Айгуль Жилкишина На июнь многие казахстанцы еще загодя строили свои планы - отдохнуть вместе с детьми, отправиться в дальние и не очень поездки. Однако неожиданные новшества могут их расстроить. Дело в том, что по решению Министерства образования и науки наши дети будут учить английский язык даже во время летних каникул. Правда, не с заучиванием грамматики, а в интерактивной форме - развивающие игры, викторины, КВН. А для учителей английского, казахского и русского языков летом организуют курсы по методике преподавания языка, при этом для обучения английскому языку пригласят носителей языка из Европы
Внедрение полиязычного образования в эти месяцы обсуждают на форумах всех социальных сетей страны. В чем его суть? С 2018/19 учебного года, начиная с шестого класса, “История Казахстана” будет изучаться на казахском языке, “Всемирная история” - на русском языке во всех школах страны, независимо от языка обучения. К 2019/20 году в старших классах на английском языке начнется изучение по выбору таких предметов, как “Информатика”, “Химия”, “Биология”, “Физика”. При этом переход на английский язык обучения в старших классах планируют осуществлять поэтапно - с 2017 по 2023 год.
Мнений по этому поводу множество. От таких заявлений, что “наши дети не должны стать аутсайдерами в будущем” (Ляйла Сырымбетова, директор центра трехъязычного образования) до противоположных. “В итоге дети не будут знать толком ни одного языка, - полагает профессор КИМЭП Жулдуз Смагулова. - Ребенок должен учиться на родном языке. Ожидать, что предмет не на родном языке будет усваиваться так же, как на родном, нелепо”. Как известно, многие предметы в этом вузе преподаются на английском языке. Вообще, что касается любой инициативы, даже самой прекрасной, мы все знаем, что идея - это одно, а ее реализация - это совсем другое. Насколько точно исполнители на местах - чиновники разного уровня - имеют конкретные рецепты для реализации этой программы? Например, за это лето национальный центр повышения квалификации “Өрлеу” подготовит 69 тысяч учителей казахского, русского и английского языков по новым программам. Мы сейчас не говорим о том, насколько успешны будут результаты этой инициативы (хотя сомнения в том, что за столь короткий срок учителей успеют обучить иностранному языку, конечно, имеются). Но, по крайней мере, для переподготовки педагогического состава страны есть законодательная основа (приказ Минобразования в ноябре прошлого года). А как же быть с обучением детей в пришкольных летних лагерях? Как оказалось, оснований на это у педагогов, как и у директоров, не имеется, поскольку каких-то конкретных документов по этому поводу госорганами принято не было. Нам стало известно, что на сегодня есть лишь рекомендации гороно и районо провести такие языковые курсы в период летних каникул. И директора школ сами принимают решение, как организовать обучение языкам для своих подопечных. К примеру, в одной из центральных школ Алматы ученики 6, 7-х классов в течение двух недель пройдут курсы казахского и английского языков, так как именно они в 2019 году подпадают под трехъязычное обучение. Однако некоторые ученики уезжают с родителями отдыхать. А кто не успел, тот будет ходить в школьный летний лагерь. Получается, что эту важнейшую государственную программу собрались решать методом “субботников”, которые как бы обязательны для всех, но приходят только некоторые. И вообще, занятия в летних лагерях - помогут ли они добиться желаемых результатов? Однако дело не только в летних курсах как для учеников, так и для педагогов. Следует позаботиться и о другом. Когда начнется обучение на других языках, то это наверняка замедлит процесс усвоения материала детьми. То, что дети не усвоят на уроке, они должны будут изучать с родителями. А как (и когда?) потом нагонять упущенное? И будут ли при сдаче ЕНТ учитывать, что много времени ушло на привыкание к новому формату обучения? |