Во всем мире пандемия коронавируса стала не только вызовом для национальных систем здравоохранения, но и испытанием для сфер социального обеспечения, малого и среднего бизнеса. Не стала исключением и образовательная сфера. Именно поэтому состоявшееся недавно обсуждение этой темы Национальным советом общественного доверия с участием главы государства и профильных ведомств - важный и своевременный шаг
Согласно отчету Всемирного банка, по итогам пандемии мир столкнется с ухудшением качества образования за счет неравных возможностей обучения на дому. Сокращение расходов на образование из-за экономического кризиса может привести к уменьшению ресурсов, доступных для учителей, повышению количества детей, бросивших школу, а в долгосрочной перспективе - к понижению качества человеческого капитала и росту неравенства. В Казахстане необходимость оперативного перехода на дистанционные методы обучения также выявила системные проблемы: от недостаточной материально-технической оснащенности и неравного доступа к интернету до слабых цифровых компетенций определенной части педагогического состава на всех уровнях. Ряд обозначенных выше проблем можно решить с помощью финансовых вливаний в эту сферу. Так, Президент РК в ходе заседания НСОД уже заявил, что в образовании происходит недофинансирование: на одного ученика в год расходуется около 1000 долларов США, тогда как в передовых в области образования странах этот показатель варьируется от 10 до 14 тысяч долларов. Повышение нормативов подушевого финансирования, повышение зарплат педагогов и стипендий для студентов педагогических специальностей в сочетании с высокими квалификационными требованиями в этой области помогут решить проблемы с привлечением качественных кадров. По завершении реализуемой в 2020-2025 годах Государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан будет сокращено неравенство в материально-техническом оснащении школ. В то же время на системном уровне остается ряд нерешенных проблем, снижающих конкурентоспособность выпускников системы казахстанского образования. Об этом говорили сразу несколько членов Национального совета общественного доверия. Особую важность в кризисный период приобретает необходимость подготовки компетентных и востребованных на рынке труда специалистов, что требует расширения участия в образовательных процессах бизнеса, системы государственного управления и других игроков, представляющих работодателей. Важная идея - переход от компетентностного подхода к личностно-ориентированному, а также повышение внимания к деятельности учреждений образования по профессиональной ориентации и трудоустройству выпускников. Качественные изменения должны коснуться системы высшего образования. Предложение о внедрении системы деления вузов на лиги может помочь в повышении конкуренции между учебными заведениями, что потенциально даст импульс их качественному развитию. Наконец, повышение культуры академической честности в системе высшего образования позволит продвинуть казахстанскую науку, при должном контроле станет "прививкой" от таких ее "болезней" как плагиат и публикации в хищнических журналах.
Анастасия Решетняк, старший научный сотрудник КИСИ при Президенте РК
|