|
Как и где искать работу, известно всякому трудоспособному человеку. Однако есть места, куда обращаются далеко не все. Это - государственные органы занятости, которые могут не только научить, переучить, но и трудоустроить. В крайнем случае, послать на общественные работы. Этот вклад государства в решение проблем безработицы действует уже давно. Однако вопрос, насколько эффективно он работает, остается открытым
Итак, где сегодня ищут работу люди, а работодатели своих сотрудников? Позволим себе составить примерный расклад. Кадровые агентства наверняка занимают в списке мест поиска лидирующие позиции. Рекрутинговые агентства, которые трудоустраивают высокооплачиваемые кадры, на втором месте. Далее - средства массовой информации и интернет-ресурсы. А на последнее место поставим органы занятости. А ведь именно здесь фиксируется число тех, кто официально ищет работу. Отсюда - и наша статистика. Так, безработица в Казахстане, по данным официальной статистики, неуклонно снижается. По данным Министерства труда и социальной защиты населения РК, число состоящих на учете в органах занятости в качестве безработных на конец июня нынешнего года составила 74,4 тысячи человек, что на 25,7 тысячи человек (на 25,7 процента) меньше, чем в соответствующем месяце предыдущего года.
Отражает ли эта картина реальную ситуацию, если множество безработных людей не состоят на учете, а, например, ищут работу в рекрутинговых агентствах или стоят на улице Сейфуллина в Алматы? Разумеется, нет. Получается, пока безработные не станут регистрироваться официально и искать работу через государственные центры занятости, то и реальное положение дел останется неясным. В этой ситуации довольно трудно строить планы по решению проблем безработицы, трудоустройства, переобучения и так далее. Серьезные нарекания вызывает и позиция работодателей, которые, хотя и обязаны предоставлять в госорганы списки своих вакансий, не желают этого делать. Или просто не видят в этом смысла. Так же, как и безработные, которые ищут работу в частных агентствах, в Интернете или стоя на улице. Если бы от госучета зависел назначаемый размер пособия по безработице или социальных выплат, как, например, в развитых странах, то и смысл этого действа объяснять не стоило бы. Пока же плюсы государственной заботы по трудоустройству далеко не всем ясны. Хотя, по сути, государство выполняет очень нужную и важную работу. Например, для определенных категорий населения эти услуги иногда становятся единственным шансом найти работу, прокормить семью, удержаться на плаву. Будем справедливы, одна из основных целей органов занятости - помощь именно этим людям, а не тем, кто может позволить себе услуги частных агентств, поиск в Интернете или переобучение за свой счет.
Итак, что сегодня предлагают государственные органы занятости? Можно сказать: не слишком широкий спектр услуг. Начнем с формальностей. Как сказано на сайте Минтруда, в соответствии с Законом РК “О занятости населения” безработные граждане, желающие найти работу, могут обратиться в уполномоченные органы за содействием в трудоустройстве, которые находятся в каждом городе и сельском районе республики. Безработные граждане регистрируются по месту жительства в этом самом уполномоченном органе. Это и есть органы занятости или биржа труда. При этом безработные должны не реже одного раза в течение десяти календарных дней отмечаться в уполномоченном органе. При желании безработного могут чему-нибудь научить на курсах при центрах занятости. Это своего рода вид социальной помощи. Бесплатные курсы длятся обычно не более трех месяцев. Здесь учат наиболее популярным видам деятельности: можно стать бухгалтером, строителем, сварщиком, водителем и так далее. Случаются и более эксклюзивные предложения: к примеру, биржа труда Алматы в июне 2007 года выиграла конкурс по государственным закупкам по профобучению и переобучению безработных по специальностям “дизайн ландшафта” и “организатор домашнего хозяйства”. Обучены две группы по 25 человек, отбор состава которых осуществлен из базы безработных центров занятости и самой биржи. В целом по городу Алматы с начала года на курсы профобучения направлено 922 человека. Получат ли они потом работу - большой вопрос. Но шансы на работу с наличием специальности все-таки больше, чем без таковой.
Временную занятость обеспечивают оплачиваемые общественные работы. В Алматы на таких работах в этом году побывало более двух тысяч человек, из которых 60 процентов были заняты в благоустройстве и уборке территории города.
Одной из категорий людей, которым центры занятости могли бы помочь в трудоустройстве, являются инвалиды. В 2005 году был принят Закон о социальной защите инвалидов, который обязал местные исполнительные органы решить вопрос квотирования рабочих мест. В Алматы постановлением акима предприятия, на которых трудится тридцать и более человек, обязаны в пределах трех процентов принимать на работу инвалидов. Предусмотрена даже административная ответственность: штрафы до 400 тысяч тенге. Однако, как говорит Айбек Думбаев, председатель Азиатского общества инвалидов “Жан”, исполняют это постановление только бюджетные организации. Бизнес же не хочет работать с инвалидами. “Говорят, что ситуация с трудоустройством инвалидов немного улучшилась, но мы не замечаем, чтобы люди активно искали работу. Видимо, инвалиды не надеются на положительный исход”. |
Кстати, на бирже труда проводятся ярмарки вакансий, семинары-тренинги для тех, кто длительное время не мог устроиться на работу. Как гласит статистика, за 7 месяцев текущего года на биржу труда обратились 1860 человек. При этом трудоустроено всего 567 человек. На наш взгляд, немного - даже не пятьдесят процентов из тех, кто хочет работать. Почему же биржа (или любые другие центры занятости) проигрывает в сравнении с деятельностью частных агентств по трудоустройству? Слабая база данных, “неправильное” поведение работодателей, плохая организация труда? Видимо, все сразу. Замкнутый круг: работодатели не дают вакансий, центры не трудоустраивают. Будет ли найден выход когда-нибудь или государственные центры занятости так и останутся всего лишь благим намерением? |