|
Алла Иванилова С 6 апреля в Казахстане начнется дистанционное обучение школьников. Министерство образования и науки, педагоги во время весенних каникул готовились к этому новому формату учебы. Однако вопросов о том, как будет проходить этот процесс, немало, поскольку не у всех учеников и учителей есть необходимый для этого “инструментарий” - компьютеры, смартфоры, доступ к интернету и необходимая скорость трафика
Пока ученики отдыхают, педагоги готовятся к виртуальному общению с ними. Все это время преподавателей обучали работе по новому формату - как проводить уроки в сервисах, прикреплять презентации, проверять домашние задания. По словам Министра образования и науки Асхата Аймагамбетова, в каждом регионе открыты проектные офисы, в составы которых вошли профильные специалисты, которые занимаются вопросами перехода деятельности организаций образования на дистанционное обучение. Учителя не будут каждый день проводить онлайн-уроки, длительность которых по рекомендации Минобразования должна составлять 30 минут, поскольку это сложно, а часто и невозможно. Они будут работать с учениками с помощью разных интернет-платформ, телеуроков, индивидуальных заданий. Эти виды работ могут сочетаться и варьироваться - все зависит от конкретной ситуации. Как рассказал глава образовательного ведомства, дистанционное обучение будут вести в нескольких направлениях. Во-первых, через телевизионные уроки на республиканских каналах “Ел арна” и “Балапан”. Кроме этого для учеников 9-11-х классов на телеканале “Алматы” будут идти уроки по естественно-научному направлению, они будут доступны и в интернете. Для покрытия всей четвертой четверти необходимо снять более 3360 телеуроков. Отсняли уже более 300. Те, у кого нет телевидения, могут включиться в учебный процесс посредством радио - каналу Qazaq radiosy. Но самый большой и основной пласт работы - через интернет-платформы, которые, как обещают чиновники, к 6 апреля будут полностью готовы. Процесс будет выглядеть так: учитель проводит онлайн-урок, все подключаются, слушают, выполняют задания. Также педагог может дать в электронном дневнике “Кунделик” ссылку на интернет-платформу, где есть видеозапись темы, но ее объясняет другой учитель. Ученик сам должен зайти на сайт, просмотреть видео и выполнить задания, отправив учителю. Для такого обучения нужны компьютер или хотя бы смартфон и подключение к интернету. А такие “блага цивилизации” есть далеко не у всех. Более 300 тысяч детей не имеют компьютеров, не у всех учителей есть они. Эту проблему чиновники намерены решить двумя способами. Первый - раздать во временное пользование школьные компьютеры. Второй - закупить дополнительно около 80 тысяч компьютеров и планшетов. К слову, звучали предложения не тратить деньги в столь сложные для страны времена на покупку техники, а использовать ту, которая сегодня простаивает в госорганах. Ведь многие министерства, акиматы, ЦОНы отправили большую часть своих сотрудников на удаленную работу.
Но наличия компьютера недостаточно - необходимы подключение к интернету и желательно хорошая скорость. Поскольку уже на пробных уроках, своеобразных репетициях, которые прошли на этой неделе по всей стране, многие столкнулись с проблемой, что домашний интернет “не тянет”. Отсюда проблемы со звуком, качеством изображения, видео исчезает или вовсе “выкидывает”. Возможно, дело и не в интернете вовсе, а в используемом сервисе видеоконференций Zoom, который не выдерживает такой колоссальной нагрузки. Студенты, обучающиеся с 16 марта дистанционно, говорят, что у них не было до этого никаких проблем. Они возникли лишь тогда, когда к учебному процессу стали присоединяться школьники, поскольку у многих на этой неделе проходят пробные уроки. В Казахстане один миллион студентов и 80 тысяч педагогов, которые уже работают в интернете. С 6 апреля к ним добавятся три миллиона учащихся школ и 350 тысяч учителей. Чтобы не было одномоментной нагрузки, планируют, что процесс учебы распределят. С утра, с 8.30 до 14.00, занимаются классы предшкольной подготовки и учащиеся 1-9 классов, после обеда - 10-11 классы, студенты колледжей и вузов. Помимо технических проблем процессу онлайн-обучения мешает и ряд других субъективных, а точнее, бытовых причин. Чтобы дистанционное обучение проходило эффективно, в первую очередь необходима тишина. Однако далеко не у всех есть условия ее создать. Особенно в однокомнатной квартире, где маленькие дети, школьнику трудно найти тихое место. Кроме того, сами родители, бабушки и дедушки принимают зачем-то участие в онлайн-занятиях, громко разговаривая и мешая учебному процессу. Более того, есть и те, кто вовсе не знает, как пользоваться современными технологиями. К тому же домашняя обстановка никак не способствует самодисциплине и учебе. К слову, в субботу уроков не будет. На случай, если техническая сторона подведет, есть “страховой вариант” - работать через электронный дневник “Кунделик” либо электронную почту. Впрочем, сервис электронного дневника и так задействован в качестве обратной связи. Туда в виде файлов будут прикреплять все выполненные домашние задания. Но далеко не везде на просторах нашей страны есть всемирная сеть. И даже если у ребят из отдаленных аулов был бы лэптоп, вряд ли они смогли бы учиться. В некоторых районах, куда дошло такое “благо цивилизации”, скорость интернета очень низкая. В таких условиях учителя не смогут дать никаких знаний. В этом случае обучение школьников будут вести через почту. В Казахстане более 1000 населенных пунктов, где проживают от пяти до 10 детей и нет школ. До этого ежедневно осуществляли их подвоз в опорные населенные пункты, где проходило обучение. Сейчас в такие населенные пункты обучающие материалы и задания будут направлять через почтовую связь и таким же образом получать обратную связь. Прошедшие пробные уроки продемонстрировали, что есть некоторые недоработки. Дети пока еще не понимают, что делать и как обучаться. Но чиновники уверены, что все недочеты в процессе работы устранят. Дистанционное обучение - это новый формат для Казахстана, и, по словам самих учителей, нам не подходит. В первую очередь не из-за технической оснащенности. Эта форма обучения требует жесткой самодисциплины, мотивации и выдержки. В иностранных университетах эта система направлена на жесткий контроль качества образования: за невыполнение домашних заданий и плагиат строго наказывают и даже могут отчислить. В Казахстане не все так строго, и от того, что школьники и студенты грызут гранит науки, лежа на диванах, страдает прежде всего качество образования.
Как сообщил Министр образования и науки РК Асхат Аймагамбетов, сейчас вопрос о том, что дети могут учиться летом, не стоит. “У нас нет планов сокращать летние каникулы. Но если будут какие-то новые обстоятельства, возможно, нам придется прийти к этому”, - отметил глава ведомства. Что касается сроков проведения Единого национального тестирования, то этот вопрос также пока не рассматривается. “Согласно графику у нас ежегодно ЕНТ проводят в конце июня. Сегодня никаких причин, чтобы переносить его сроки дальше, нет”, - отметил глава ведомства. При этом уточнил, что окончательное решение примут ближе к маю в зависимости от эпидемиологической ситуации в стране. |