|
Алла Иванилова С началом летнего сезона повышается риск травматизма. Ежегодно в Казахстане более 600 тысяч человек становятся “клиентами” врачей, из них 20 процентов - дети. Несовершеннолетние выпадают из окон домов, тонут, калечатся не только на детских площадках, но и в спортивных секциях. Чтобы предотвратить число несчастных случаев, необходимо развивать навыки самосохранения у ребенка
Согласно данным информационно-аналитического центра СК “Kompetenz”, у детей школьного возраста травмы могут быть вызваны самыми разными причинами - это падение с высоты, бытовые ожоги, а также дорожно-транспортные происшествия. При этом мальчики в два-три раза чаще подвержены несчастным случаям, чем девочки. Выявили определенную зависимость уровня и вида травматизма от времени года: так, весной преобладает школьный (41 процент), бытовой (36 процент) и уличный (21 процент) травматизм, а с наступлением лета - спортивный (до 40 процентов). При этом бытовой и уличный травматизм остаются также на достаточно высоком уровне. Это объясняется тем, что родители во время продолжительных летних каникул хотят занять ребенка чем-то полезным для физического развития и отдают в спортивные секции. Согласно статистике центра СК “Kompetenz”, наибольшее количество травм, полученных детьми до 14 лет, зафиксировали при занятиях боевыми искусствами (бокс, дзюдо, карате, самбо) - 37,8 процента. На втором месте находится футбол (14 процентов), далее следуют легкая атлетика и гимнастика (11 процентов), плавание (10,5 процента). Проведя анализ травм, полученных обладателями медицинских полисов с 2014 по 2018 год, стало ясно, что наибольшее количество обращений зафиксировали с травмами голеностопного сустава и стопы (сюда относятся переломы стопы, вывихи, растяжения, открытые раны области сустава и стопы, травмы мышц и сухожилий) - 29 процентов от общего числа. На травмы колена и голени приходится 21 процент, запястья и кисти - 9,1 процента, на травмы локтя и предплечья - 8,5 процента, так же как и на травмы области тазобедренного сустава и бедра. Далее следуют травмы грудной клетки, головы и позвоночника (два процента). Таким образом, более половины всех полученных травм приходится на ноги, чуть реже травмируют руки. На переломы приходится около 14 процентов всех травм.
Понятно, что дети любознательны и не могут усидеть на месте, находясь постоянно в движении. И, к сожалению, по сравнению со взрослыми не умеют адекватно просчитывать риски. В тех же спортивных секциях тренеры тоже не всегда могут уследить за всеми детьми, а их может быть в группе от 10 до 40. Даже родители порой не могут гарантировать безопасность своему ребенку. В итоге малыши выпадают из окон многоэтажных домов, тонут не только в реках, но и в собственных уличных туалетах, арыках возле дома и даже в емкостях с водой. Причина таких трагедий - оставление детей без присмотра. Ежегодно статистика детского травматизма кардинально не меняется. А это тревожный звонок и повод задуматься над мерами, которые позволят предотвратить количество несчастных случаев. Ведь это не только вред здоровью подрастающего поколения, поскольку некоторые травмы могут иметь в дальнейшем последствия, но и определенная нагрузка на бюджет - чем больше раненых, тем больше затрат несет государство. Поэтому стоит задуматься над тем, как уберечь детей от несчастных случаев. Маленький ребенок не в состоянии оценивать степень опасности ситуации, поэтому с ним может произойти трагедия. Также, по словам спасателей, одно из самых действенных средств предупреждения детского травматизма и гибели - обучение осторожному поведению с самого раннего возраста. Дети, знакомые со свойствами предмета, с тем, какую травму он может нанести и какую опасность представляет, как правило, будут с осторожностью обращаться с ним. И раньше, и сейчас в школах преподают весьма полезный по замыслу урок - основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), где учащимся рассказывают о правилах самосохранения, проводят инструктаж, учат оказывать первую медицинскую помощь. Но вот незадача: изучение учебного курса “Основы безопасности жизнедеятельности” в 1-4-х классах является обязательным, реализуется в рамках предмета “Познание мира” и проводится учителями начальных классов! Да и годовая нагрузка составляет всего лишь шесть часов, а в 4-м классе - 10 часов. В 5-9-х классах, правда, времени выделяется уже побольше, но все равно мало - 15 часов в год, и возложена эта задача на учителей физической культуры. Конечно, годовая нагрузка мизерная, да и специалистами в области безопасности жизни вышеназванных преподавателей никак не назовешь. Неудивительно, что на этих малочисленных уроках детей мало чему успевают научить. Учитывая актуальность этой проблемы, возможно, проводить такие уроки следует не для галочки (как это, по сути, и происходит сейчас), а сделать их более значимыми. К примеру, приглашать в качестве “учителей” врачей, спасателей, полицейских, а может, и даже самих пострадавших, которые наглядно будут рассказывать, к чему приводит детская беспечность. Ведь только лекциями и тотальными запретами в детях не воспитать чувство самосохранения. Им надо наглядно показывать, к чему может привести их беспечность.
Учитывая, что с этого года согласно законопроекту “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам обязательного социального медицинского страхования” медицинское обслуживание школьников передано в систему здравоохранения, за здоровьем учеников в школах станут следить не только медсестры, но и врачи. Это позволит больше времени уделять профилактике и состоянию здоровья учащихся. В последние годы значительно увеличилось число детей, не справляющихся со стандартной нагрузкой на уроках физкультуры. Очень многие имеют пограничное состояние здоровья, без инвалидности, но уже с хроническими заболеваниями. Происходят и смертельные случаи с учащимися школ прямо во время занятий. По информации Министерства здравоохранения, в структуре причин смертности детей до 14 лет на первом месте хронические заболевания и патологии. Второе место занимают врожденные аномалии, пороки развития, деформации и хромосомные нарушения (18,4 процента). На третьем - внешние факторы заболеваемости и смертности, 16,8 процента. У подростков от 15 до 18 лет в 66 процентах случаев смерть связана с внешними заболеваниями. Только за один год в учебных заведениях по причине внезапной остановки сердца ежегодно умирают 10-15 ребят, среди них школьники, учащиеся колледжей, студенты вузов. Проблема, как считают врачи, не в том, что “скорая” поздно приезжает, а в том, что окружающие не могут грамотно и своевременно оказать первую помощь при заболеваниях сердца. О состоянии здоровья ребенка при поступлении в школу обязаны знать не только медицинские работники, но и учителя. К сожалению, сегодня эта практика во многом утрачена, когда для выпускников пединститутов минимальная подготовка по медицине была обязательной. Проведенные ранее Генеральной прокуратурой проверки по медицинскому обслуживанию в школах выявили наиболее распространенные нарушения: безлицензионную деятельность, отсутствие квалифицированных специалистов, неукомплектованность медицинским оборудованием и инвентарем, невыполнение санитарных нормативов. Многие работники школьных медпунктов не способны оказать неотложную медицинскую помощь.
Астана |