|
Алла Иванилова Остались считанные дни до начала нового учебного года. Родители и чиновники заняты последними предшкольными приготовлениями. В нынешнем учебном году в отечественных школах произойдет ряд преобразований
В этом году около 330 тысяч детей пойдут в первый класс. Ежегодно число “первоклашек” растет на 10-20 тысяч. К сожалению, строительство новых школ не поспевает за демографическим бумом. В этом году в Казахстане откроется 157 новых школ. Средние образовательные учреждения на более чем 300 мест строятся за счет республиканского бюджета, те, что поменьше, финансируются местными акиматами. Число аварийных школ за последние 12 месяцев сократилось почти в два раза: из 130 осталось 66. На 20 процентов сокращено количество трехсменных школ. Один из самых основных вопросов перед началом нового учебного года - обеспечение школ учебниками. Ни одному министру образования и науки не удавалось решить эту проблему. Когда кресло главного педагога страны занял Аслан Саринжипов, он пообещал решить этот вопрос. Пребывая второй год в должности министра, доктор Университета Пенсильвании (США) в области администрирования высшего образования, надо признать, пусть не кардинально, но изменил ситуацию. Ажиотаж с учебниками в прошлом году был меньше, чем в предыдущие годы. Были пересмотрены сроки поставки школьных учебников и ужесточены требования. Так, по плану книги в библиотеках всех школ должны были появиться не позднее 10 августа. На сегодняшний день, по информации Минобразования, большинство регионов стопроцентно обеспечены учебниками. Однако есть “отставание” в четырех областях - Актюбинской, Северо-Казахстанской, Жамбылской и Южно-Казахстанской. Ведомство, как и обещало, поставило вопрос перед канцелярией премьер-министра о том, чтобы наказать руководящих должностных лиц, ответственных за данный участок работы в этих областях. Нехватка учебников связана не только с нерасторопностью чиновников, но и с неумением правильно распределять бюджетные деньги и прогнозировать - не была учтена миграция. Только этим летом в министерстве решили разработать специальную методику слежения и подсчета учащихся, чтобы промахов больше не было. Учитывая сложное экономическое положение, в некоторых школах налажен механизм обмена излишками учебников. По циклу фондирования ежегодно меняются учебники четырех классов. В этом учебном году это учебники для 4, 5, 6 и 11-х классов. Для их приобретения местные исполнительные органы выделили около 13 миллиардов тенге.
Несмотря ни на что, чиновники обещают обеспечить всех школьников необходимыми книгами, пусть и с опозданием. Покупать учебники дети не обязаны - среднее образование в стране считается бесплатным. Поэтому тех, кто решит заработать на учениках и вместо библиотек отправит их в магазины, ждут серьезные разбирательства. Также государственные мужи просят родителей не затягивать с получением учебников и с приобретением в магазинах дополнительной литературы (рабочие тетради, атласы, контурные карты и др.) и школьных принадлежностей, чтобы не создавать ажиотаж в начале учебного года. С 24 августа по 7 сентября комитет по контролю в сфере образования и науки Минобразования еще раз по всей республике осуществит мониторинг процедуры выдачи учебников школами, наличия в книжных магазинах учебников и другой дополнительной литературы и пособий. Также на интернет-ресурсах комитета и его территориальных департаментов созданы горячие линии по вопросам качества учебников и поставки их в школы К 2020 году школьное образование Казахстана перейдет на новое содержание. В 2016 году это коснется первых классов. Будут введены такие предметы, как “Естествознание”, “Информационно-коммуникативные технологии”, наполнятся новым содержанием уроки “Познание мира”. В 2017 году обновится программа 2 и 5-х классов, а в 2018 году 3, 6, 9-х классов. Во всех школах республики три предмета - “Казахская литература”, “История Казахстана” и “География” будут преподаваться на казахском языке независимо от языка обучения. При этом “История Казахстана” будет изучаться не с 6-го, а с 5-го класса, параллельно с предметом “Всемирная история”. Также в школах будет введен новый предмет “Глобальные перспективы и проектная деятельность”. Занятия по физической культуре будут направлены на укрепление здоровья, формирование чувства координации и станут гораздо интереснее для школьников, так как ориентированы на саморазвитие без принуждения. Ученики сами смогут определять уровень изучения и количество предметов, что обеспечит развитие индивидуальных интересов учащихся, их склонностей и способностей. В Казахстане будет внедряться модель трехъязычного обучения путем поэтапного перехода на обучение на английском языке в старших классах и вузах. Планируется организация летней языковой четверти, к проведению которой будут привлекаться студенты 3-4-х курсов педагогических вузов. В старших классах на английском языке предлагается изучать такие предметы, как “Информатика”, “Физика”, “Химия” и “Биология”. С нового учебного года в 30 школах страны будет запущена образовательная программа Назарбаев Интеллектуальных школ. Также в 2015 году в первых классах пилотных школ будет внедряться пятидневная учебная неделя. Рекомендации по составлению расписания уже направлены. Для развития конкуренции между учебными заведениями для учащихся старших классов в 63-х пилотных школах двух городов - Караганды и Туркестана - будет продолжаться апробация подушевого финансирования. Принцип таков: та школа, которая будет иметь больше учащихся, получит больше финансовых средств. Изменения коснутся и критикуемого Единого национального тестирования. Его правила обновлены и будут опубликованы в СМИ в начале 2016 года. Еще одна новость для родителей касается школьной формы. С 2016 года на всей территории республики планируется ввести единую школьную форму. Этого решения ждали многие родители, которые неоднократно возмущались соотношением качества и цены нынешней униформы для учащихся. Их позицию поддерживали отечественные швейные компании, сетовавшие на то, что заказы на пошив формы уходят заграницу, в основном в Кыргызстан, Турцию и Китай. Сегодня средняя стоимость комплекта варьируется от 10 000 до 20 000 тенге. При этом иностранная школьная форма не сертифицирована и не имеет заключения санитарно-эпидемиологической станции, изготавливается зачастую из синтетических материалов. Если раньше каждая школа самостоятельно решала, во что одеть своих учеников, то теперь будут установлены общие для всех требования. Это не только унифицирует форму, но и сделает ее более доступной. В перспективе стоит вопрос о необходимости обязать размещать заказы на пошив формы для школьников только среди отечественных компаний легкой промышленности. Тем более что Казахстан обладает большими возможностями в сфере текстильной индустрии. На рынке страны работает более 370 компаний по производству верхней одежды, в том числе школьной формы. Учитывая, что в стране более 2,5 миллиона детей школьного возраста, для отечественных компаний это огромный рынок, который позволит не только сохранить легкую промышленность, но и обеспечит ее качественный рост за счет стабильного оборота. Отечественные швейные компании готовы обеспечить потребителей качественной формой. В свою очередь, родители надеются, на ее качество. Насколько планы чиновников будут соответствовать действительности, станет ясно совсем скоро. Ну а пока всех родителей и школьников можно поздравить с началом нового учебного года!
Астана |