд. Здесь присутствует нестандартное аналитическое мышление, особое видение ситуации.
У нас очень жесткие требования. Многие не выдерживают и не тянут нашу программу. Ежегодно мы отчисляем от 40 до 60 человек за неуспеваемость, для этого достаточно получить годовую тройку по математике или физике.
И еще. Школа совершенно бесплатная, включая учебу и проживание, только за питание дети платят 5000-6000 тенге в месяц”.
Такой жесткий отбор приносит свои результаты. Например, за 2009/10 учебный год аттестаты со знаком “Алтын белгi” подтвердили 74 выпускника, 14 получили аттестаты с отличием. Кстати, в этом году претендентом на это “золотое” признание выступил 81 ученик.
РСФМСШИ является лучшей олимпийской школой последних 8 лет, завоевав на олимпиадах с 2004 по 2011 год 257 медалей по 11 предметам. Что же касается участия физматовцев в 37 международных олимпиадах, научных соревнованиях и конференциях, проводимых в 16 странах мира, то тут ими завоевано 435 медалей.
Кстати, 7 лет назад школа-интернат выступила с поддержанной правительством Казахстана инициативой проведения в Казахстане международной олимпиады по математике и физике. И с января 2005 года Международная Жаутыковская олимпиада (МЖО) стала ежегодной.
Ее цель - пропаганда физико-математических наук среди школьников, развитие международного сотрудничества и установление дружеских взаимоотношений между специализированными школами разных стран. Это грандиозный проект с охватом команд из 16 стран, по уникальности и масштабности не имеющий аналогов в мире. В нем ежегодно участвуют около 300 участников, 70 руководителей и международное жюри из 8 стран.
За 37 лет из стен школы вышло более 7000 выпускников, проявляющих себя в различных отраслях экономики, науки, бизнеса, занимающих ответственные посты в аппарате президента Казахстана, правительстве и других государственных структурах. Среди них Карим Масимов, Тимур Кулибаев, Кайрат Келимбетов, Еркин Калиев, Бахыт Султанов, Кайрат Кожамжаров, Нурлан Каппаров, Ерболат Досаев, Аскар Джумадильдаев и многие другие.
“Но я хотел бы подчеркнуть другое: выпускники до сих пор болеют за нашу школу, оказывают финансовую помощь, - отмечает Кайрош Бексеитович. - Мне кажется, что они свой успех связывают, в первую очередь, с обучением в РСФМСШИ. Это глубокие знания, жесткая конкурентная среда, которую можно расценивать как подготовку к большой серьезной жизни. Ведь математика - это наука, глубокое освоение которой помогает каждому нашему выпускнику и в развитии своих исследовательских способностей, и в изучении других наук, и в решении практических жизненных вопросов, что делает наших ребят конкурентоспособными не только в Казахстане, но и во всем мире”.
Вопрос качества образования в школах уже традиционно вызывает сомнения. Особенно когда приходит пора выбирать, где ребенку предстоит получать базовые знания. Какому учебному заведению отдать предпочтение - частному или все же государственному? Должно ли быть обучение платным и дорогостоящим? И есть ли гарантия, что высокая стоимость будет означать такой же высокий уровень преподавания?
К тому же в наше время (в сравнении, скажем, с советским прошлым) роль родителей в социализации ребенка значительно возросла, тогда как роль государства уменьшилась. И если раньше можно было ориентироваться на близлежащие школы, то есть по району своего проживания в надежде на некий средний общепринятый стандарт, то теперь родители готовы возить своих детей на другой конец города. И даже страны. Лишь бы толк от учебы был. |