|
Ирина Гайкалова
Полицейские с прошлого года работают в каждой школе Алматы. Статистика говорит о том, что число правонарушений в среде несовершеннолетних после этого уменьшилось на 40 процентов. Мы уже привыкаем к тому, что в школе находится школьный полицейский, хотя нововведение не все приняли на ура. Итак, чем занимается в школе инспектор и какие проблемы сегодня стоят перед новым социальным институтом?
Эксперимент по работе школьных инспекторов проводился в Алматы еще в 2004 году. Тогда в школах работали 25 инспекторов. Этот опыт дал свои положительные результаты. Прежде всего по показателям преступлений несовершеннолетних. В целом же в течение последних пяти лет в Алматы наблюдалось существенное снижение преступности среди несовершеннолетних. Исходя из этого ДВД выступил с предложением создания института школьных инспекторов. 25 января прошлого года было принято постановление акима “Об обеспечении общеобразовательных учреждений города школьными инспекторами”. И вот с 1 сентября 2007 года во всех 178 школах работают школьные инспектора полиции.
“Главная задача инспектора - создание системы комплексной безопасности в школах, проведение правового всеобуча, ну и, как следствие, уменьшение правонарушений в школах, - рассказывает Айгуль Шопшекбаева, начальник отдела по делам несовершеннолетних города Алматы, полковник полиции. - Как только инспектора приступили к работе, они провели анонимное анкетирование учеников совместно с НПО, работающими в сфере детства (центр “Родник”, “Детство без границ”). Вопросы были такие: употреблял ли ребенок алькогольную продукцию, наркотики и так далее. Оказалось, что многие дети употребляли алкоголь. А предлагали им это сделать в основном сами родители! “Ты попробуй, лучше при мне выпей!” - вот чем руководствуются родители, предлагая ребенку алкоголь. Более того, каждый второй ребенок пробует курить. На основании результатов анкетирования была построена дальнейшая профилактическая работа, проведены мероприятия в школах, посвященные антинаркотической тематике, против курения, алкоголя и так далее”.
С малышами проводится другая работа. Школьный инспектор знакомит их с телефонными службами экстренного вызова. К примеру: куда звонить, если начался пожар, а ребенок в доме один? Что делать, когда к нему обращаются незнакомые люди? Как предупредить несчастный случай, травму? Все преподносится в игровой форме.
Недавно школьные инспектора провели общегородской марафон на знание правовой тематики, в котором участвовали и акимы районов.
“Многие дети, совершая преступление, говорят, что не знали этого, думали, что это всего лишь шалость. Например, крадут сотовые телефоны, деньги и так далее. Поэтому мы разъясняем детям различие между шалостью и правонарушением. Это очень большая работа”, - отмечает Айгуль Шопшекбаева.
Справляется ли с таким объемом работы один инспектор в школе, где учеников порой насчитывается до 1700? К тому же он работает еще с правонарушителями, ходит по домам тех, кто не посещает школу, выясняет причины. Рабочий день у школьного инспектора практически не нормирован.
“В школе кроме инспектора есть и социальные работники, и психологи, - отвечает А.Шопшекбаева. - И потом - не все дети в школе требуют пристального внимания школьного инспектора. Есть группа риска, которая находится под его контролем. Он выявляет ее, тех детей, кто не посещает школу. Кроме того, инспектор должен создать доброжелательную атмосферу в школе по отношению к себе. Из числа учащихся-страшеклассников он может организовать себе группу помощников”.
Конечно, в этой работе многое зависит от личности самого инспектора: сможет ли он организовать такие школьные коллективы или нет, будет ли он стремиться к повышению собственного имиджа в глазах детей или станет делать свою работу “для галочки” в отчете? Примеры добросовестной работы уже есть. Так, в Ауэзовском районе в школе №157 школьным инспектором организованы небольшие отряды, которые были названы отрядами содействия полиции (то есть школьному инспектору) в рамках ученического самоуправления. Отряды работают по принципу “равный - равному”.
Недавно школьные полицейские прошли образовательные тренинги и внесли свои предложения в положения “Памятки школьного инспектора”. Тренинги были организованы Департаментом по защите прав детей Алматы, ОФ “Родник”при участии Департамента внутренних дел города Алматы, ОО “Центр защиты детей и поддержки семьи” и ОЮЛ “Союз кризисных центров ”.
Нельзя обойти вниманием одну из главных проблем института школьных инспекторов - кадровую. “Проблема с кадрами есть, потому что к школьным инспекторам предъявляются особые требования, - говорит А.Шопшекбаева. - Кандидату на эту работу необходимо иметь обязательно, во-первых, высшее юридическое или педагогическое образование, во-вторых, жизненный опыт и опыт работы с детьми, и, в-третьих, Закон “Об органах внутренних дел” требует, чтобы инспектор обучился в школе полицейских. Кроме того, многих желающих работать в школе инспекторами не устраивает заработная плата. Дело в том, что заработная плата школьного инспектора составляет 31-32 тысячи тенге...”
Но, несмотря на трудности и проблемы, институт школьных инспекторов в нашем городе работает. Пока ни в одной из стран СНГ нет такого института. Один из главных доводов критики в адрес института школьных инспекторов заключается в тезисе, что школа - это не режимный объект, чтобы там находился полицейский. Однако существенное снижение правонарушений все-таки говорит больше о плюсах наличия такого института, нежели о минусах. Говорит А.Шопшекбаева: “Мне довелось побывать в американских школах. Там тоже есть школьные инспектора, но они выполняют больше роль охраны, носят при себе оружие. Такой подход был продиктован необходимостью - все помнят громкие случаи в американских школах, когда ученики расстреливали целые классы. И американцы пришли к выводу, что школа должна быть безопасной.
Я согласна, школа - это не режимный объект, но ведь там находятся наши дети. Неужели мы не должны подумать об их безопасности, о воспитании, о профилактике наркомании, курения? И многие родители нас поддерживают в этом: мы получаем множество писем с благодарностями от имени родителей!” |