Алла Иванилова
Для реализации второй пятилетки индустриализации необходимо 35 тысяч специалистов. Сегодня в Казахстане нет такого количества рабочих высокотехнологичных производств. Чтобы их подготовить, власти намерены пересмотреть систему профессионально-технического образования и построить в стране колледжи мирового уровня
В республике продолжается реализация главной Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития. Ее второй этап рассчитан на 2015 - 2019 годы. За этот период планируется запустить 96 проектов по 14 отраслям. Для этого необходимо подготовить 35 тысяч специалистов, которые будут работать на высокотехнологичных производствах. (На сегодняшний день шесть процентов предприятий в Казахстане работают на высоком технологическом оборудовании. Все они завозят иностранную рабочую силу.) Власти готовы взять такую ответственность на себя и готовить кадры намерены не за рубежом, а на родине, но по западной модели образования. В частности, обучение будет вестись в шести колледжах системы холдинга “Кәсiпқор” и в 10 профессиональных областных колледжах. Напомним, что некоммерческое акционерное общество “Холдинг “Кәсiпқор” создано для развития профессионально-технического образования в стране.
На сегодняшний день холдинг уже выбрал в качестве партнеров 10 политехнических колледжей в областных центрах. В “избранных” учебных заведениях поменяли кадровый состав и внедрили семимодульную систему подготовки преподавателей. В дальнейшем опыт этих передовых колледжей будут транслировать на другие профессионально-технические учебные заведения. В необходимости этого уже никто не сомневается. Выпускники казахстанских профколледжей сегодня не отвечают требованиям работодателей. “Дисбаланс, который сложился между рынком образования и труда, выражается в том, что работодатели постоянно высказывают свою критику: выпускники очень долго адаптируются на рабочих местах, имеют очень низкий уровень производительности труда, выходя из учебных заведений системы профессионально-технического образования. Они нуждаются в освоении практических навыков непосредственно на производстве”, - отмечает председатель правления НАО “Холдинг “Кәсiпқор” Эльдана Садвакасова. В первый год после выпуска трудоустраиваются лишь 70 процентов выпускников колледжей. Однако чиновники успокаивают - подобные проблемы существуют во всех странах мира. И каждое государство их решает по-своему. Казахстан намерен развивать и повышать уровень учебных заведений. В частности, в республике построят два колледжа мирового уровня и три межрегиональных центра профтехобучения - в Усть-Каменогорске, Экибастузе и Шымкенте. Один из центров уже второй год работает в Атырау. В новых колледжах, которые уже строятся в Алматы и Астане, обучение будет вестись по многим специальностям, в том числе там будут готовить специалистов для сферы туризма и гостиничного бизнеса. Эти учебные заведения в первую очередь предназначены, чтобы привлечь детей из малообеспеченных семей, сирот, сельскую молодежь.
Чтобы не было нареканий от работодателей, работа по подготовке кадров будет вестись в тесном взаимодействии с ними. Такая практика уже зарекомендовала себя. “Суперспециалисты уже выпускаются в Казахстане. И у нас есть прекрасные колледжи, которые это подтверждают”, - заметила Садвакасова. По ее словам, по нефтегазовой отрасли одним из них является геологоразведочный колледж (г.Семей). Он выпускает специалистов, которых сегодня разбирают как горячие пирожки, такие компании, как Halliburton и Shell B.J. Политехнических колледжей подобного класса в Казахстане около 50. Практически во всех этих учебных заведениях работодатель участвовал с первого дня основания. Теперь это приобрело массовый характер, власти призывают работодателей помочь с выпуском профессиональных стандартов, которые в дальнейшем станут основой для определения образовательных программ.
Кроме того, работодатели будут сами проверять уровень знаний выпускников профтехколледжей. Для этого они должны создавать независимые центры, которые и будут проводить сертификацию. “Когда наш студент будет заканчивать, впервые в казахстанской практике наши колледжи не будут проводить итоговую оценку выпускника. Ее будет проводить работодатель. И сертификацию, и присвоение квалификации будет проводить работодатель”, - объяснил председатель правления некоммерческого акционерного общества “Холдинг “Кәсiпқор”. На основании выданных независимыми центрами сертификатов колледжи будут вручать выпускникам дипломы. Первоначально такой опыт будет апробирован в колледжах-партнерах холдинга “Кәсiпқор”, а в дальнейшем во всей системе технического и профессионального образования. Стоит заметить, что ассоциации работодателей уже создают независимые центры оценки и присвоения квалификации.
Астана |