|
Алла Иванилова из Астаны
Участники I Съезда учителей и работников образования государств - участников СНГ договорились создать Единый учебник истории Содружества Независимых Государств. Как пояснил министр образования России: “Единый учебник не значит один учебник, это означает, что ученые, историки из разных стран соберутся и обдумают учебные пособия или учебник, который бы с общих позиций рассматривал нашу единую историю”. При этом российский министр отметил, что было бы полезно, если в таком учебнике будут представлены разные точки зрения
Страны СНГ намерены создать единое образовательное пространство с учебниками нового поколения и учителями новой формации. Практическую часть этой идеи обсуждали на этой неделе в Астане на I Съезде учителей стран Содружества, где собрались 500 педагогов из Азербайджана, Армении, Беларуси, Кыргызстана, России, Таджикистана. Столь масштабное событие в рамках Содружества проводилось впервые, его инициатором стал Казахстан.
Последний раз учителя собирались еще во время существования Советского Союза в 1988 году. “Наши учителя пространства СНГ соскучились, и мы договорились, что будем регулярно проводить съезды учителей”, - заметил министр образования и науки Казахстана Жансеит Туймебаев.
Столько комплиментов в свой адрес учителя давно не слышали. “Люди самой благородной и гуманной профессии”, “подлинная элита”... Именно на их элитные и благородные плечи чиновники возлагают большие надежды. В частности, страны СНГ намерены создать единое образовательное пространство и тем самым создать аналог европейскому образовательному пространству.
Подписанное в 1992 году главами правительств стран - участниц СНГ соглашение о сотрудничестве в области образования морально устарело. За эти годы много чего изменилось: в школах появились современные компьютеры, Интернет, получили распространение электронные учебники. В образовательных системах наших стран накопилось немало проблем. В этой связи страны Содружества решили поменять формат сотрудничества.
В условиях глобализации на первый план выдвигаются задачи обновления и модернизации образования. Открываются современные вузы. Взять, к примеру, Новый университет Астаны, или так называемый сетевой университет, который, по словам исполнительного директора Межгосударственного фонда по гуманитарному сотрудничеству Армена Смбатяна, в порядке эксперимента начнет работу в сентябре нынешнего года на базе Российского университета дружбы народов.
|
Орешек знаний - тверд... |
Соглашение о создании сетевого университета подписали 15 ведущих университетов стран Содружества. Таким образом, студенты получат возможность обучаться как в своем вузе, так и вузе - участнике проекта и получить два диплома о высшем образовании.
Отечественное Министерство образования предложило создать Союз инновационных школ стран СНГ, который объединит организации образования, работающие в режиме опережения, по экспериментальным программам. Деятельность этого объединения позволит педагогам-новаторам реализовать новые инициативы и прорывные проекты, а также даст толчок к развитию среднего образования стран Содружества.
Вторая инициатива, которую озвучил глава ведомства Жансеит Туймебаев, касается разработки программы сравнительной оценки образовательных достижений учащихся стран СНГ по формату стран ОЭСР. Во многих государствах мира международные сравнительные исследования - основная часть национальной системы оценки качества образования. Они имеют большое стратегическое значение. “Проведение совместных сравнительных исследований позволит не только получать информацию об образовательных достижениях учащихся, но и выявлять факторы, влияющие на результаты обучения”, - уверен министр.
Министр образования и науки Российской Федерации Андрей Фурсенко в своем выступлении отметил, что сегодня у людей пропадает “вкус к знаниям”, особенно в сфере естественных наук. Если в советское время учили на всю жизнь, то сегодня надо получать образование в течение всей жизни. Не каждый человек желает быть вечным студентом. Поэтому, по мнению российского министра, сегодня главная задача педагога - “научить человека учиться”. “Это самое сложное”, - констатирует Андрей Фурсенко. Учителя должны идти на шаг впереди учеников. К сожалению, как констатировал глава образовательного ведомства России, школьники больше узнают из Интернета, а педагоги превратились в “говорящие книги”.
Министр образования и науки РФ рассказал, что в России стартовала национальная образовательная инициатива “Наша новая школа”. Ее суть сводится к тому, чтобы предоставить учителям свободу. Если раньше государство разрабатывало кучу стандартов, содержащих подробный перечень тем по каждому предмету, то теперь российские чиновники предъявляют только требования, каким должны отвечать школьные программы, какие результаты должны продемонстрировать дети, какие условия должны быть созданы в школе для достижения этих результатов. В любой образовательной программе будет две части - обязательная и та, что формируется школой. Новый стандарт российского образования предусматривает внеаудиторную занятость - кружки, спортивные секции, различного рода творческие задачи. Программы обучения старшеклассников будут увязаны с дальнейшим выбором специальности.
Примерно по такой же схеме намерены работать и другие страны СНГ, в том числе и Казахстан.
Как ожидается, II Съезд учителей пройдет в Армении или Беларуси. Данный вопрос еще обсуждается. |