|
Ярослава Науменко
Треть выпускников программы “Болашак” не могут найти работу. Кто в этом виноват? Сами ли выпускники с необоснованно завышенными требованиями или причина - невостребованность в наших условиях, несмотря на все декларации западного образования. Или кризисная экономическая ситуация? А может, несовершенна сама программа и ее пора менять? Рассмотрим ситуацию на примере других международных программ
Одна из самых популярных в Казахстане программ обучения за рубежом - программа стипендий Эдмунда Маски от Отдела образовательных и культурных программ Госдепартамента США.
Она дает специалистам с высшим образованием из стран СНГ возможность получить магистрскую степень в университетах США. Обязательное условие участия - магистр должен будет вернуться на родину и работать на ее благо не менее двух лет, остаться в Штатах или возвратиться раньше срока он не имеет права - человека в посольстве проверят по базам данным и просто не дадут визу.
Грант не только полностью покрывает стоимость перелета, обучения и проживания участника, но и все расходы на проживание вместе с ним семьи (вплоть до выделения средств на няню для ребенка).
Программа не ставит возрастных ограничений, но негласно требует достаточного опыта работы по выбранному направлению. Выбирают лучших - состоявшихся, трезво оценивающих ситуацию, способных быть действительно полезными своей стране в будущем. Со всего СНГ ежегодно поступает 3000 заявок, конкурс - почти сто человек на место.
Один из главных критериев отбора - нужно иметь четкий план своей научной работы. Человек едет не отдыхать и развлекаться по клубам (неуспевающих отчисляют и отправляют домой), а учиться и совершенствоваться. Кроме того, организаторы берутся позаботиться о трудоустройстве выпускников - все казахстанские участники программы успешно работают в самых разных областях.
|
Знает ли он? |
В первом туре конкурса смотрят анкеты и эссе (“сочинения”, в которых заявители рассказывают о себе и своих стремлениях по улучшению жизни в Казахстане). Для отбора претендентов на второй тур прилетает большая экспертная комиссия из США, которая беседует с каждым прошедшим первое испытание (естественно, происходит это на английском языке). Чтобы победить, нужно будет ко всему прочему иметь и документ о сдаче языковых тестов с достойным результатом. Понятно, что никакие дети чиновников преимуществ здесь не имеют. Фактор коррупции исключен максимально, и пройти “золотая молодежь” может на общих со всеми основаниях - на равных, если предстанет в достойном свете.
В общем, выбирают лучших из лучших, с четкой программой будущей деятельности и достаточным опытом работы в выбранной сфере. Так что в вопросах организации и программы наш “Болашак” пока явно проигрывает Эдмунду Маски. Главный просчет нашей стороны - ставка сделана не на ту целевую группу.
Печально, но факт: в нашей стране взросление человека начинается довольно поздно. Молодые люди в силу экономических факторов живут с родителями “до последнего”. Лет до тридцати или до свадьбы (а то и после) - норма, мама-папа еще и свадьбу оплатят, влезут в кредиты - квартиру купят, будут продолжать кормить, одевать и обувать. На Западе и в Европе уже в 16 лет дети становятся самостоятельными. Поступают в колледж, переезжают в студенческий кампус, начинают учиться и параллельно подрабатывать. На самых низкооплачиваемых, скромных работах, неполный день. Так они привыкают к самостоятельности и учатся полагаться только на свои силы, трезво их оценивая.
Зато наши студенты мечтают сразу же обрести высокооплачиваемую престижную работу, что в цивилизованном мире невозможно. Сначала “школа жизни”, где человек показывает все свои знания и таланты, а уже потом заслуженный рост.
Таким образом, если западные бакалавры - довольно серьезно настроенные молодые люди, то наши выпускники - инфантильные дети, которым еще расти и расти до зрелых личностей.
- Не зря при отборе по программе Эдмунда Маски требуют, как минимум, пятилетний опыт работы, - говорит Айнура Абсеметова, которая закончила по этой программе магистратуру в Западном Мичиганском университете по администрированию международных программ по развитию. - Это лишает многих иллюзий и говорит о том, что человек “понюхал пороху”.
Выпускник Маски политолог Дарига Чукмаитова согласна - отбор во всех подобных программах чаще всего построен на личном профессиональном опыте. “Никто не выдает учебников и не заставляет зубрить, - говорит она. - Нужно все осмыслить, основываясь на опыте работы, и выдать решение, результат... В общем, очень четко смотрят, чтобы человек соответствовал заявленным им параметрам. Если ребята приходят после университета, они часто не знают, чего вообще хотят. У них существует иллюзия, будто Америка - это Земля обетованная и нужно здесь обязательно остаться”.
Гульнур Болыспаева (изучала конфликтологию в Институте анализа и разрешения конфликтов при университете имени Джорджа Мэйсона) подтверждает - требуется человеческая зрелость: “По статистике два процента выбранных кандидатов потом отправляли домой. Это те, кто не выдержал. И не выдерживали чаще те, кто имел малый опыт реальной работы”.
Ребята общались и с “болашаковцами”, проходившими обучение в этих же университетах. Многие застали то время, когда туда приезжали в основном “сливки” - дети чиновников. Геният Исин, мастер бизнес-администрирования, тоже учился с этой “золотой молодежью”: “По уровню расходов, которые они несли, по квартирам, которые они снимали, по машинам было видно, из каких они семей. Однако мне попались хорошие ребята, несмотря на всю свою “звездность”. Щедрые, отзывчивые. Им все-таки удавалось оставаться людьми. И в этом надежда. Я стараюсь смотреть на вещи более позитивно”.
Вторая большая международная образовательная программа - Эразмус Мундус. Это программа европейская, гранты выделяет Европейская комиссия. Главная целевая группа: студенты, магистранты, аспиранты и докторанты, молодые кандидаты наук, преподаватели вузов. Ежегодно по ней обучаются почти тысяча грантников, и их число увеличивается. Как видите, вчерашних школьников здесь тоже нет.
Поэтому было бы разумно нам не изобретать велосипед, а взять самое хорошее из опыта международных образовательных программ. Лучше подготовить меньше специалистов, но чтобы после они все были востребованы, поскольку уже имеют неплохой опыт работы. Количество - в качество.
И еще. В прошлом году в Великобритании была принята государственная программа, которая дала возможность найти работу выпускникам вузов. По ней они могут практиковаться на крупных предприятиях в течение трех месяцев и получать зарплату. Крупные корпорации уже выразили желание принять часть выпускников на практику. По словам разработчиков проекта, трехмесячная практика поможет выпускникам вузов накопить опыт, что даст возможность и дальше работать на предприятии, где они пройдут практику. |