ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Философский вопрос Образование

Алла Иванилова
С окончанием учебного года перед многими выпускниками школ встает вопрос - где получить высшее образование? Нередко выбор падает на российские вузы. Однако в школьном образовании России и Казахстана есть некоторые различия

Системы школьного образования Казахстана и России - преемницы советской системы. Структурно и организационно они схожи. Среднее общее образование состоит из трех ступеней: начальной (1-4-е классы), основной (5-9-е классы) и старшей (10-11-е классы) школы. Основное отличие лишь в том, что северный сосед смотрит на советский опыт как на идеал, а Казахстан строит новую систему школьного образования, учитывающую современную мировую практику. Обновляют школьные программы, планируют переход к 12-летнему обучению. Все эти реформы затрагивают сам процесс образования, и если раньше обучение в российских и казахстанских школах было схоже, то теперь с каждым годом все больше отличий. И эта разница порой препятствует поступлению в российские вузы, в которых сегодня обучаются 74 тысячи студентов из Казахстана.
И тому есть объяснение. В частности, абитуриенты Казахстана имеют равные с россиянами условия и возможности для поступления: можно учиться бесплатно, очникам предоставляют общежития, стоимость платных программ примерно такая же, как и в нашей стране, большой выбор специальностей.
Кроме того, в России действует заочное образование, которое в Казахстане приостановлено с 1 января 2019 года. Однако желающих учиться таким образом немало, поскольку это дешевле. Есть возможность совмещать работу и учебу. Поэтому многие поступают в вузы России - это самый простой способ учиться заочно. Также российские вузы предлагают такие программы обучения, которые недоступны в Казахстане. В нашей стране нет возможности получать образование по дистанционным технологиям после 11-го класса, в России можно. Российские вузы имеют почти 30-летний опыт в организации дистанционного образования. Сегодня почти все частные и государственные российские университеты имеют удаленные программы по техническим, экономическим, юридическим и гуманитарным направлениям.

 

 

Северный сосед ближе, понятнее и привычнее абитуриентам и их родителям, чем Европа, Америка, Китай или Корея. Языковая, социально-экономическая, культурная, ментальная близость России и Казахстана позволяет осваивать программы по государственному управлению, юриспруденции, педагогике, экономике без необходимости переучиваться. А географическое расположение решает вопрос для тех, кто не готов уезжать далеко от родных.
Главным доводом для уезжающих в Россию получать высшее образование является трудоустройство. Соглашение о нострификации между Россией, Беларусью, Казахстаном и Кыргызстаном подписали еще в 1998 году. Дипломы в этих странах эквивалентны, и их признает каждое из государств. С 1 января 2015 года действует Договор о Евразийском экономическом союзе, согласно которому можно трудоустраиваться в Армении, Беларуси, Казахстане, Кыргызстане, России с документом об образовании любой из этих стран без подтверждения (статья 97, пункт 3). (Если области знаний не связаны с медициной, фармацевтикой, правом, педагогикой.) Казахстан и Россия являются членами Болонского процесса, поэтому системы высшего образования имеют одинаковую структуру, соответствуют одним и тем же нормам, принципам и стандартам качества. После окончания вуза очно, заочно или дистанционно выдается стандартный государственный диплом. В нем не указывается форма обучения.
В общем, как мы видим, доводов для поступления в российские высшие учебные заведения немало. Советская модель образования заслуженно имеет репутацию фундаментальной. Она безотказно работает и по сей день, взращивая грамотных и востребованных специалистов. При этом в других постсоветских республиках школьные программы меняются, и в связи с этим есть отличия. Конечно, в российских школах нет казахского языка, казахской литературы и истории Казахстана. Между тем в российских школах русский язык изучают более углубленно, как и историю России.
Среди других различий: в Казахстане нет такого предмета, как “Обществознание”, который российские школьники начинают изучать с 5-го класса. Фактически его преподавание является заменой отмененного предмета “Обществоведение” в СССР (в значительной степени построенного на марксистско-ленинской философии с идеологическим и патриотическим воспитанием). Суть предмета состоит в преподавании комплекса дисциплин, объектом исследования которых являются различные стороны жизни общества. Как учебный предмет он включает в себя основы общественных наук (философии, социологии, социальной психологии, правоведения, экономики, политологии). “Обществознание” - один из самых популярных среди предметов ЕГЭ по выбору. Также при поступлении в вуз на большинстве социально-гуманитарных факультетов обязательно требуется сдача этого предмета.
В Казахстане есть похожий предмет “Человек. Общество. Право”, который с 2017 года включен в список профильных предметов на Едином национальном тестировании и может быть выбран в соответствии с перечнем специальностей бакалавриата. Но его изучение начинается с 9-го класса. И это всего лишь один из разделов обществознания. То есть охват российского предмета намного шире.
Таким образом, те, кто поступает в российские вузы на социально-гуманитарные факультеты, должны изучить “Обществознание”. Если школьник переводится в последних классах в российскую школу, то различий в школьной программе не стоит бояться, поскольку они не существенны и за время учебы все “нагоняется”. Но далеко не у всех есть такая возможность. Многие абитуриенты заканчивают 11 классов в Казахстане и едут поступать в Россию, где “свои правила”. А среди казахстанских студентов популярны гуманитарные и экономические дисциплины, а также современные IT-технологии. “Гуманитариям”, как правило, сдавать математику не обязательно. Так, Институт международных экономических связей (ИМЭС) для поступления на направление “экономика” требует предоставить в приемную комиссию сертификаты ЕГЭ по математике, русскому языку и обществознанию. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова для поступления на факультет социологии предлагает пройти письменное испытание по обществознанию и подать сертификаты по обществознанию, математике и русскому языку. Для поступления в Московский государственный институт международных отношений будущим социологам также необходимы сертификаты по иностранному и русскому языкам, а также обществознанию. Тот же набор предметов требует от “социологов” РАНХиГС.
Учитывая такие требования, казахстанским абитуриентам приходится самостоятельно осваивать российские школьные предметы. Благо репетиторов, которые помогут изучить обществознание и историю России, в казахстанских городах хватает. Кроме того, российские образовательные центры предлагают дистанционное обучение по этим предметам. Но опять же это время и деньги.
Между тем в этом учебном году в Казахстане 4, 9 и 10-е классы перешли на обновленную программу обучения. Больше всего изменения коснулись десятиклассников. В результате такие предметы, как химия и биология, могут исчезнуть из учебной программы как ненужные. От изучения ненужных с точки зрения будущей профессии наук учеников освобождают, чтобы они лучше подготовились к ЕНТ по профильным предметам. Учителя не исключают, что класс может разделиться: одни будут изучать физику и математику, другие - химию и биологию. А недостающие знания - получать на факультативах. Но такая профилизация может привести к проблемам. Как минимум в вузах и особенно в зарубежных. К примеру, школьник изучает профильную математику и физику, сдает по ним ЕНТ, а химию “задвинул” подальше. В техническом вузе, куда он поступит, от курса химии ему все равно не уйти. Для медицинских вузов все типичнее картина, когда сдававшие биологию и химию школьники сильно “проседают” по физике.
Пока различия между школьными программами России и Казахстана незначительные, но с каждым годом “пропасть” будет увеличиваться. Те родители, которые в последних классах намеренно переводят своих детей в российские школы, чтобы им легче было поступить в тамошние вузы, должны помнить, что школьный аттестат российского образца позволяет поступать в казахстанские вузы, только для этого необходимо сдавать ЕНТ, но не дает права претендовать на государственный грант.

Нур-Султан

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Наши награды    

Календарь
«    Февраль 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение