|
Фарида Галиева
На днях Казахстан присоединился к Болонской декларации, став таким образом членом европейского образовательного процесса. По данным Минобразования, до этого события 30 казахстанских вузов из 145 подписали Великую хартию университетов, которая является основой декларации, и теперь это позволит привести отечественные образовательные программы в соответствие с европейскими стандартами, гарантирует конвертируемость казахстанских дипломов о высшем образовании в еврозоне, право выпускников на трудоустройство в любой из стран - участниц Болонского процесса, как считают наши чиновники
Ну, пока все эти благие изменения не произошли, одной из самых пагубных напастей нашего высшего образования по-прежнему является коррупция. Так, утверждают эксперты общественного фонда “Транспаренси Казахстан”, которые при поддержке Центра ОБСЕ в Астане провели специальное исследование по выявлению коррупционных рисков в системе высшего образования республики. И результаты при этом были получены исследователями не только любопытные и наводящие на тревожные мысли, но и неожиданные.
Исследование проводилось в 144 вузах Казахстана, из которых, как известно, государственными являются 55, а частными - 89. Выяснилось, что на платной основе у нас обучаются приблизительно около 80 процентов студентов, причем свыше 67 процентов - студенты государственных вузов. Выходит, доля государственного заказа, по сравнению с долей услуг, предоставляемых на платной основе, несравненно мала, что существенно ограничивает доступ к образованию для социально и финансово не защищенных слоев населения.
При этом апеллирование наших чиновников к зарубежному опыту, что там, мол, высшее образование практически все платное и это является существенной поддержкой вузов, не совсем корректно, отмечают эксперты. Например, в США, доля оплаты за обучение в бюджете университетов составляет в среднем около 20-25 процентов. А сами бюджеты университетов в США формируются за счет научных разработок, исследований, патентов, пожертвований. А в государственных вузах бюджет дотируется из госказны. В Казахстане же налицо прямая зависимость вузов как частных, а особенно государственных от платной формы обучения.
Основными источниками оплаты за обучение у подавляющего большинства наших студентов являются родители (69 процентов), тогда как доля самостоятельно оплачивающих свое образование составляет всего 8,3 процента. Любопытно, что более половины учащихся недовольны соотношением качества и оплаты. Подобные результаты заставляют серьезно задуматься о роли государства, как регулятора и администратора системы высшего образования, обеспечения качества предоставляемых услуг.
По данным из различных источников, средняя цена обучения за год в вузах Алматы и Астаны независимо от формы собственности начинается от полумиллиона тенге. А вот на сайтах вузов официальных прайс-листов на образовательные услуги нет, что порождает вопросы о прозрачности предоставления образовательных услуг. И это касается не только студентов, которые непосредственно участвуют в процессе образования, но и нас, налогоплательщиков, за счет которых осуществляется государственное финансирование сферы высшего образования.
В целом можно сказать, что, несмотря на значительные материальные затруднения и другие проблемы, связанные с получением высшего образования, оно востребовано. Однако из ответов студентов не видно особого оптимизма относительно самого процесса получения образования и будущих перспектив трудоустройства после его получения.
Самым поразительным результатом исследования была констатация того, что среди студентов устойчиво сформировалось толерантное отношение к коррупции и всем ее проявлениям. Большинство склоняются к тому, что ее надо принимать, как обычное проявление жизни. И несмотря на то, что большинство студентов утверждают, что не участвуют в даче взяток, осведомленность о способах и методах этого очень велика.
В первую тройку рейтинга причин, способствующих проявлениям коррупции в казахстанских вузах, вошли: нежелание самих студентов учиться, низкая заработная плата преподавателей и отсутствие должного контроля со стороны вуза. Наиболее подверженными коррупции, по мнению студентов, являются такие формы образовательного процесса, как зачет, получение диплома, сдача ЕНТ. Особенно растет уровень коррупции в вузах в экзаменационный период.
Основной причиной всего этого, конечно же, является низкая оплата труда преподавателей, которые вынуждены постоянно думать о зарабатывании денег, а не о повышении своего уровня. Эксперты и выпускники вузов подтверждают, что сегодня педагоги зачастую только делают вид, что учат. Они не занимаются наукой из-за отсутствия времени, так как вынуждены работать в нескольких вузах одновременно (33 процента педагогов преподают одновременно в двух или нескольких учебных заведениях).
Помимо нехватки времени на качестве образования сказывается также нехватка актуальной научной литературы, необходимого инструментария для работы и т.п. Руководство вузов, ссылаясь на нехватку средств, не обновляет свои библиотечные фонды и материальную базу.
Общие результаты исследования говорят о том, что в Казахстане доступ к высшему образованию для социально незащищенных слоев населения, имеющих низкий доход, весьма ограничен. В регионах получить качественное образование практически невозможно. Государство не способно обеспечить равное соотношение стоимости образования и его качества.
Кроме того, существует тревожная проблема закрытости вузов и полное игнорирование ими требований в части раскрытия информации о своей деятельности. А руководство вузов - что парадоксально - не считает нужным делать свои организации конкурентоспособными во всех смыслах.
Ну и наконец, по мнению экспертов, все более существенной проблемой для Казахстана является трудоустройство и распределение специалистов по окончании вузов. Ни высшие учебные заведения, ни государство не несут никакой ответственности за трудоустройство своих выпускников, особенно обучавшихся на платной основе. При этом только 30-40 процентов выпускников находят работу по специальности.
Существует дублирование подготовки кадров в государственных и негосударственных вузах, что приводит к их перепроизводству и низкому уровню подготовки. Таким образом, возникают вопросы выпуска специальностей не конкурентоспособных на рынке труда, не соответствующих потребностям экономики и рынка, которые пополняют ряды безработных.
Сможет ли пресловутый Болонский процесс, на который наши чиновники от образования возлагают такие надежды, как-то поправить ситуацию? Поживем, поучимся... |