|
Айгуль Жилкишина “Ситуация с учебниками в этом году на особом контроле Министерства образования”, - говорится ежегодно в отчетах или в планах этого ведомства. Как правило, речь идет либо об учебниках с множеством ошибок, либо об их острой нехватке. Например, в этом году Министерство образования решило полностью обеспечить новыми учебниками 4, 5, 6 и 11-е классы, а также переиздать пособие по английскому языку для 3-го класса и информатику для 7-го класса. Однако средств в местных бюджетах на это, понятное дело, не хватает
В паре “обеспечить учебниками” и “не хватает денег” изначально заложено противоречие. Когда ответственные лица принимают решение, берут же они за основу какие-то количественные показатели? К примеру, что есть по факту в бюджетах регионов. Как бы то ни было, “обязательных” учебников всем не хватит, “эффективными” (читай “не отечественными”) на уроках пользоваться нельзя. На следующий год, по всей вероятности, выпустят другие учебники. И так по замкнутому кругу. Этот принцип заложен изначально для того, чтобы родители тратили ежегодно энную сумму на одноразовые учебники? Юные казахстанцы понятия не имеют, что такое учиться по учебникам старшего брата или сестры. Раньше одним учебником пользовались на протяжении пяти лет как минимум бесплатно. Почему не взять быка за рога и просто прекратить менять версии учебников каждый год? Если уж так настаивают методисты, то можно обновлять их не чаще чем в 5-7 лет, тогда и проблема с “нехваткой” приснопамятных школьных книжек исчезнет сама по себе. Сейчас родители покупают половину учебников, а с наступлением каникул сдают их в библиотеку. Каждый год. Эти учебники, как устаревшие, утилизируют, что ли? Потом приказами МО ряд учебников меняется. И так почти каждый год. На радость чиновникам и владельцам книжных издательств. Им удобнее, чтобы каждый год печатались новые учебники и приносили прибыль. Отсюда и “проблема”.
Но парадокс состоит и в том, что тираж учебников не соответствует запросам. Не все из них бесплатные, некоторые нужно приобретать за свой счет. Есть прогнозы по количеству первоклассников на каждую осень и, соответственно, данные по числу учеников от 2-х до 11-х классов. Заложите в программу эту цифру - и программа сама (!) выдаст число требуемых учебных пособий. Неохота? И вот учителя Караганды предложили создать общую базу данных всей учебной литературы в Казахстане: в республиканскую программу “Білім ал” библиотекари внесут количество имеющихся учебников по каждому предмету. И таким образом нехватку пособий в одной школе компенсируют за счет избытка в другой. Можно было бы также имеющиеся фонды учебников каталогизировать: по году издания, по авторам, издательствам, любым другим критериям. Начиная с каждой школы - района - города - области - и в целом по стране. Небольшая команда IT-шников сделает это за пару недель Но как этими “избыточными” учебниками обмениваться - пересылать по почте? Отправлять с нарочным? Как-то не самый актуальный на сегодняшний день способ обмена информацией. Как альтернатива много раз дискутировался вопрос о том, чтобы недостающие пособия можно было заменять другими. Но... не положено, потому что деньги уйдут не в тот карман. Самый простой вариант - выложить все учебники в сети в электронном виде, чтобы дома можно было их скачать, - неисполним. Авторы не дают согласия на электронную форму, так как они опасаются бесплатного копирования, да и гонорар за учебник получится меньше. И договор по выпуску учебных пособий, как правило, заключается с одним издательством, типографией. Тогда почему бы не заключать договоры по необходимости с большим количеством издательств в каждом городе соответственно? Другое “техническое” решение вопроса - отсканировать учебник, взяв его в библиотеке. В небольшом количестве только для тех, кому не хватило. Но юристы говорят, что это тоже нарушение авторских прав, как и в случае с электронными версиями. Но тогда, может, стоит модифицировать авторские права, чтобы они не препятствовали развитию просвещения? Хотя при сканировании, казалось бы, авторство на интеллектуальную собственность особо не нарушается - фамилия создателя учебника все равно видна. Правда, в таком случае издательства теряют потенциальных покупателей. Видимо, поэтому они и против такого варианта. Получается, опять деньги стоят во главе угла. А еще можно создать официальный сайт МО с описанием всех характеристик учебников и их авторов. Тогда можно было бы за разумную цену скачивать их в законном порядке. Получилось бы, что и волки сыты, и овцы целы. И если бы учебники и пособия перевести в электронный формат, то можно в школу (по желанию, по финансовым возможностям) носить только планшетник, который весит 150 граммов, а не 5-7 килограммов - как школьный ранец. Это упростило бы жизнь значительно - электронную версию можно по электронной почте передать, скинуть на планшет, ПК и т.п. А преподаватель всю инфографику может выводить на интерактивную доску в классе - быстро, наглядно, красиво, облегчает труд и экономит время. А еще лучше - сделать учебники и пособия общественным достоянием. Ведь гонорары их составителей - явно не космических размеров. Во всяком случае, бюджет страны, вошедшей в 2013 году в список 50 конкурентоспособных экономик мира, сможет осилить эти суммы. Кстати, тогда и с авторов учебников можно будет строже спрашивать - за соответствие содержания и формы.
Фото из архива “НП” |