ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



В вуз “с черного хода“ Образование

Айгуль Жилкишина
Как бы ни пыталась действительность решить все вопросы, соблюдая интересы всех игроков, - государства, работодателей, соискателей и самих учебных заведений, наше коррупционное сознание всегда найдет лазейку в системе, называемой “как получить диплом”. Рассмотрели способы получения высшего образования в нашей стране, сколько их у нас и что они нам дают

Неисповедимы пути получения высшего образования у нас. Система ЕНТ вовсе не отражает уровень знаний учащихся школ - кто-то из учеников старательно учился, а родители других просто решили “финансовую задачку”. Схема “деньги + хорошие результаты ЕНТ + деньги и поступай, куда хочешь” получила широкое распространение. Почему так трудно стало учиться? Потому, что получить высшее образование стало непомерно дорого. Вот так выглядит “прейскурант” некоторых алматинских учебных заведений: “общая медицина” - 770 000 тенге, “юрист” - 600 000, “экономист” - 500 000, “педагогические специальности” - 450000. Плата же в Астане увеличивается год от года, и самый дорогой вуз - Евразийский Национальный университет имени Л.Н. Гумилева - от 600 000 до 800000 тенге.
Какие же существуют у нас возможности, классические и “альтернативные”, чтобы поступить в вуз и получить высшее образование?
Способ самый правильный, законный - просто получить хорошие результаты ЕНТ (что стоит, как говорят, от 4 до 6 тысяч долларов; вопрос лишь, кому дать) и стать первокурсником. При получении же гранта отпадает необходимость платить за обучение. При знании иностранных языков учащиеся поступают также в университеты Европы с бесплатной формой обучения.
alt
Способ “обхода” ЕНТ
- некоторые вузы располагают своими колледжами, куда без экзаменов раньше могли поступать ученики после окончания 9 класса. Отучившись там два года (платно), студент “переходил” сразу же на 3-й курс родного института и получал диплом. Не всем по карману два года колледжа и три года института, но зато без ЕНТ. Власти отказались от такой формальной схемы, решив вновь ввести экзамены.
Способ “обойти” ЕНТ и ЕГЭ - поступить в филиал вуза России на коммерческой основе, без сдачи экзаменов. А регистрация в них происходит за полгода до начала занятий, то есть, считай, ты уже зачислен в ряды вагантов. Понятно, что частные вузы заинтересованы в наибольшем количестве платежеспособных студентов.
Еще один способ, также вполне легитимный. В эпоху СССР, к примеру, представители Кемеровского университета, факультета РГФ (романо-германская филология), сами приезжали в 25-ю алматинскую школу (с углубленным изучением французского языка) и без экзаменов набирали себе будущих студентов. В наши дни молодые граждане Казахстана сами едут в Россию (изучив “цены” наших вузов) - некоторых зачисляют в вуз на основе собеседования и оценок в аттестате. Без оплаты.
Кроме вышеперечисленных возможностей существуют и менее респектабельные способы “добывания” дипломов.
“Коммерческий” способ №1 - некоторые ловцы удачи покупают в Москве, прямо в подземных переходах, дипломы о высшем образовании, вполне даже с экзаменационными оценками. Выбрав вечернее отделение казахстанского вуза, такие авантюристы подают вместе с другими документами и этот липовый диплом. Подлинность российского документа проверять там не станут (это трудно осуществимо), так как от желающих получить второе или третье образование на платной основе отбоя нет. Два года обучения, и самый обычный, то есть настоящий, диплом в кармане. Первый же “диплом” выбрасывается в мусорную корзину. Итак, 500 долларов за фальшивый диплом и 2 года вечернего обучения (с 18.30 до 21.30 пять дней в неделю) - и все это без отрыва от работы. Это в любом случае дешевле, чем 5-6 тысяч долларов за 5 лет обучения в казахстанском учебном заведении (иногда и больше) вкупе с дополнительными сборами для сдачи экзаменов. Такова схема действий современных детей лейтенанта Шмидта.
“Коммерческий” способ №2. Охочие до дипломов добры молодцы едут в Бишкек, в КирГУ. Там они поступают на заочное отделение, где в год требуется около 50 тысяч тенге и за дополнительные две сессии по 20 тысяч тенге.
“Казусный” способ - одна абитуриентка подала документы в один профильный нефтяной вуз, но в силу обстоятельств не смогла прийти на экзамен. Спустя пару недель поступил звонок из этого вуза, и ей сообщили, что она зачислена в это учебное заведение, где она может приступить к занятиям, но нужно лишь перечислить оплату. Негодующая девушка решила забрать документы, что ей удалось только после двух месяцев упорных боев.
Может быть, еще есть какие-то способы получить высшее образование? Но главное - почему люди идут на это? Далекая от разумности система ЕНТ, помноженная на взятки, на слезы детей и апелляции родителей, вынуждает людей искать любые варианты для поступления в университеты, так как в официально действующей системе образования они видят одну только несправедливость. Так замыкается круг.
Во времена СССР были только государственные вузы и существовал госзаказ, и при высоком конкурсе поступить могли не все желающие. В 90-е годы профессиональное обучение было поставлено на коммерческую основу - решающим делом было пополнение банковского счета. С тех времен стала безудержно формироваться армия студентов, готовых на все ради заветной корочки. Частные вузы росли как грибы после дождя, в их числе филиалы вузов других государств - российских, европейских, заокеанских. Но качество преподавания в частных вузах уже мало кого интересовало - студентам нужны дипломы, учебным заведениям - финансовые потоки, а чиновникам - радужные статистические показатели.
В государственных вузах качество преподавания пострадало тоже - преподаватели, работавшие на 0,5 ставки в государственных альма-матер и на 0,5 ставки в частном заведении, постепенно уходили в коммерческую сферу. И приглашали туда, как вы сами понимаете, самых эффективных сотрудников.
Однако вернуться нужно к истокам - слабое среднее образование в Казахстане. Выпускники школ не могут сдать ЕНТ без взяток, так как реальный уровень их знаний не соответствует требованиям тестов и экзаменов. Подготовка школьников не выдерживает никакой конкуренции, так как не хватает квалифицированных, даже просто хороших учителей. Когда-то среднее образование было обязательным, “проскочить ликбез” было сложно, поскольку политической задачей государства было всенародное образование. Ныне директив таких нет, но по инерции поддерживается то же отношение к образовательным функциям - числом побольше, а качество не является целевой задачей.
Не хватает и школ. Имеющиеся переполнены - в XXI веке дети в некоторых областях страны учатся в три смены! И даже там, где учатся в две смены, в классах насчитывается свыше 40 учеников. Даже при всем старании учитель не может уделить всем подобающего внимания, в лучшем случае группа отличников и хорошистов будет активно работать на уроке. Касательно домашнего задания - речь идет даже не об объеме. Когда слабые ученики готовятся дома самостоятельно, то о каких знаниях можно говорить? Ведь основной объем знаний нужно получать во время занятий в классе. Таким образом, “ножницы” - разрыв между действительным уровнем знаний после окончания школы и требованиями вузов чудовищно велик. Звено “среднее образование” во всей цепочке является самым слабым. Кто преподает в школе? Выпускники педагогических факультетов. Кто идет в педагогические вузы? Те, кто не мог поступить на более “престижные” специальности. На педагогических факультетах и конкурс меньше, и госзаказ гарантирован. Специалисты (за редким исключением) получаются те еще.
Каков промежуточный итог? Старые подготовленные кадры уходят на пенсию, молодая поросль не блещет знаниями, да и энтузиазма не проявляет.
Понятно, что систему необходимо поменять - ликвидировать нехватку школ и квалифицированных учителей. Но каким образом? В педагогические вузы должна идти способная, талантливая молодежь. Это станет возможным, если поднять престиж профессии “учитель школы”. Высокая зарплата, хороший социальный пакет - это достаточная мотивация для поступления на педагогическую специальность. Да, на быстрый результат рассчитывать не приходится - если начинать сейчас, то через десяток-другой лет в школах станут появляться учителя, которым можно будет доверить своих детей.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение