|
Алла Иванилова В Казахстане внедряют инклюзивное образование. Однако сегодня далеко не все школы готовы принять “особенных” учеников. Между тем проблема актуальна, поскольку количество детей с врожденными и приобретенными пороками развития с каждым годом растет
В республике инклюзивное образование, суть которого заключается в том, чтобы детей с ограниченными возможностями в развитии не отдавать в закрытые интернаты, а определять в обычные детские сады и школы, где они наравне со здоровыми сверстниками обучаются по государственной программе, делает только первые шаги, хотя во многих странах мира почти все школы такого смешанного типа. В Казахстане, где насчитывается более 150 тысяч детей-инвалидов, этот вопрос актуален. Те, кому в жизни повезло меньше, у кого серьезные проблемы со здоровьем, - это мальчики и девочки, страдающие ДЦП, глухонемые или слепые, с легкими формами умственной отсталости, в том числе страдающие аутизмом. Обычно такие дети учатся в специализированных школах коррекционного формата. Но государство озабочено тем, чтобы они получали адекватное образование, которое в дальнейшем поможет им адаптироваться в социуме, реализовать свой потенциал. Кроме того, Казахстан в 2008 году стал участником международной конвенции по защите прав инвалидов, а инклюзивное обучение - обязательная составляющая этого документа. Согласно Государственной программе развития образования на 2016 - 2019 годы было запланировано к концу 2019 года увеличить до 70 процентов долю школ, создавших условия для инклюзивного образования, до 30 процентов - дошкольных организаций и до 40 процентов - колледжей.
Международные организации отмечают, что в Казахстане, по сравнению с другими центральноазиатскими республиками, этот процесс идет активно. В тех школах, где в обычных классах обучаются дети с ограниченными возможностями, учителя отмечают, что они справляются с государственной программой. По словам психологов, при вливании в общеобразовательную среду такие дети испытывают большой психологический стресс и им нужна помощь. Поэтому специалисты выступают за планомерное развитие системы инклюзивного образования. При этом они исключают полное закрытие специальных школ и перевод всех детей с ограниченными способностями в общеобразовательную школу. По словам министра образования и науки Асхата Аймагамбетова, для реализации прав детей с особыми образовательными потребностями школьного возраста в 60 процентах школ создали условия для инклюзивного образования. “Но этого тоже недостаточно. Если качественно рассмотреть эти 60 процентов, то там проблем тоже предостаточно”, - отметил он недавно на правительственном часе в Мажилисе. Кроме того, по его словам, в пять раз увеличилась сеть психолого-медико-педагогических кабинетов и кабинетов коррекции, тем не менее отдельный вопрос по развитию инклюзива остается очень актуальным. Проблема в том, что школы не оборудованы должным образом. Там должны быть тактильные дорожки, классы с рельефно-точечным шрифтом Брайля (книги и плакаты) и специальные фонари для слабовидящих детей, санитарные комнаты и кнопки вызова. Но пока в школах не созданы условия для таких учеников, они даже не смогут там передвигаться на инвалидных колясках. Нет специального оборудования для детей с нарушениями зрения и слуха. Так, любой посторонний шум, например шаги в коридоре, вызывает дополнительные помехи в восприятии материала. Однако эту проблему можно решить путем установки в кабинетах FM-систем, приглушающих посторонние звуки. Помимо инфраструктуры таким детям нужны специальные учебники. Уже разработали более 300 учебных программ для детей с особыми образовательными потребностями по восьми видам нарушений. А также учебники и учебно-методические комплексы для незрячих и слабовидящих, детей с нарушениями интеллекта 1, 2, 5 и 7-х классов. В этом году разрабатывают учебники для 3, 6, 8-х классов. До конца 2021 года, как обещают в Минобразования, учебниками обеспечат все классы. Среди проблем, которые являются барьерами для детей с ограниченными возможностями на пути получения образования, само общество. Оно еще не готово. И хотя результаты социологических опросов показали, что более 68 процентов казахстанцев считают, что такие ребята должны учиться в обычной среде, чтобы быстрее развиваться и социализироваться, на деле все немного иначе. В школах и дошкольных учреждениях Англии с младенчества формируют позитивное отношение к людям с ограниченными возможностями. Например, деткам в саду предлагают играть с куклами, у которых очевидны признаки инвалидности, или приспособлениями, которые сопровождают жизнь инвалида, например кукольной инвалидной коляской. В Казахстане понятие “инвалид” изначально ущербно, что создает комплекс неполноценности таким людям, в который они сами начинают верить. Для них закрыты многие возможности в учебе, развитии, занятиях спортом. Отношение рядовых людей к инвалидам отличается предвзятостью и предрассудками. Причем в нашем обществе это отношение культивируют еще с детского возраста. У некоторых людей система инклюзивного образования вызывает опасение из-за возможного снижения качества обучения обычных детей. Однако специалисты успокаивают и поясняют, что инклюзия призвана предоставлять высокое качество обучения, удовлетворяя всех участников образовательного процесса. Еще один момент - подготовка педагогических кадров. В Казахстане не так много специалистов-дефектологов, которые могли бы обучать детей с особыми потребностями, проводить с ними коррекционные занятия. Сейчас таких специалистов готовят 17 вузов республики. Самым мощным учебным методическим центром является Казахский национальный педагогический университет имени Абая. Учитывая все эти барьеры, родители детей с ограниченными возможностями, стремясь дать образование ребенку, находят разнообразные формы обучения. Такие как семейное обучение, индивидуальный учебный план и другие. Но отсутствие в республике вышеуказанных форм приводит к тому, что дети - граждане Казахстана - вынуждены обучаться в других странах. Организация обучения на дому также проблематична. В реестре заболеваний, дающих право на обучение на дому, нет многих диагнозов, которые определяют ребенка с особыми потребностями. Получается, де-юре - в республике внедрено инклюзивное образование, но де-факто - школы пока не готовы к этому, и в то же время у детей с ограниченными возможностями не так много других альтернативных форм обучения. А ведь обучение таких детей не только помогает их интеграции в общество, но и выгодно для государства. Эксперты из Соединенных Штатов Америки подсчитали, что один доллар, вложенный в раннюю коррекцию, возвращается восемью долларами в школьном возрасте.
Нур-Султан |