Айгуль Жилкишина Чиновники от образования обещают нам, что вскоре детей будут вводить в науку с первых школьных дней. С пятого класса начнут преподавать основы физики, биологии и химии, а старшеклассникам - “Проектную деятельность” и “Глобальные перспективы”. Так ли страшен черт, как его малюют?
После отказа в 90-х годах от правил устоявшейся системы обучения в страну хлынули новомодные учебные стандарты, а также их проповедники. От всего старого открещивались под лозунгами “Мы наш, мы новый...”. Но не все оказалось так просто - вместе с водой выплеснули и младенца. В погоне за международными сертификатами, местами в рейтингах школы и вузы пытались перещеголять друг друга суперсовременными методиками. Многое ставили с ног на голову. Получив армию молодых специалистов, которым в школе (иногда начальной) не объяснили элементарных вещей, призадумались не только преподаватели. За два десятилетия мы растеряли самое главное - качество знаний. Набравший обороты проект по введению в Казахстане 12-летки пока заморозили, зато наш МОН разрабатывает новые стандарты обучения. По плану в 2026 году страна должна перейти к другой системе образования. Причем, по утверждению чиновников, все новшества будут не просто инициативами для отдельных сфер образования. Нет, казахстанские специалисты хотят создать фундаментальную систему выращивания интеллектуальной мощи государства, объединив в ней как актуальные ценности, так и наработки вековой давности. Большая часть нововведений пока на стадии проекта, поэтому все новые “правила игры” не свалятся, как ком на голову, ни детям, ни родителям, ни преподавателям.
Синхрофазотрон возвращается С самых первых дней дети будут учиться ориентироваться в потоках информации и применять знания на практике. Поможет им в этом новый предмет “Введение в науку”. Его введут в первых классах с сентября 2016 года лишь в тридцати казахстанских школах. С 2017 года новая программа станет обязательной для первоклассников всей страны, позже - и для второклассников. Как из окружающего океана всякой информации, в том числе и ненужной, даже вредной, выбрать то, что человеку (маленькому тоже) необходимо. И вообще, что такое “нужно”? Полезно было бы вернуться к хрестоматийным “хорошо” и “плохо”. Учителя по “информационно-коммуникационным технологиям” будут обучать детей со второго-третьего класса не столько работе с компьютером (для некоторых девайсы привычны чуть не с младенчества), сколько развивать навыки обработки информации. Уже с 2017/18 учебного года. После 2016 года первоклашкам будут разъяснять значение важнейших исторических событий и устройство общества на уроках познания мира. По новой методике они будут обучаться и английскому языку, видимо, чтобы маленькие граждане им владели на таком же уровне, как русским и казахским. Все обучение будет направлено на то, чтобы знания приносили пользу не только в виде хороших отметок и похвалы родителей. Как мы появились во Вселенной? Почему женщины проявляют больше эмоций, чем мужчины? Почему невозможно построить перпетум мобиле? Этими вопросами дети должны задаваться до 9-10 лет, потому что именно в этом возрасте формируются тяга к знаниям, желание искать ответы (в том числе и нестандартные) на сложные вопросы, а также писать стихи и считать звезды. Для того, чтобы дети могли отстаивать свою точку зрения, вести дискуссии и развивать другие навыки будущего исследователя, в старших классах появятся предметы “Проектная деятельность” и “Глобальные перспективы”. У учеников также будет возможность выбирать нужные им предметы, и проблема физиков и лириков будет решаться на более раннем этапе. Не переборщить бы здесь, ведь основы тригонометрии нужны будут не только будущим авиаконструкторам, но и этнографам. Хотя и в разной степени. Ценность новой учебной программы неоспорима - если она будет работать так, как задумана. Отлаженная система образования в стране, неиссякаемые потоки иностранных студентов - когда эта утопия станет реалиями жизни? Идея на бумаге выглядит великолепно, но хорошего результата можно достичь только в том случае, если к проектным документам добавится хорошее финансирование. Для наглядных пособий, химических реактивов, лабораторных приборов и лингафонного оборудования нужны деньги. |