Айгуль Жилкишина Накануне в нижней палате парламента при обсуждении законопроекта “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам образования” разгорелась дискуссия. Мажилисмен Азат Перуашев заявил, что Министерство образования и науки не выполнило поручение главы государства по переходу с аттестационной на аккредитационную систему оценки вузов. На этом основании депутат предложил Арслану Саринжипову подать в отставку
Глава МОН парировал тем, что система аккредитации нуждается в доработке. К этому шагу должно быть готово не только министерство, но и рынок образовательных услуг нашей страны. По данным министра, сегодня в Казахстане 127 вузов, из них более трети - частные. По его словам, частные вузы работают как коммерческие организации, внутренняя организация отдельных таких вузов к этому не готова. “Мы приняли решение, что пока нам нужен переходный период”, - уточнил министр образования.
По утверждению Перуашева, МОН пытается контролировать аккредитационные центры, министр, в свою очередь, обвинил депутата в лоббировании интересов частных аккредитационных агентств. Депутат напомнил, что в 2011 году министерство обязалось к 2015 году ввести независимую аккредитацию вузов, отказавшись от госконтроля. Однако на самом деле законопроект “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам образования” отменит государственную аттестацию вузов лишь с 1 января 2017 года. И потому Перуашев не поддержал этот законопроект, так как он, по его словам, означает отсрочку внедрения рыночных механизмов в образовательную систему.
Передовая система образования Вообще-то, закон должен был вступить в силу в этом году, но его принятие перенесли на полтора года. Еще год назад в интервью корреспонденту BNews.kz вице-министр образования и науки Такир Балыкбаев констатировал, что формирование передовой национальной образовательной системы находится на стадии завершения. Начало ее было заложено в Государственной программе развития образования в РК на 2011-2020 годы. Суть модернизации состоит в том, чтобы наше высшее образование соответствовало мировым образовательным стандартам и Казахстан стал полноправным членом европейского образовательного пространства. Для этого проводится поэтапный переход от государственной аттестации к независимой аккредитации вузов как системе независимой оценки качества образования. Начиная с 2011 года министерством были предприняты практические шаги. По словам господина Балыкбаева, появился Национальный реестр аккредитационных агентств. В него вошли два казахстанских и четыре зарубежных агентства из США, Германии и Австрии. Аккредитация проводится с участием работодателей, студентов, зарубежных экспертов, а также независимого наблюдателя за работой комиссии. Все решения принимает независимый аккредитационный совет. Образовательная сфера, даже в нашу мобильную эпоху, остается достаточно консервативной средой. Четыре года назад чиновники от образования поставили себе целью разработать такие условия в стране, чтобы наши вузы проходили национальную аккредитацию. Давайте уточним, в чем разница между аттестацией и аккредитацией. Закон РК от 6 января 2011 года “О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан” предусматривает государственный контроль над системой образования. В подпункте 17 статьи 1 этого закона государственной аттестацией образовательных учреждений называется процедура контроля соответствия образовательных услуг требованиям государственного общеобразовательного стандарта. Таким образом, аттестация - это контрольно-надзорная функция. Она основывается на количественных показателях и необходима в краткосрочной перспективе. В то же время аккредитация обеспечивает качество образования с помощью международных стандартов. Она основывается на качественных показателях и необходима в долгосрочной перспективе. Аккредитация - это процедура обеспечения качества, признанная во всем мире, и успешно функционирует во всех странах мира.
От количества к качеству Для того чтобы создать качество фундаментального характера, а именно этого мы желаем для нашей системы образования, нужно начинать с основ. Сейчас наши студенты в основной своей массе идут в вуз не за знаниями, а за корочкой. А должно быть наоборот. Чем первое отличается от второго? У нас есть устоявшееся мнение, что в государственных вузах образование по определению лучше, в частных дело обстоит иначе. Вопрос “кто есть кто” определяется не только “голосованием” студентов. Будь то корочка частного вуза или государственного (на государственном бланке) - работодатель сам решает, какому диплому ему стоит отдать предпочтение. Если частный вуз имеет аккредитацию, то диплом такого университета вызовет большее доверие. Для того чтобы повысить реноме своих дипломов, частные вузы могут аккредитоваться еще и за рубежом, в этом и состоит смысл аккредитации. В таком случае слабые частные вузы начнут закрываться либо улучшать свою работу, иначе их дипломы будут игнорироваться работодателями. Сами абитуриенты просто не будут поступать в такие вузы - без аккредитации, а значит, без качественного образования. Что касается государственных вузов, возможно, для некоторых из них стоит сохранить аттестацию (что им не может помешать получить также и аккредитацию). Почему? Некоторые из них выполняют госзаказ, к примеру, восполняя нехватку педагогов и врачей в отдаленных селениях нашей страны.
Законопроект предлагает и другие нововведения. Впрочем, некоторые из них можно отнести к категории “хорошо забытого старого”. К примеру, студенты, поступившие в вуз на государственный грант, должны будут отработать по специальности не менее трех лет после его окончания. Норма по отработке будущих педагогов и медиков вступает в силу с момента принятия закона, а по всем другим специальностям - с 1 января 2017 года. Некоторые элементы дуальной системы образования уже нашли законодательную поддержку: начиная со второго курса обучения производственная практика на предприятиях станет обязательной для всех студентов. Кроме того, еще одна инновация поможет решить не только социальный вопрос, но и продвижение программы индустриально-инновационного развития страны. Отныне техническое профессиональное образование в качестве первой рабочей профессии будет предоставляться нашей молодежи на бесплатной основе. |