|
Наталия Цой
Традиционно сложилось, что когда говорят о лучшей школе, где можно выучить язык Шекспира, то имеют в виду именно 120-ю гимназию. И так на протяжении более чем 40 лет
Образована была гимназия в 1970 году. А уже в 1980 году с учетом запросов родителей и учащихся было принято решение о лингвистическом направлении. Школа стала работать по программам углубленного изучения английского языка.
В 1999 году стала специализированной школой с углубленным изучением английского языка, а 2003-й ознаменовался получением статуса лингвистической гимназии.
Почему был выбран английский язык? В силу того, что он все больше завоевывает статус языка международного общения. “Выбирая именно английский язык, мы не ошиблись, - говорит директор школы
Кульжан Бутабаева. - Сегодня это язык международной политики, торговли, туризма и Интернета... 80 процентов переводов приходится на английский”.
Поскольку гимназия своим приоритетным направлением развития определяет изучение основного английского языка, он изучается с первого по одиннадцатый класс. В 1-2 классах ему уделяется 2 часа в неделю, в 3-4 классах - 3 часа, в 5-9 классах - 5 часов, в 10-11 классах - 4 часа.
Кроме основного предмета “Английский язык” учащимся предоставляется возможность изучать спецкурсы “История Великобритании”, “Английские идиомы”, а также курсы прикладной направленности - “Литература Великобритании”, “Деловой английский”, “Страноведение”. Это еще по одному часу в неделю на каждый спецкурс. Плюс к этому старшеклассники 2 часа в неделю изучают курс “Техника перевода” и получают по окончании документ, подтверждающий право работать переводчиком. Естественно, что во внеклассной работе большое внимание уделяется развитию речи: театральные постановки, утренники, вечера, посвященные творчеству англоязычных деятелей культуры, искусства и науки, олимпиады, конкурсы, конференции по защите проектов. Все это дает учащимся возможность совершенствовать свои языковые навыки.
Что касается общеобразовательного процесса, то тут гимназия работает по программам, которые рекомендованы МОН РК. Но некоторые спецкурсы, ориентированные на изучение английского языка, разработаны учителями гимназии и прошли экспертизу в ИПКиПК СО (Институт повышения квалификации и переподготовки кадров системы образования) г.Алматы: “Английские идиомы”, “История Великобритании”, “Теория и практика сочинений разных жанров”, “Лексика и фразеология”. Заканчивается разработка учебных программ по “Литературе Великобритании”, “Деловому английскому”, “Страноведению”, по английскому языку для 1-11 классов, по технике перевода для 10-11 классов.
“Следует отметить, что сегодня, в век информатизации, у нас из 4 кабинетов английского языка один является мультимедийным, где установлены компьютеры, мультимедийное оборудование и интерактивная доска, - отмечает Кульжан Бутабаева. - Второй оснащен интерактивной доской, что позволяет усовершенствовать учебный процесс”.
Таким образом учащиеся получают последовательную информацию более насыщенно, наглядно, и вследствие этого она становится более доступной, чем при традиционных средствах обучения. Изменение качества учебной информации достигается за счет создания мультимедийных образов, а также из-за возможности альтернативного выбора уровня сложности материала конкретным учеником.
Плюс ко всему с помощью компьютерных программ и электронных учебников ученики могут обучаться в индивидуальном режиме. Если, например, требуется запомнить изучаемый материал, на экране дисплея предлагается задание на заучивание. В случае возникновения трудностей компьютер разъясняет некоторые приемы данного учебного умения путем повторного воспроизведения текста.
|
Дело в том, что при традиционном способе формирования знаний преподаватель не может эффективно работать со всеми учениками одновременно, так как не для всех учащихся применяемый методический вариант эффективен. Компьютер предъявляет задания в определенной последовательности, ориентируя учеников на постепенное усвоение содержания. Программа позволяет ученику самостоятельно осуществлять контроль своих знаний, выявлять ошибки и находить кратчайшие пути их устранения.
При традиционной технологии обучения учителю практически невозможно осуществить обратную связь с каждым учеником. Материал урока усваивается лишь группой учащихся, что снижает эффективность обучения всего класса. Выявить эти пробелы в знаниях учащихся при традиционном обучении возможно лишь при проведении текущего контроля, а не в ходе процесса объяснения. В случае использования компьютера такие трудности в работе учителя исчезают.
Ученики также имеют возможность находить в Интернете необходимую информацию, пользоваться различными электронными справочниками, с удовольствием выступают с презентациями своих проектов.
Кроме этого учителя гимназии активно используют в работе проблемный метод, исследовательский, эвристическое обучение, проводят уроки на основе образовательных технологий педагогических мастерских, развития критического мышления, моделирующего обучения, рефлексивного управления, мастер-классы. В этом, быть может, и проявляется особый подход.
Преподавательский состав отличается высоким уровнем профессионализма - 27 учителей имеют высшую квалификационную категорию, в том числе 1 кандидат биологических наук, 13 учителей имеют первую категорию.
Гимназия гордится своими выпускниками, среди которых Григорий Марченко - председатель Нацбанка РК, Ерлан Идрисов, в прошлом министр иностранных дел, сегодня посол РК в США, Татьяна Шершнева - профессор КБТУ, Виктория Тер-Погасян - глава правления фармацевтической компании, Олег Песков - председатель ХОЗУ Совета Президента, Досым Кадырбаев и Лариса Слабкевич - банкиры, Мадина Курмангалиева - доктор медицинских наук, врач-офтальмолог, Андрей Жуков - профессор, преподаватель химии в МГУ и т.д. Многие выпускники школы сегодня успешно строят свою карьеру в странах ближнего и дальнего зарубежья: России, США, Великобритании, Австралии, Китае, Турции, Нидерландах, Германии, Швейцарии, Франции и т.п.
Вопрос качества образования в школах уже традиционно вызывает сомнения. Особенно, когда приходит пора выбирать, где ребенку предстоит получать базовые знания. Какому учебному заведению отдать предпочтение – частному или все же государственному? Должно ли быть обучение платным и дорогостоящим? И есть ли гарантия, что высокая стоимость будет означать такой же высокий уровень преподавания?
К тому же в наше время (в сравнении, скажем, с советским прошлым) роль родителей в социализации ребенка значительно возросла, тогда как роль государства уменьшилась. И если раньше можно было ориентироваться на близлежащие школы, то есть по району своего проживания, в надежде на некий средний общепринятый стандарт, то теперь родители готовы возить своих детей на другой конец города. И даже страны. Лишь бы толк от учебы был. |