Айгуль Жилкишина Премьер-министр Бакытжан Сагинтаев поручил Министерству образования и науки снизить нагрузку в школах, рассмотрев опыт стран СНГ и ОЭСР. Напомним, заказ поступил в рамках реализации президентского послания. Сотрудники ведомства начали изучать кейсы и стратегии. Тем временем мы рассмотрели несколько примеров того, сколько времени дети разных стран тратят на учебу в школе
Сейчас в Казахстане де-юре объем домашних заданий никакими законами и санитарными правилами не регулируется. Администрация школ страны ориентируется на недельную нагрузку типового учебного плана. Однако эта недельная нагрузка определяет только то, что школьники должны выполнять на уроке. При этом объемы недельной нагрузки (в классе, на факультативе, кружках) не должны превышать 22 часов в 1-м классе и 39 часов в 11-м. Работа учеников дома этим документом не лимитируется - это вопрос индивидуального порядка. Специалисты МОН РК полагают, что нагрузка школьников дома не должна превышать трети от изученного на уроке материала.
Отметим, что в сентябре 2017-го Министерство образования и науки РК внесло изменение - из санитарных требований полностью исключили норму, которая регулировала учебную нагрузку в день. Теперь санитарные требования регулируют максимальную учебную нагрузку в неделю. Максимальную же учебную нагрузку в день определяет каждая школа самостоятельно, согласовав ее с попечительским советом и родительским комитетом. Значит, для выполнения поручения премьер-министра надо снизить нагрузку по числу часов в неделю, однако это не единственный параметр. Так, например, некоторые школьные учителя придерживаются мнения, что на выполнение домашней работы необходимо от трех часов в 1-м классе до шести часов в 11-м... Какой опыт по снижению нагрузки мог стать примером для казахстанской системы образования? Например, в школах Белоруссии недельная максимально допустимая нагрузка (с учетом посещения факультативов), в соответствии с санитарными правилами и нормами, во всех типах общеобразовательных заведений составляет 22-24 часа в 1-4-х классах, 27-33 часа - в 5-9-х классах и 34 часа - в 10-11-х классах. В России эксперты отмечают высокую нагрузку для школьников. А по расчетам НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН, к примеру, в 5-м классе при пятидневке в неделю должно быть не более 28 уроков, при шестидневке - 31 урок. В 6-м классе при пятидневке - 29 уроков, при шестидневке - 32. Приготовление уроков для учеников 5-6-х классов должно занимать не более 2,5-3 часов. И задавать на дом больше, чем можно сделать за это время, сейчас запрещено. Мировым лидером по всем показателям среднего образования на протяжении многих лет считается Финляндия. Мы рассмотрели, сколько времени учатся дети в этой стране, а также сколько часов они уделяют выполнению домашнего задания. Еще 30 лет назад система образования Финляндии квалифицировалась как отстающая. Однако сегодня финская школьная система считается одной из лучших в мире. По данным ПИЗА, школьники Финляндии демонстрируют самые высокие показатели успеваемости по таким важным предметам, как математика и физика. В чем причина такого успеха? Ученики страны Суоми получают максимум три часа домашней работы в неделю. Так как педагоги считают, что после занятий дети должны отдыхать. Лучше сходить в лес, в парк или бассейн. Учителя уверены, что это будет гораздо полезнее для детского организма и их развития, чем вечера и ночи, проведенные за учебниками. Отметим также, в финских школах также не существует и экзаменов. По окончании общеобразовательной школы детям предлагают сдать тест, который ни на что не влияет. Комфортная среда, построенная на принципах гуманизма, предполагающих равенство и уважение ко всем участникам процесса, - вот отправная точка финского успеха. Однако внутри страны эйфорию разделяют не полностью. Местные считают всемирные дифирамбы, восхваляющие финскую школу, правомерными примерно на 75 процентов. Определяющая цель финской системы - обязательно довести всех до среднего уровня. И в результате основной упор делается на то, чтобы помочь отстающим. Сегодня эту одну из самых эффективных образовательных моделей в мире почти не критикуют. Даже радикально настроенные оппоненты финской образовательной системы признают, что ее главное преимущество состоит в том, что она relaxed (“расслабленная”). Правда, дальше они добавляют, что главный недостаток ее же в том, что она too relaxed (“слишком расслабленная”). Да, ее можно назвать таковой, если сравнить с нагрузкой детей в Поднебесной. Типичный распорядок дня китайского школьника выглядит следующим образом: подъем не позже пяти утра и сразу же самостоятельные занятия. С 8.00 до 16.00 уроки, а с 16.00 до 21.00 - дополнительные занятия. |