|
Айгуль Жилкишина Налоговики из Кокшетау выпустили для детей “Сказку о жадном Хасане, который не хотел платить налоги”. Жили-были два правителя - Асан и Хасан. Асан исправно платил налоги, и на эти средства строились детские сады, школы и дороги. А Хасан скрывал доходы и не вносил налоги в казну - его страна из-за этого пришла в упадок
Возможно, у многих такое предисловие вызовет ухмылку - нашли чему детей учить. Повзрослев, они все равно будут искать “серые схемы” или другие способы уйти от уплаты налогов. Правовой нигилизм как советское наследие - явление вполне нормальное. В то же время все знают, что прежде чем уклониться от выплаты налогов, нужно знать, за что не платить и как это сделать “по-умному”. А для этого, как сами понимаете, необходимо хотя бы базовое представление о налоговых выплатах. Иначе придется этому обучаться в принудительном порядке в местах не столь отдаленных. Жизнь сама научит повзрослевших детей, не всегда желающих выполнять те или иные правила, находить отговорки и “обоснования” не делать то, чего требует излишне строгий закон. А пока детей надо обучать тому, как правильно поступать, по закону. Да, взрослые уклоняются от уплаты и ищут лазейки, но мы знаем по опыту, что это не от хорошей жизни. Так же и с кодексом поведения на дороге - в автошколе следует изучать правила дорожного движения, а также учить правильному отношению к водителям и пешеходам. А ругаться или сигналить другим водителям, что впереди пост ДПС с радаром, - этому люди научатся сами, когда время придет. Впрочем, дети начинают курить и употреблять крепкие напитки, даже если их родители не обучают этому. И все же законопослушных налогоплательщиков легче воспитать, когда они еще в нежном возрасте. И такими сказками, как у кокшетауских налоговиков, и другими обучающими средствами - в детстве никого не надо убеждать или переучивать. Маленькие слушатели и зрители - народ благодарный, непосредственный, поэтому как им все вложить в мозги, так оно и закрепится в качестве мировоззрения почти на уровне безусловного рефлекса. К примеру, если условия задач составлять по типу: гражданин такой-то заплатил столько-то процентов от обязательного налога в начале года, а другой 100 процентов (и так далее по алгоритму), то дети с ранних лет усвоят, что лучше заплатить. Иначе потом вычтут, да еще и с дополнительными процентами. К примеру, налоги занимают большое место в жизни американцев, так как неуплата их жестоко карается. Налоговые преступления, громкие процессы, осужденные знаменитости - все это постоянно у всех на устах и широко освещается в прессе. Каждый человек США обязан сам за себя отвечать: раз в году самостоятельно подавать налоговую декларацию и платить налоги. Поговорка “Есть две вещи, которые никак не избежать в жизни: смерть и налоги” родилась именно в США.
Копейка рубль бережет Все хрестоматийные правила функционирования государства и общества лучше прививать с раннего возраста - быстрее, легче, а главное - прочнее уложится в сознании. Такая же ситуация складывается с тем, как распоряжаться средствами. В раннем детстве нас обучают, что на красный свет переходить нельзя, а вот о том, как правильно тратить собственные (и родительские) деньги, зачастую нет. А во многих западных странах детей уже с детства учат знать счет деньгам и зарабатывать их. В США детям платят за любую помощь по дому - от протирания пыли до стрижки газона. Хотя, на мой взгляд, это перебор. Зато можно брать пример с того, что юные американцы уже с раннего возраста берут кредит на учебу и оплачивают его сами. Или французы, которые очень часто говорят и думают о деньгах. У них есть своеобразная шкала - в каком классе и сколько денег получает школьник. Жители Гексагона штрафуют своих детей за плохое поведение, вычитая какие-то суммы из карманных денег. Юные турки также начинают получать карманные деньги, как только идут в школу. В неделю им выделяют от 5 до 15 долларов (13-38 лир). И уже с детства им дают деньги за поцелуи - их детям дарят на праздники старшие родственники, которым за это в знак благодарности принято поцеловать руку и приложить ее ко лбу. Став взрослыми, они научатся зарабатывать в своих отелях лишние 10 долларов за чашку чая, сервированную с улыбкой, или за свежую газету, поданную вовремя. В Германии детей с детства учат платить налоги, а сумма карманных денег устанавливается в зависимости от того, сколько было их потрачено ранее (разумеется, в соответствии с доходами родителей). Ребенок должен с детства быть бережливым. Было бы разумно научить детей рассчитывать карманные деньги на определенное время - например на неделю, и тратить их так, чтобы ему хватило на все. Если с детства ребенка научить распределять финансы так, чтобы в конце недели у него еще оставались деньги, то подростком он не станет требовать от родителей “добавки”. Стоит также проявлять силу воли и не потворствовать детским капризам, чтобы не оказать ему медвежью услугу в будущем. Хотя в современном казахстанском обществе действует скорее другое правило - состоятельные родители балуют своих отпрысков по полной программе. Стоит ли взваливать на своих детей тяжкую ношу незаслуженного богатства? Такое отношение к деньгам может отбить у них охоту трудиться и добиваться собственного успеха в жизни. Большое значение имеет личный пример - ребенок с детства наблюдает, как родители распоряжаются деньгами. Если родители жалуются все время на нехватку денег, а потом делают широкие жесты при маленьких средствах, то ребенок будет вести себя таким же образом. Так что взрослые сами должны быть финансово грамотными и налогово-культурными.
|