|
Наверное, только ленивый не критиковал отечественную систему подготовки кадров. Оно и понятно. Как известно, у нас все люди разбираются в трех вещах: политике, медицине и образовании. Традиционно МОН РК - пожалуй, одно из самых критикуемых министерств. И самых многострадальных (в смысле отсутствия преемственности и обилия экспериментов). Но речь не о том
Вместо “справедливой критики” хотелось бы перенести обсуждение проблемы подготовки кадров в конструктивное русло и поделиться нашими мыслями по поводу того, как можно улучшить ситуацию.
Подсчитали - прослезились...
|
Сегодня на казахстанском рынке труда имеются, главным образом, два важных несоответствия. Первое - когда выпускнику с дипломом на самом деле не хватает квалификации, поскольку он не получил в вузе необходимые знания и навыки. И второе - когда специалисты высокой квалификации вынуждены заниматься чем придется, поскольку работы на рынке для них нет. Согласно данным МОН РК, представленным на республиканском совещании проректоров, с 2011 года из 11 252 выпускников по целевому госзаказу было распределено (читай - нашли работу по специальности) всего 3850 (!) специалистов. То есть лишь каждый третий. Не слишком ли дорого нам обходится подготовка таких “специалистов”? Ведь стоимость госгранта в прошлом году составила от 345 до 635 тысяч тенге. Подсчитать, сколько мы теряем, несложно. И это мы еще не берем проблему географического несоответствия. Например, человек получает профессию инженера в Алматы, где инженеров полно... и в итоге работает в южной столице бэбиситтером. Ехать, скажем, в Павлодар, где эта профессия востребована, он не хочет - по понятным причинам. Забудьте о том, чему вас учили... По идее, ситуацию призвана разрулить программа “Серпiн” - напомню, это когда для получения гранта необходимо выехать за рубеж, отучиться, а потом отработать в малонаселенных, но промышленных районах РК. Набор студентов по программе уже сделан, как она будет работать - пока не известно. Да и традиции отслеживать работу госпрограмм в РК, в принципе, не существует. Вспомним ту же программу “С дипломом - в село”, о результатах которой мы сегодня ничего не знаем. Но все же кое-какие подвижки в плане контроля результатов отечественного образования появились - теперь трудоустроился специалист или нет МОН будет проверять через ГЦВП. И, возможно, порочная практика иных вузов, которые играют с цифрами трудоустройства с целью получить более высокий рейтинг, наконец, канет в прошлое. А то прямо парадокс: официальный уровень трудоустройства во всех вузах не ниже 80 процентов, а безработных при этом - пруд пруди. Вообще парадоксов у нас хватает: это и огромное количество вакансий при огромном же количестве безработных, и странное желание работодателей брать специалистов именно и только с высшим образованием - и это при том, что выпускнику, как правило, рекомендуют забыть обо всем, чему его учили в вузе. Зачем тогда вам наличие “корочки”? Для каких целей? Отсюда и рождается проблема завышенных ожиданий по зарплате у выпускников (заплатил за “корочку” - ждет отдачи) и несоответствие их умений, знаний и навыков требованиям по зарплате.
Что мы предлагаем?
|
Мы считаем: на самом деле показателем качественной работы вуза является не трудоустройство вообще, а трудоустройство именно по специальности. Так что наше первое предложение - отслеживать этот показатель. Вузы сейчас уже работают над тем, чтобы программы обеспечивали трудоустройство по специальности. В качестве примера можем привести Caspian University, где мы пересмотрели программы в попытке сделать их мостиком между академическим обучением и реалиями рынка труда. Скажем, подготовка по специальности “Нефтегазовое дело” ведется в дуальном формате на собственной базе НПЦ г. Актау, где студенты проходят модульное выездное практическое обучение на месторождениях Мангыстауской области. Изучение ряда профильных дисциплин проводится с применением профессиональных компьютерных программ Eclipse, Petrel, которые применяются реальными компаниями в ходе разработки месторождений. Международная практика студентов, участие в форумах и конференциях ведутся при содействии SPE (Всемирное общество инженеров-нефтяников). Трудоустройство студентов осуществляется по двусторонним соглашениям с компаниями “ТенгизШевройл”, KPO.bv.,“УзеньМунайГаз”, “МангистауМунайГаз”, “ЭмбаМунайГаз” и др., которые также ведут экспертную оценку программ. Подготовка по специальности “Юриспруденция” также изменила свой формат в связи с требованиями времени. Профессиональные навыки будущих практикующих юристов (а именно навыки критического мышления, толкование действующих норм права, выявление пробелов в законодательстве) отрабатываются в результате моделирования игровых судебных процессов, которые имели место в реальной юридической практике, с разделением ролевых функций судьи, прокурора, адвоката, истца, ответчика в различных сферах гражданского и уголовного законодательства. Составление процессуальных документов, рассмотрение обращений граждан, консультации по юридическим вопросам отрабатываются под руководством преподавателей-практиков на базе клиники Басина, деятельность которой направлена на защиту социально уязвимых слоев населения. Ведущие профессора академик НАН РК М.К. Сулейменов, А.Г. Диденко являются известными экспертами по вопросам гражданского права, внося значимый вклад в разработку проектов законов РК, вовлекая студентов в данный процесс в ходе руководства дипломных работ. Профессор Р.А. Подопригора готовит студентов к частной практике в области государственно-конфессиональных отношений и защиты свободы совести, а профессор Ф.С. Карагусов - в области корпоративного права. Обучение завершается написанием дипломной работы, которая включает в себя обобщение практического опыта и решение реальных запросов юридической практики. Экспериментально начата подготовка специальности “Финансы” в дуальном формате, где стратегическое партнерство университета с Нурбанком позволяет эффективно, согласно реальным требованиям, построить программу обучения, определить специализации, обучить студентов в реальных условиях действующего банка, обеспечить трудоустройство выпускников. Студенты получают навыки практической работы не только в банке, но и в студенческом центре финансового консалтинга, предоставляя свои услуги безработным и начинающим предпринимателям.
“Мостик” между вузом и работой Второе предложение - поскольку практически все работодатели единодушны в том, что выпускника почти любого казахстанского вуза приходится доучивать и переучивать в течение года (!), предлагаем: первый год по окончании вуза сделать своего рода “мостиком” между вузом и работой. Что это значит? Вуз после того, как учебная программа заканчивается и выпускника принимают на работу, не забывает о своем подопечном (как это происходит сейчас), а берет на себя обязательство по доучиванию студента, кураторство над ним. Что это даст? Во-первых, повысит ответственность университета - ведь теперь он отвечает перед работодателем за качество выпускника не формально, а очень даже конкретно. Подготовит неквалифицированного - самому же придется переучивать. Во-вторых, вузы получат лучшее представление о том, что же на самом деле нужно реальному производству, какие кадры нужно готовить - с какими навыками и знаниями. В-третьих, смогут трезво оценить собственную работу - нужны ли их выпускники на рынке или им пора “закрывать лавочку”? Это будет хорошо и для выпускника, он будет доучен и получит работу по специальности, и для университета, который будет видеть недостатки своего обучения и сам работать над ними, и для работодателя, который получит “полуфабрикат”, но этот “полуфабрикат” будет сам преобразовываться в нужный продукт. Реализовывать это новшество на первом этапе может государство (тем более что понадобятся вложения), а затем этот вопрос может регулироваться участниками “тройки” (государство - бизнес - вузы). Уверены, из программ обучения можно безболезненно выбросить второстепенные предметы, которых в вузе пруд пруди, и принять такое нововведение! И тогда, возможно, работодатели, в свою очередь, перестанут обвинять вузы в подготовке неквалифицированных студентов, а наоборот, подумают: чем они могли бы помочь в решении этой проблемы? Ведь и в данном случае работает правило: улучшать нашу жизнь, повышать качество образования в нашей стране мы можем только сообща, не сваливая всю ответственность на государство и Министерство образования. |