|
Анна Шелепова
Романтика школьной жизни стала таким же ретро, как граммофон или лапти. Изменились отношения учеников и учителей. Большинство современных старшеклассников с радостью расстаются со школой и стараются скорее позабыть педагогов. Почему?
Начался новый учебный год. Тысячи школ встречают учеников по всей стране. Только вот почему дети не хотят учиться, а учителя уходят из школ?
В южной столице по инициативе общественного фонда “Аман-саулык” прошли общественные слушания по проблемам образования. В мероприятии принимали участие депутаты парламента РК, НПО по защите прав детей, руководитель партии “Нур-Отан” Айгуль Самакова, представители Управления внутренней политики Алматы, директора гимназий, представители Департамента образования города, родители, учителя, которые подверглись изгнанию и унижениям и пытаются восстановить справедливость.
По словам Бахыт Туменовой, руководителя ОФ “Аман-саулык”, общественные слушания - это, в первую очередь, площадка для обсуждения проблем представителями всех ветвей власти и гражданским обществом.
- С середины августа по сентябрь наш фонд запустил горячую линию, - рассказывает Б.Туменова. - Поступило более 160 звонков. Звонили даже тогда, когда телефон стоял на автомате. Удивительно, что при этом не было никакой рекламы горячей линии.
Планировались, что линия будет исключительно для алматинцев. Но звонки поступали со всех регионов. Первое место по количеству обращений заняла экс-столица. Следом - Карагандинская и Атырауская области. По словам сотрудников фонда, было очень много анонимных обращений, что вскрыло еще одну проблему - респонденты боятся открытости. Звонили родители, бабушки, дедушки, сами педагоги и школьники.
В результате звонков оказалось, что больше всего респондентов тревожит качество образования. В частности, много жалоб на то, что учебники, по которым учат детей, написаны с огромным количеством орфографических ошибок.
Также родители жаловались на бесконечные поборы в школах. Многие возмущались таким фактом, как принудительные платные занятия по подготовке к ЕНТ на базе средних школ. Также много звонков было относительно вопросов организации школьного питания и формы. Жаловались на дефицит профессиональных кадров. Звонившие говорили о грубости и нервозности со стороны учителей по отношению к школьникам.
Как отметили на общественных слушаниях, профессионализм нынешних учителей куда меньше, чем, к примеру, 15-20 лет назад. Учителя все чаще превращаются в диктаторов, которые унижают школьников.
По словам юриста, координатора рабочей группы Казахстана по защите прав детей Розы Акылбековой, права детей в школах просто не соблюдаются. Дети, половина из которых аллергики, вынуждены убирать улицы, собирать грязь, осколки, использованные презервативы...
По словам бывшей учительницы русского языка Натальи Сосницкой, на самих учителей бесконечно оказывается давление. “Оставив школу, я сбежала от отчетов, проверок, нервозного состояния... Учителей вынуждают каждый вечер ходить по квартирам, агитировать на выборы и прочее. На учителей оказывается постоянный прессинг. Они живут в состоянии хронической усталости на нищенскую зарплату. До 70 процентов учителей - это женщины с неустроенной личной жизнью, потому что на себя не остается времени”.
А между тем Закон “Об образовании в РК” категорически запрещает привлекать учителя к выполнению функций, не имеющих отношения к его профессии. Но учителя привлекаются по разным поводам, что отягощает труд учителя, и проблема не только в повышении заработной платы, но и в том, что они в свободное время вынуждены подметать улицы на субботниках или агитировать горожан на выборы.
Собравшиеся пришли к выводу, что основная проблема в том, что нет диалога между департаментом образования и школами. По словам участников общественного слушания, объем требований при приеме на работу учителя минимален - диплом о высшем образовании и справка от терапевта. Проверка на психическое здоровье Законом о труде не предусмотрена. Да и кто будет проверять учителей на вменяемость, если в стране кризис кадров? Не хватает педагогов-предметников. А с падением популярности профессии упали требования и к абитуриентам вузов. Вопрос можно решить, если профессия вновь станет престижной и высокооплачиваемой. Тогда за место будут бороться, возникнет конкуренция. А пока учителя - это в основном случайные люди с минимумом знаний. |