ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Институт рейтингов Образование

Айгуль Жилкишина
Недавно опубликовали британский рейтинг QS University Subject Rankings 2014 - это лучшие 200 вузов мира. На первом месте, как и ожидалось, Массачусетский технологический институт, на втором - Кембридж, на третьем - Имперский колледж Лондона. В числе первых десяти победителей 4 британских университета и 6 из США. Есть ли кто-нибудь не англоязычный в первой двадцатке? Туда “затесались” два швейцарских вуза (на 12-м и 17-м местах), и на 22-м месте - Национальный университет Сингапура, на 24-м - французская высшая школа, а остальные - опять английские и американские вузы. Почему эти рейтинги так настойчиво подчеркивают превосходство англо-саксонского мира? Это касается как списка университетов, так и всех остальных рейтингов. Так уж ли неоспоримо превосходство англо-саксонского образования, как это следует из подобного рода документов?

Для начала зададимся вопросом: а что является критериями? Вообще-то их несколько, и все они как будто бы вполне объективны: авторитетность в академической среде, соотношение профессорско-преподавательского состава к числу студентов, репутация среди работодателей, индекс цитируемости, доля иностранных преподавателей и студентов. Но не так все просто.
Возьмем, к примеру, такой индекс, как импакт-фактор, который подразумевает высокую цитируемость научных исследований сотрудников вуза.
Проблема в том, что цитируемость требуется на английском языке, и даже издания указаны - журналы Nature или Science. Если бы рейтинги назвались “лучшие вузы англо-саксонского мира”, то и вопросов не было бы. Но этот рейтинг называется “лучшие университеты всего мира”. На Земле сейчас более 3000 языков, то есть английский язык не единственный. Уже получается уязвимая позиция - цитируемость только на одном языке, пусть даже и считающимся языком международного общения. Возьмем, к примеру, российские вузы - преподавание в них традиционно ведется на русском языке, значит, большое количество вузов России и постсоветского пространства как бы изначально не участвует в этой игре “Займи место в рейтинге”.
Далее - касаемо присутствия иностранных студентов в университетах. Наличие большого количества иностранных студентов создает имя колледжу, несмотря на высокую стоимость обучения. Представитель одного британского колледжа (во время визита в Казахстан в 2010 году) объяснял мне, что им нужны хорошие студенты из разных частей света - для представительности, для духа космополитизма. При выборе будущего студента важна не столько академическая успеваемость, сколько хорошее впечатление, которое он производит (или нет) во время личного собеседования. Главное для колледжа - приятная атмосфера, такая, какая бывает в хороших домах, куда зовут приятных гостей. Заинтересовавшись, я расспросила представителей других представителей из университетов Швейцарии и Германии - они подтвердили обоснованность такого критерия выбора (разумеется, это один из факторов). Получается, им это выгодно - это приятно, когда (умные) люди со всего мира собираются, обучаются в такой интернациональной среде.
Для имиджа это замечательно, но влияет ли это непосредственно на уровень образования в университете? Мы не уверены в этом. Представители элиты стран с переходной экономикой (государства Азии, Африки, Латинской Америки, некоторые страны СНГ) считают своим долгом обучать своих детей в этих вузах. В первую очередь, это престижно, эти университеты на слуху, к тому же для миллиардеров стоимость обучения - не деньги. Таким образом, получается, что большая часть студентов в этих престижных вузах - вовсе не самые умные студенты со всего мира, а просто представители элиты. И совсем не обязательно, что такая атмосфера формирует в научно-образовательном плане наилучшие условия. Поэтому сей критерий - определенный процент иностранных студентов в вузе - хотя, возможно, и звучит очень обаятельно, но объективным не является.
Существует еще один показатель, о котором я узнала, поговорив с казахстанским экспертом в сфере аккредитации вузов. Елена Аронова рассказала об оценочных категориях для вузов Казахстана, считающихся важными для различных международных рейтингов. В том числе важно, сколько зарубежных ученых читают в наших вузах лекции. Министерство образования РК на это деньги выделяет, они приезжают, но один из моментов - это нобелевские лауреаты, у которых на год вперед расписан график, и стоят они очень дорого. Госпожа Аронова рассказала о приезде нобелевского лауреата в области химии в наш аграрный университет: профессор Уоршелл из Израиля приехал на один день. Он прочел лекцию, кто-то может поставить галочку в списке обязательств, выполнив которые, наш вуз может занять какое-то место в 3-й, 4-й или 5-й сотне лучших вузов мира. Но стоит ли так гнаться за собиранием пунктов?
Усомнившись в объективности этих критериев, мы хотим задаться следующим вопросом: а почему происходит засилье этих англоязычных рейтингов? Если смотреть в корень, то это чистой воды агрессивная маркетинговая политика. Не больше и не меньше. И этот рекламный ход рассчитан на то, чтобы представители мировой элиты (развитых стран и стран с переходной экономикой) отправляли своих детей в Принстон, Стэнфорд, Кембридж или Гарвард.
Очевидно, что это очень прибыльный бизнес. Однако здесь прослеживается и другой момент, политический. Обучаясь в этих университетах, дети представителей этих элит социализируются и позже легко интегрируются в западное общество. Происходит такая приятная, безболезненная ассимиляция в учебно-игровом формате. Проводя такую политическую работу, западные идеологи ослабляют элиты других государств. Конечно, британские и американские университеты - это прекрасно организованные предприятия, в которых политический момент играет очень важную роль. Они, с одной стороны, дают хорошее образование, зарабатывая приличные деньги, а с другой стороны, они выполняют важную политическую функцию.

Рейтинги бывают разные
Отсюда еще один вопрос. А как при сложившейся обстановке родителям или самим абитуриентам понять, какие вузы самые лучшие и куда пойти учиться? Ведь для этого и создаются эти рейтинги. Их главная цель - проинформировать студентов о ситуации и тенденциях на рынке высшего образования в мире. Очевидно, что QS University Subject Ranking, как и ему подобные, является ангажированным рейтингом. Но в таком случае студенты и родители должны знать и о других. Мы, конечно, не даем точных рецептов, но можем сказать, что рейтинг этот не единственный.
На сегодня кроме рейтингов QS и Times High Education существует также “Шанхайский” рейтинг и Webоmetrics. “Шанхайский” рейтинг создавался как альтернатива существующим и на первых этапах ориентировался на китайские вузы, однако со временем приобрел авторитет и у международного сообщества. Относительно молодой список Webоmetrics оценивает университеты по активности их сайтов, учитывая количество выложенных документов, частоту обновлений и так далее.
В мировых рейтингах на академической сцене есть определенный перекос, полагают эксперты вузовского образования, и доминируют на ней англо-саксонские вузы, прежде всего американские. А вузы “континентальные”, особенно французские, несмотря на высокое качество образования, оказались на периферии. Сейчас начинается выработка альтернативных коалиций в сфере мирового образования - будут создаваться новые табели о рангах.
Если возьмем хорошо знакомый нам неанглоязычный университет, МГУ, то с 2004 года он стабильно входит в сотню лучших вузов. В опубликованном 7 февраля рейтинге МГУ занимает 79-е место в мире, 12-е - среди европейских стран, 3-е - среди стран БРИКС. Не менее именитый СПбГУ, однако, находится в замыкающей сотне от 401-го до 500-го места. По мнению ректора МГУ Виктора Садовничего, несмотря на успехи МГУ, России нужны собственный международный рейтинг и способы оценки. Первые шаги в этом направлении сделало агентство “Эксперт”, опубликовав в ноябре 2012 года список из 100 российских вузов, которые были проанализированы по 43 критериям. Первую тройку этой таблицы возглавили МГУ, МГТУ имени Баумана и СПбГУ.
Ректор Садовничий заявляет также, что многие европейские университеты отказываются участвовать в тех рейтингах, которые сейчас существуют, считая, что они больше ориентированы на англо-саксонские университеты. В этом году будет составлен рейтинг международных вузов (обещали этой осенью опубликовать его).
Кроме того, нужно учесть, что постсоветское образовательное пространство вполне самостоятельно. Обучение на русском языке ведется в России, Белоруссии, на Украине и других государствах бывшего СССР. Разумеется, и в Казахстане. Было бы хорошо, если бы создали такой объединенный рейтинг вузов внутри постсоветских государств. Пока о таком рейтинге широким массам ничего не известно. И это большое упущение чиновников, даже политиков. Потому что такой рейтинг для русскоязычных университетов должен существовать. Это была бы альтернатива ныне господствующим рейтингам и возможность их сравнивать.
Только при таком раскладе абитуриент сможет ориентироваться на рынке образовательных услуг. Истину он в них не найдет, но, с другой стороны, в нынешней жизни ее трудно найти в открытых источниках. Открыв газету или включив телевизор, наивно рассчитывать на объективную информацию. Есть только один способ найти истину: нужно узнать разные точки зрения - посмотреть несколько телеканалов, бумажных и электронных изданий, и тогда появится более или менее объемная картина.
Рейтингу вузов постсоветского пространства можно было бы дать название, например, Евразийский. Мы не должны скептично смотреть на образование в наших вузах - они вполне конкурентоспособны, есть даже передовые университеты. И казахстанские университеты заняли бы достойное место в этих новых рейтингах, вовсе не 500-е, которого они явно не заслуживают, а были бы на своем месте. Просто по другой версии - не англо-саксонской, а нашей, евразийской.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение