|
Айгуль Жилкишина
Как бы ни пыталась действительность решить все вопросы, соблюдая интересы всех игроков, - государства, работодателей, соискателей и самих учебных заведений, наше коррупционное сознание всегда найдет лазейку в системе, называемой “как получить диплом”. Рассмотрели способы получения высшего образования в нашей стране, сколько их у нас и что они нам дают
Неисповедимы пути получения высшего образования у нас. Система ЕНТ вовсе не отражает уровень знаний учащихся школ - кто-то из учеников старательно учился, а родители других просто решили “финансовую задачку”. Схема “деньги + хорошие результаты ЕНТ + деньги и поступай, куда хочешь” получила широкое распространение. Почему так трудно стало учиться? Потому, что получить высшее образование стало непомерно дорого. Вот так выглядит “прейскурант” некоторых алматинских учебных заведений: “общая медицина” - 770 000 тенге, “юрист” - 600 000, “экономист” - 500 000, “педагогические специальности” - 450000. Плата же в Астане увеличивается год от года, и самый дорогой вуз - Евразийский Национальный университет имени Л.Н. Гумилева - от 600 000 до 800000 тенге.
Какие же существуют у нас возможности, классические и “альтернативные”, чтобы поступить в вуз и получить высшее образование?
Способ самый правильный, законный - просто получить хорошие результаты ЕНТ (что стоит, как говорят, от 4 до 6 тысяч долларов; вопрос лишь, кому дать) и стать первокурсником. При получении же гранта отпадает необходимость платить за обучение. При знании иностранных языков учащиеся поступают также в университеты Европы с бесплатной формой обучения.
Способ “обхода” ЕНТ - некоторые вузы располагают своими колледжами, куда без экзаменов раньше могли поступать ученики после окончания 9 класса. Отучившись там два года (платно), студент “переходил” сразу же на 3-й курс родного института и получал диплом. Не всем по карману два года колледжа и три года института, но зато без ЕНТ. Власти отказались от такой формальной схемы, решив вновь ввести экзамены.
Способ “обойти” ЕНТ и ЕГЭ - поступить в филиал вуза России на коммерческой основе, без сдачи экзаменов. А регистрация в них происходит за полгода до начала занятий, то есть, считай, ты уже зачислен в ряды вагантов. Понятно, что частные вузы заинтересованы в наибольшем количестве платежеспособных студентов.
Еще один способ, также вполне легитимный. В эпоху СССР, к примеру, представители Кемеровского университета, факультета РГФ (романо-германская филология), сами приезжали в 25-ю алматинскую школу (с углубленным изучением французского языка) и без экзаменов набирали себе будущих студентов. В наши дни молодые граждане Казахстана сами едут в Россию (изучив “цены” наших вузов) - некоторых зачисляют в вуз на основе собеседования и оценок в аттестате. Без оплаты.
Кроме вышеперечисленных возможностей существуют и менее респектабельные способы “добывания” дипломов.
“Коммерческий” способ №1 - некоторые ловцы удачи покупают в Москве, прямо в подземных переходах, дипломы о высшем образовании, вполне даже с экзаменационными оценками. Выбрав вечернее отделение казахстанского вуза, такие авантюристы подают вместе с другими документами и этот липовый диплом. Подлинность российского документа проверять там не станут (это трудно осуществимо), так как от желающих получить второе или третье образование на платной основе отбоя нет. Два года обучения, и самый обычный, то есть настоящий, диплом в кармане. Первый же “диплом” выбрасывается в мусорную корзину. Итак, 500 долларов за фальшивый диплом и 2 года вечернего обучения (с 18.30 до 21.30 пять дней в неделю) - и все это без отрыва от работы. Это в любом случае дешевле, чем 5-6 тысяч долларов за 5 лет обучения в казахстанском учебном заведении (иногда и больше) вкупе с дополнительными сборами для сдачи экзаменов. Такова схема действий современных детей лейтенанта Шмидта.
“Коммерческий” способ №2. Охочие до дипломов добры молодцы едут в Бишкек, в КирГУ. Там они поступают на заочное отделение, где в год требуется около 50 тысяч тенге и за дополнительные две сессии по 20 тысяч тенге.
“Казусный” способ - одна абитуриентка подала документы в один профильный нефтяной вуз, но в силу обстоятельств не смогла прийти на экзамен. Спустя пару недель поступил звонок из этого вуза, и ей сообщили, что она зачислена в это учебное заведение, где она может приступить к занятиям, но нужно лишь перечислить оплату. Негодующая девушка решила забрать документы, что ей удалось только после двух месяцев упорных боев.
Может быть, еще есть какие-то способы получить высшее образование? Но главное - почему люди идут на это? Далекая от разумности система ЕНТ, помноженная на взятки, на слезы детей и апелляции родителей, вынуждает людей искать любые варианты для поступления в университеты, так как в официально действующей системе образования они видят одну только несправедливость. Так замыкается круг.
Во времена СССР были только государственные вузы и существовал госзаказ, и при высоком конкурсе поступить могли не все желающие. В 90-е годы профессиональное обучение было поставлено на коммерческую основу - решающим делом было пополнение банковского счета. С тех времен стала безудержно формироваться армия студентов, готовых на все ради заветной корочки. Частные вузы росли как грибы после дождя, в их числе филиалы вузов других государств - российских, европейских, заокеанских. Но качество преподавания в частных вузах уже мало кого интересовало - студентам нужны дипломы, учебным заведениям - финансовые потоки, а чиновникам - радужные статистические показатели.
В государственных вузах качество преподавания пострадало тоже - преподаватели, работавшие на 0,5 ставки в государственных альма-матер и на 0,5 ставки в частном заведении, постепенно уходили в коммерческую сферу. И приглашали туда, как вы сами понимаете, самых эффективных сотрудников.
Однако вернуться нужно к истокам - слабое среднее образование в Казахстане. Выпускники школ не могут сдать ЕНТ без взяток, так как реальный уровень их знаний не соответствует требованиям тестов и экзаменов. Подготовка школьников не выдерживает никакой конкуренции, так как не хватает квалифицированных, даже просто хороших учителей. Когда-то среднее образование было обязательным, “проскочить ликбез” было сложно, поскольку политической задачей государства было всенародное образование. Ныне директив таких нет, но по инерции поддерживается то же отношение к образовательным функциям - числом побольше, а качество не является целевой задачей.
Не хватает и школ. Имеющиеся переполнены - в XXI веке дети в некоторых областях страны учатся в три смены! И даже там, где учатся в две смены, в классах насчитывается свыше 40 учеников. Даже при всем старании учитель не может уделить всем подобающего внимания, в лучшем случае группа отличников и хорошистов будет активно работать на уроке. Касательно домашнего задания - речь идет даже не об объеме. Когда слабые ученики готовятся дома самостоятельно, то о каких знаниях можно говорить? Ведь основной объем знаний нужно получать во время занятий в классе. Таким образом, “ножницы” - разрыв между действительным уровнем знаний после окончания школы и требованиями вузов чудовищно велик. Звено “среднее образование” во всей цепочке является самым слабым. Кто преподает в школе? Выпускники педагогических факультетов. Кто идет в педагогические вузы? Те, кто не мог поступить на более “престижные” специальности. На педагогических факультетах и конкурс меньше, и госзаказ гарантирован. Специалисты (за редким исключением) получаются те еще.
Каков промежуточный итог? Старые подготовленные кадры уходят на пенсию, молодая поросль не блещет знаниями, да и энтузиазма не проявляет.
Понятно, что систему необходимо поменять - ликвидировать нехватку школ и квалифицированных учителей. Но каким образом? В педагогические вузы должна идти способная, талантливая молодежь. Это станет возможным, если поднять престиж профессии “учитель школы”. Высокая зарплата, хороший социальный пакет - это достаточная мотивация для поступления на педагогическую специальность. Да, на быстрый результат рассчитывать не приходится - если начинать сейчас, то через десяток-другой лет в школах станут появляться учителя, которым можно будет доверить своих детей. |