|
Наталия Цой
Разговоры о том, что нынешняя школьная программа слишком загружена, ведутся уже давно. В то же время каждый родитель стремится к тому, чтобы его ребенок получал знания в престижной гимназии или лицее, а не в общеобразовательной школе. В итоге получается, что заложниками взрослых амбиций становятся дети, на чьи хрупкие плечи и ложится эта нагрузка - уровень обучения повышенной сложности, дополнительные факультативы и спортивные секции
Стремление к всесторонней развитости своих детей - это отличительная черта современных мам и пап. Стопроцентная занятость, по их мнению, является залогом того, что ребенок получит хорошую базу. К тому же отсутствие свободного времени убережет и от бестолкового времяпрепровождения и других негативных последствий “ничегонеделанья”.
В то же время чиновники обеспокоены тем, насколько сложными сегодня являются школьные предметы. Например, о программе для начальных классов вообще можно говорить с дрожью в голосе. Стоит только обратить внимание на гигантский размер портфеля первоклассника. Да и расписание уроков заставляет уважать маленьких гениев, которые способны не только усвоить, но и воспроизвести весь объем полученной информации.
Что касается среднего и старшего звена, то учебные предметы скорее построены как адаптированные вузовские курсы. Давайте сравним. В высших учебных заведениях у студентов ежедневно 5-6 пар. В гимназии помимо 7-8 обязательных предметов школьник посещает дополнительные занятия, репетиторов, музыкальную школу или спортивные секции.
“В отличие от общеобразовательной школы нагрузка в гимназии или лицее отличается на 4 часа. Плюс 4,5 часа кружковой работы, - говорит Газиза Аманбай, директор лингвистической гимназии № 25 имени Есенберлина. - Конечно, с одной стороны, у нас насыщенная программа, но она (нагрузка. -
Прим. автора) распределена правильно согласно санитарно-гигиеническим нормам и требованиям. То есть умственная нагрузка чередуется с физической. Я считаю, что это правильно, потому что дети все время находятся в школе, на глазах. Это и наше спокойствие, и родителей”.
А может, действительно, по нынешним меркам, детей нужно загружать? Ведь сегодня, в век информационных технологий, требования к их развитию и подготовке становятся все выше. “Знаете, что поражает в нынешних детях? - делится с нами Газиза Абдыкалыковна. - Они иногда знают больше, чем мы. Они точно знают, что им нужно, каких целей необходимо достичь, чтобы их будущее было, как минимум, успешным”.
Медики же, в свою очередь, считают, что подобная нагрузка несовместима с возможностями детского и подросткового организма. Дело в том, что едва ли не каждые 10 лет удваивается объем знаний, который приходится усваивать учащимся. “Рабочий” день школьника вместе с приготовлением домашнего задания длится по 10-12 часов, а у старшеклассников - по 14-15.
Какое здоровье нужно иметь, чтобы выдержать эти нагрузки! Творчески мозг может работать лишь 5-6 часов в сутки, а дальше происходит насилие над человеческой природой. Не случайно среди учащихся так называемых элитных школ патологии выявляют вдвое чаще, чем в традиционных школах. Тут родителям надо выбирать, что важнее - здоровье ребенка или, например, отличное знание иностранных языков.
Данные статистики говорят, что за последнее десятилетие здоровье детей значительно ухудшилось. Непомерные умственные нагрузки, переутомление и стрессы сказываются не только на психическом, но и на физическом здоровье. У сегодняшних школьников уже далеко не редкостью является такое заболевание, как гипертония, что, в свою очередь, может грозить инфарктом в 30 лет (!!!). По самым оптимистическим прогнозам, лишь у каждого 20 ребенка есть шанс закончить школу здоровым. А каждый пятый к моменту получения аттестата страдает хроническим заболеванием или еще хуже - инвалидностью.
А синдромом хронической усталости, всегда считавшимся исключительно взрослой прерогативой, охвачены и современные дети. Дело в том, что обилие фактов в учебниках, насыщенность параграфов, а иногда и сложность текста не дают возможности хорошо усвоить материал, что, как следствие, приводит к стрессовым ситуациям. В результате у ребенка пропадает интерес и к знаниям, и к школе.
Тут необходимо озвучить еще одна проблему, ставшую в последнее время настоящим бичом для учебного процесса. Например, если раньше для подготовки докладов или рефератов требовалось пойти, как минимум, в библиотеку для поиска информации, то теперь неограниченные возможности Интернета значительно облегчают эту задачу. Ведь сегодня одним нажатием клавиши на мышке можно получить все необходимые данные.
Казалось бы, о чем сетовать? В условиях более чем сложной школьной программы это стало реальной помощью школьникам. Если бы не одно “но” - бездумное скачивание наиболее подходящих материалов. Именно здесь кроется зло, с которым каждый день сталкиваются наши педагоги.
“Мы боремся с тем, чтобы это был не бездумный способ сбора информации, - рассказывает Газиза Аманбай. - Поэтому мы добиваемся, чтобы ребенок не просто принес красиво оформленный реферат, но и подготовил краткое выступление по нему на 3-5 минут. Это и развитие речи, и необходимость все-таки прочитать материал, чтобы выделить основные тезисы”.
С подобной ситуацией - готовыми, в полном смысле этого слова, материалами - сталкиваются в каждом учебном заведении. А методы борьбы у всех разные. Например, Гульжанат Накысбекова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе гимназии № 36 имени Б. Атыханулы, объяснила, что “так как у них казахская гимназия, то детям приходится немного сложнее, поскольку в Интернете не так много материалов на казахском языке”. “Поэтому наши дети вынуждены сами их (материалы. -
Прим. автора) готовить, - улыбается Гульжанат Накысбекова. - Плюс ко всему у нас единое требование для подготовки рефератов, поэтому они в любом случае вынуждены переработать информацию, чтобы подвести к нашему формату”.
Резюмируя все вышесказанное, можно прийти к выводу, что огромный информационный поток, поступающий в рамках современной школьной программы, постепенно приводит к естественному отторжению. Тем более что детский разум, как сосуд, не способен воспринять информацию сверх положенной меры. Поэтому не удивительно, что наши дети сумели найти выход и из этой ситуации, тем более что на помощь им (как вовремя!!!) пришла Всемирная паутина, охватившая весь мир. |