|
Айгуль Жилкишина В этом учебном году пятидневная учебная неделя началась для учеников второго, пятого, седьмого и девятого классов школ нашей страны. Отметим, однако, что в некоторых учебных заведениях, с гимназическим и лицейским компонентами, эти нововведения вводятся с оговорками. Например, в старших классах некоторых гимназий и лицеев нашей страны несколько часов придется выносить на субботние дни - в связи с “большим объемом кружковой и проектной деятельности”. Как бы там ни было, после нововведения учебная нагрузка на детей в общей сложности значительно увеличилась
Напомним читателям, что в апреле прошлого года президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, выступая на открытии первой сессии парламента шестого созыва, поручил Министерству образования и науки изучить возможность снижения нагрузки на школьников, в том числе путем отмены шестидневной учебной недели, оптимизации учебных дисциплин. Учитывая международный опыт, депутаты решили, что шестой день недели может быть использован на организацию дополнительных платных занятий, открытие спортивных секций, учителя в этот день могут заниматься повышением своей квалификации, готовиться к следующей неделе. Чиновники, в свою очередь, отреагировали на рекомендацию оперативно - пятидневную учебную неделю ввели с 1 сентября 2016 учебного года в первых классах общеобразовательных школ Казахстана. Во избежание разночтений мы обратились к первоисточнику и выяснили следующее. Согласно данным Министерства образования и науки Казахстана, алгоритм введения пятидневной учебной недели выглядит следующим образом. Учебные программы и количество часов, отводимых на изучение каждого учебного предмета, не меняются. Сегодня нормы максимальной учебной нагрузки, согласно типовым учебным планам, составляют от 24 до 39 часов в 1-11-х классах общеобразовательных школ. И этот объем учебной нагрузки позволяет распределить ее на пять дней.
А ежедневную учебную нагрузку, то есть сколько уроков должно быть в день, сколько дней должны учиться, каждая школа определяет самостоятельно, согласовав при этом расписание уроков с попечительским советом или родительским комитетом, исходя из условий и возможностей школ. На главный вопрос, будут ли дети учиться в субботу, министерство дает ответ: “Здесь надо понимать, что министерством создаются условия и возможности для предоставления двух дней отдыха для наших детей. Мы считаем, что министерство не должно регулировать и утверждать расписание каждой школы. Каждая школа решает этот вопрос индивидуально. Например, если в школе занятия идут в одну смену, а также учебные площади и количество кабинетов при двухсменном обучении позволяют заниматься в пятидневном режиме, то школа совместно с попечительским советом или родительским комитетом принимает решение в пользу пятидневки. И подавляющее большинство школ смогут перейти на пять дней учебы”. Как признают чиновники, несколько сложнее ситуация “в гимназиях и лицеях, где кроме основных часов имеются гимназический и лицейский компоненты. В нашей стране таких школ не так много: около 300 гимназий и лицеев из 7100 школ республики. В них в начальных классах также есть возможность вместиться в пять дней, а что касается старших классов, то в связи с большим объемом кружковой и проектной деятельности здесь несколько часов придется выносить на субботние дни. В таком случае мы рекомендуем все же в субботу не ставить сложные предметы, а проводить уроки по физической культуре, начальной военной подготовке, кружки, секции, конкурсы и экскурсии. К тому же в связи с задачей по проведению некоторых предметов на базе музеев и других историко-культурных объектов ряд уроков можно проводить в виде экскурсий вне стен школы”. Несмотря на эти рекомендации министерства, при формальном введении пятидневки в казахстанских гимназиях фактически осталась шестидневка. Школьникам объявили: все часы учебной недели вы теперь будете проходить не за шесть дней, а за пять. Отметим, что в некоторые дни у гимназистов в расписании семь-восемь уроков, а по субботам - факультативы. Вообще-то сам статус факультатива предполагает, что ученикам от него можно и отказаться. Но на практике все обстоит так же, как с субботниками - явка на подобные добровольно-принудительные мероприятия обязательна. И в итоге учебная нагрузка гимназистов увеличилась, причем значительно. Получается, что в школах с гимназическим и лицейским компонентами не просто осталась шестидневка, но за счет субботних “факультативов” учебная нагрузка значительно увеличилась. Что это, как не профанация первоначальной идеи о пятидневной учебной неделе?! Для чего в стране вводили пятидневку? Кроме того, идея заключалась в том, чтобы разгрузить не только школьников, но и родителей. Не все гимназии находятся в шаговой доступности - многие мамы и папы отвозят своих детей в школы на занятия. В итоге в некоторых гимназиях родители уже выразили свое несогласие с новым расписанием уроков. И руководители этих учебных заведений Алматы приняли решение отменить факультативные занятия в субботу. В других школах - пока нет.
Возникает вопрос к руководству школ: а каков статус этих факультативных и кружковых занятий? Являются ли частью учебной программы эти занятия в субботу? Либо это факультативные и кружковые занятия, которые формально не относятся к учебной программе. Если программы гимназий и лицеев настолько насыщенны, что им требуется еще один день, тогда можно с этим согласиться. В конце концов, родители знают, куда отдают своих детей. Но в таком случае эти занятия должны называться учебной программой. Пусть это будут нормальные полноценные уроки, и успеваемость учеников официально оценивается (чего сейчас нет). Правда, если это часть учебной программы, тогда почему их называют факультативами? Если же это не часть учебной программы, а “кружковая деятельность”, в таком случае посещать их совершенно не обязательно (в том числе и в хорошо известном “добровольно-принудительном” порядке. И ссылка на статус гимназии и лицея здесь совершенно неуместна.
Фото Константин Маскаев |