ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Диплом по тарифу Образование

Фарида Галиева
На днях Казахстан присоединился к Болонской декларации, став таким образом членом европейского образовательного процесса. По данным Минобразования, до этого события 30 казахстанских вузов из 145 подписали Великую хартию университетов, которая является основой декларации, и теперь это позволит привести отечественные образовательные программы в соответствие с европейскими стандартами, гарантирует конвертируемость казахстанских дипломов о высшем образовании в еврозоне, право выпускников на трудоустройство в любой из стран - участниц Болонского процесса, как считают наши чиновники

Ну, пока все эти благие изменения не произошли, одной из самых пагубных напастей нашего высшего образования по-прежнему является коррупция. Так, утверждают эксперты общественного фонда “Транспаренси Казахстан”, которые при поддержке Центра ОБСЕ в Астане провели специальное исследование по выявлению коррупционных рисков в системе высшего образования республики. И результаты при этом были получены исследователями не только любопытные и наводящие на тревожные мысли, но и неожиданные.
Исследование проводилось в 144 вузах Казахстана, из которых, как известно, государственными являются 55, а частными - 89. Выяснилось, что на платной основе у нас обучаются приблизительно около 80 процентов студентов, причем свыше 67 процентов - студенты государственных вузов. Выходит, доля государственного заказа, по сравнению с долей услуг, предоставляемых на платной основе, несравненно мала, что существенно ограничивает доступ к образованию для социально и финансово не защищенных слоев населения.
При этом апеллирование наших чиновников к зарубежному опыту, что там, мол, высшее образование практически все платное и это является существенной поддержкой вузов, не совсем корректно, отмечают эксперты. Например, в США, доля оплаты за обучение в бюджете университетов составляет в среднем около 20-25 процентов. А сами бюджеты университетов в США формируются за счет научных разработок, исследований, патентов, пожертвований. А в государственных вузах бюджет дотируется из госказны. В Казахстане же налицо прямая зависимость вузов как частных, а особенно государственных от платной формы обучения.
Основными источниками оплаты за обучение у подавляющего большинства наших студентов являются родители (69 процентов), тогда как доля самостоятельно оплачивающих свое образование составляет всего 8,3 процента. Любопытно, что более половины учащихся недовольны соотношением качества и оплаты. Подобные результаты заставляют серьезно задуматься о роли государства, как регулятора и администратора системы высшего образования, обеспечения качества предоставляемых услуг.
По данным из различных источников, средняя цена обучения за год в вузах Алматы и Астаны независимо от формы собственности начинается от полумиллиона тенге. А вот на сайтах вузов официальных прайс-листов на образовательные услуги нет, что порождает вопросы о прозрачности предоставления образовательных услуг. И это касается не только студентов, которые непосредственно участвуют в процессе образования, но и нас, налогоплательщиков, за счет которых осуществляется государственное финансирование сферы высшего образования.
В целом можно сказать, что, несмотря на значительные материальные затруднения и другие проблемы, связанные с получением высшего образования, оно востребовано. Однако из ответов студентов не видно особого оптимизма относительно самого процесса получения образования и будущих перспектив трудоустройства после его получения.
Самым поразительным результатом исследования была констатация того, что среди студентов устойчиво сформировалось толерантное отношение к коррупции и всем ее проявлениям. Большинство склоняются к тому, что ее надо принимать, как обычное проявление жизни. И несмотря на то, что большинство студентов утверждают, что не участвуют в даче взяток, осведомленность о способах и методах этого очень велика.
В первую тройку рейтинга причин, способствующих проявлениям коррупции в казахстанских вузах, вошли: нежелание самих студентов учиться, низкая заработная плата преподавателей и отсутствие должного контроля со стороны вуза. Наиболее подверженными коррупции, по мнению студентов, являются такие формы образовательного процесса, как зачет, получение диплома, сдача ЕНТ. Особенно растет уровень коррупции в вузах в экзаменационный период.
Основной причиной всего этого, конечно же, является низкая оплата труда преподавателей, которые вынуждены постоянно думать о зарабатывании денег, а не о повышении своего уровня. Эксперты и выпускники вузов подтверждают, что сегодня педагоги зачастую только делают вид, что учат. Они не занимаются наукой из-за отсутствия времени, так как вынуждены работать в нескольких вузах одновременно (33 процента педагогов преподают одновременно в двух или нескольких учебных заведениях).
Помимо нехватки времени на качестве образования сказывается также нехватка актуальной научной литературы, необходимого инструментария для работы и т.п. Руководство вузов, ссылаясь на нехватку средств, не обновляет свои библиотечные фонды и материальную базу.
Общие результаты исследования говорят о том, что в Казахстане доступ к высшему образованию для социально незащищенных слоев населения, имеющих низкий доход, весьма ограничен. В регионах получить качественное образование практически невозможно. Государство не способно обеспечить равное соотношение стоимости образования и его качества.
Кроме того, существует тревожная проблема закрытости вузов и полное игнорирование ими требований в части раскрытия информации о своей деятельности. А руководство вузов - что парадоксально - не считает нужным делать свои организации конкурентоспособными во всех смыслах.
Ну и наконец, по мнению экспертов, все более существенной проблемой для Казахстана является трудоустройство и распределение специалистов по окончании вузов. Ни высшие учебные заведения, ни государство не несут никакой ответственности за трудоустройство своих выпускников, особенно обучавшихся на платной основе. При этом только 30-40 процентов выпускников находят работу по специальности.
Существует дублирование подготовки кадров в государственных и негосударственных вузах, что приводит к их перепроизводству и низкому уровню подготовки. Таким образом, возникают вопросы выпуска специальностей не конкурентоспособных на рынке труда, не соответствующих потребностям экономики и рынка, которые пополняют ряды безработных.
Сможет ли пресловутый Болонский процесс, на который наши чиновники от образования возлагают такие надежды, как-то поправить ситуацию? Поживем, поучимся...

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение