Ольга Шишанова Депутат мажилиса парламента РК Джамиля Нурманбетова в очередной раз подняла проблему школьного образования. Напомним, переход к 12-летней системе должен был помочь Казахстану войти в число 30 развитых стран
В 2003-2014 годах, как известно, в республике апробировали различные варианты структуры 12-летнего образования. Это такие типы, как 4+6+2, 5+5+2, то есть подразделяющиеся на начальное, среднее и специализированное обучение. Сегодня же в условиях внедрения обновленного содержания среднего образования реализуется структура уже 12-летней школы по типу 0+11. Но эта структура, говорит мажилисвумен, совершенно противоречит действующему Закону РК “Об образовании”. И вот почему. Во-первых, в нем отсутствует статус нулевого класса. Во-вторых, если под нулевым классом понимать предшкольную подготовку, то она, согласно статьям 12 и 30 упомянутого закона, относится к уровню дошкольного воспитания и обучения и никак не входит в уровень начального образования. Соответственно, остается открытым вопрос: с какого возраста начинается обучение в 12-летней школе - с пяти лет (предшкола) или с шести лет (1-й класс)? Кроме того, увеличение продолжительности обучения за счет предшколы не решает главной задачи 12-летнего обучения - признания казахстанского среднего образования в мире. Поскольку нынешняя 11-летняя школа дает выпускникам выход только на 3-й уровень международной стандартной классификации образования (МСКО-2011). Тогда как 12-летнее школьное обучение обеспечивало бы сопоставимость национальных данных на международном уровне.
Дело в том, что в мире 12-летнее образование подразумевает получение выпускниками школ полноценного профильного обучения и выводит их на 4-й уровень (МСКО-2011), а не на третий, как это происходит сегодня в Казахстане. Потому как перед профильной школой всегда ставили две взаимосвязанные задачи: способствовать развитию интересов и склонностей учащихся в более узкой, чем в основной школе, сфере знаний и одновременно способствовать подготовке к успешному продолжению образования в высшей школе. Но такая качественная организация профильного обучения, кстати, возможна лишь при наличии современной материально-технической базы и квалифицированных педагогов. Причем во многих странах для преподавания в старшей профильной школе минимальным требованием является наличие степени магистра, как, например, в Японии, Финляндии, США. Однако в Казахстане, как выяснилось, и с этим проблема. Например, согласно Национальной образовательной базе данных 2018-2019 учебного года, из 1391 организации профильного образования (гимназии, лицеи, школы-гимназии, школы-лицеи, школы с гимназическими и лицейскими классами) в селе находятся лишь 25 процентов. Хуже того, 50 процентов школ республики, подведомственных местным исполнительным органам, не имеют соответствующей материально-технической базы. Например, обеспечение этих школ кабинетами новой модификации составляет: по физике - 51, химии - 48, биологии - 45 процентов. То есть всего лишь половина от требуемых норм. Разумеется, в этом случае ни о каком профильном образовании не может идти и речи. Тем более что всего лишь 1,7 процента педагогов школ, подведомственных местным исполнительным органам, имеют степень магистра. И это не говоря уже о том, что подготовка и переподготовка педагогических кадров по профильным предметам давно являются едва ли не самыми насущными вопросами, потому как совершенно непонятно, на что и куда уходят государственные деньги, ежегодно выделяемые сфере курсов повышения квалификации.
Поскольку нынешняя 11-летняя школа дает выпускникам выход только на 3-й уровень международной стандартной классификации образования (МСКО-2011). Тогда как 12-летнее школьное обучение обеспечивало бы сопоставимость национальных данных на международном уровне.
Нур-Султан |