|
Ольга Шишанова
Почти 170 колледжей республики собираются подготовить за два года по программе дуального образования более 10 тысяч специалистов по 83 профессиям, в которых нуждается экономика Казахстана
Программа, о которой идет речь, не нова. Ее истоки восходят еще к 2010 году, когда Минобразования республики решило попробовать обратиться к мировому опыту для того, чтобы внедрить в Казахстане дуальную систему образования, а проще говоря - систему профессионально-технического обучения. Забыв о том, что новое - это всегда хорошо забытое старое.
Достаточно вспомнить неплохо развитую сеть ПТУ, которая существовала еще в советское время. После восьми лет обучения в школе подросток параллельно приобретал среднее образование плюс определенную специальность, которая при известном усердии позволяла ему поступить в дальнейшем либо в техникум, либо в институт. Если такого желания не было, у молодого человека всегда оставалась свобода выбора места работы, благо обучение было бесплатным.
Да и работодатели в то время знали своих будущих рабочих едва ли не поименно, потому что, как правило, шефствовали над тем или иным ПТУ, выплачивая часть стипендий учащимся, оплачивая прохождение производственной практики у себя на предприятии, причем под руководством прикрепленного наставника из числа опытных рабочих.
Потом все это кануло в Лету. Однако по истечении двух десятков лет стало ясно, что страна остро нуждается не в переборе выпускников с высшим образованием, а в простых рабочих специальностях, без которых не выжить ни одной экономике в мире. Вот и на сегодняшний день потребности казахстанских предприятий сведены в 11 приоритетных отраслей, которые наиболее нуждаются в специалистах. Это сельское хозяйство, ветеринария, экология, медицина, фармацевтика, металлургия, энергетика, строительство, коммунальное хозяйство, сервис и управление.
Но административные барьеры, которые тормозят развитие ТиПО в Казахстане, качество подготовки специалистов, несоответствие их квалификации современным требованиям уже приводили и могут в будущем привести к тому, что в рамках ТС, а в скором времени и ЕАЭС казахстанские выпускники не смогут быть конкурентоспособными на расширяющемся рынке труда. Не последнюю роль в этом может сыграть и достаточно слабое участие работодателей как в процессе обучения, так и в поддержке организаций современных ТиПО.
Правда, казахстанское Минобразования ссылается на опыт Германии, которая сегодня признана одной из лидеров по уровню квалифицированных кадров, а ее система дуального образования служит образцом практически для всего ЕС. Так, если в Казахстане, как двадцать лет назад, так и сегодня, почти все выпускники по окончании школы стремятся поступить в вуз, то в Германии картина прямо противоположная - более 50 процентов учащихся после школы предпочитают профессионально-техническое образование по 450 профессиям.
То есть дуальная система в этой стране прекрасно адаптирована к интересам всех ее участников - предприятий, работников и государства. Поскольку для предприятия это возможность подготовки кадров для собственного производства, экономия на расходах по поиску и подбору работников, при их переучивании и адаптации. Для молодежи дуальное обучение - прекрасный шанс приобретения ранней самостоятельности и адаптации к взрослой жизни. И, наконец, государство, которое эффективно решает задачу подготовки кадров для потребностей своей экономики, остается в несомненном выигрыше.
Что касается Казахстана, то для того, чтобы “повысить хотя бы заинтересованность предприятий в совместной подготовке кадров, из государственного бюджета было выделено более миллиона долларов”. Плюс Минобразования республики предложило уменьшить налогооблагаемый доход предприятий, работающих по дуальной системе, на сумму расходов на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, но как предприниматели, так и руководители образовательных организаций до сих пор не пришли к общему знаменателю.
Астана |