|
Константин Маскаев
Представители общественных объединений и организаций, занятых в сфере образования, намерены выступить фронтом, отстаивая интересы ученика и учителя, студента и преподавателя, в целом - самой системы получения знаний и воспитания будущего поколения в Казахстане. Недавно они объявили о создании общественного фронта “За развитие образования”
Правда, фронтом они собираются бороться скорее не “против”, а “за”: за общественную экспертизу государственных мер регулирования и развития системы образования. Они надеются, что консолидированное общественное влияние поможет поднять качество обучения. Тем самым они заявляют, что в сложившейся за два последних десятилетия системе получения школьного и высшего образования что-то очень не в порядке. Уровень преподавания упал настолько, что это уже угрожает безопасности страны. Такое мнение высказывает президент Фонда “Улагатты жануя” Марианна Гурина. Она считает, что в результате бесконечных преобразований и непоследовательных реформ система образования не только потеряла связь с наукой и идеологией, но уже не формирует личность и не учит мыслить.
Если в первые годы независимости возмущение педагогов вызывало незнание учащимися законов логики и диалектики, то сегодня не удивляет даже такой факт, что не все “отличники” могут наверняка ответить, обращается Земля вокруг Солнца или наоборот, а многие школьники не помнят наизусть таблицу умножения. Это уже наблюдение, которым делится президент Научно-образовательного фонда “Аспандау” Канат Нуров. Избыточная и низкоэффективная система государственного управления привела к выхолащиванию научного содержания учебных программ и учебников. Уронила она и квалификацию преподавателей и качество образовательного процесса. Сегодня школьное обучение нацелено на ЕНТ, а собственно образование, предполагающее в том числе и развитие логического мышления, отходит на второй план.
Председателя Алматинского филиала РОО учителей РК “Ар Намыс” Ирину Смирнову беспокоит социальное и профессиональное положение, в котором оказался учитель. Бюрократическая система контроля со стороны чиновников подчас не оставляет времени собственно для работы. Требуется постоянно заполнять и сдавать горы отчетов и других бумаг. Детьми заниматься некогда.
По ее выражению, будущее страны стоит на плечах учителя. Будущее определяется тем, какой сегодня учитель в школе. Начинающий учитель получает 40 тысяч тенге. То есть это не та специальность, которая позволяет молодому специалисту встать на ноги. Учитель не может позволить себе арендовать квартиру - часто учителя вынуждены жить в общежитиях, где делят комнату с такими же коллегами или малосостоятельными гражданами. Не могут позволить себе приобрести новую одежду. В таких условиях успешные выпускники педагогических вузов не идут работать по специальности, предпочитая искать работу в других сферах с лучшими условиями оплаты. Отчасти поэтому в школу не идут работать и мужчины. Редкий случай, когда дипломированного специалиста неодолимо влечет в школу призвание. Но чаще на эту работу попадают от безысходности.
Учителя “старой школы” лишь в своем кругу позволяют давать оценки нынешним выпускникам, признавая, что на работу приходят не самые успешные студенты, не самые стрессоустойчивые начинающие педагоги, не очень грамотные преподаватели.
В этом смысле в профессии преподавателя возраст - тот фактор, который говорит скорее в пользу соискателя. Чем старше учитель, тем более качественным можно считать полученное им образование. Добавьте к этому опыт. И выйдет, что дама “за 70” гораздо предпочтительнее как педагог и носитель знания, чем молодая “необстрелянная училка” с сомнительным багажом в голове.
Активисты общественных объединений, ратующих за изменение статуса учителя, без сомнения правы: престиж этой профессии изменился. Государство ограничивается только известными декларациями на этот счет. А вот для родителей роль и значение учителя в образовании ребенка - совсем не пустой звук. И в отдельных школах, знаю, именно родители сами поднимают статус и самооценку учителя за счет материального стимула. То есть ежемесячно скидываются, чтобы добавить учителю до нормальной зарплаты. Учитель обнаруживает, что в основе этой добровольной акции лежит уважение к его деятельности. Это как негласный контракт, который признает в учителе специалиста и предполагает оплату в обмен на качественное отношение к ученику.
Поэтому мнение об утраченном престиже профессии характеризует скорее не отношение общества к учителю, а способность государства перераспределять внимание между гуманитарной и материальной сферами. В пользу последней, конечно.
Даже к тем довольно ощутимым потокам бюджетных средств, которые были направлены в сферу образования, государство подошло формально. Оно не сумело ни проконтролировать, ни серьезно спросить за нецелевое или нерациональное использование. Как и в любой другой сфере - многократно завышенные сметы у победителей тендеров, недопоставка оборудования, ненаписанные учебники, чуть реже - акты приемки на непостроенные объекты.
Себе в заслугу Министерство образования и науки, например, ставит организацию трехмесячных курсов повышения квалификации для преподавателей школ и e-Learning - обучение с помощью интернета и мультимедиа. Затраты на одного педагога в месяц - около 300 тысяч тенге, то есть 900 тысяч за три месяца. Чаще всего преподаватели в течение этих трех месяцев посещают курсы, которые проходят в одном помещении, где им, сменяя друг друга, начитывают материал два-три лектора. Возникает вопрос: действительно ли такая форма повышения квалификации за 300 тысяч тенге в месяц на одного преподавателя не кажется чиновникам несколько завышенной? Или это как раз те суммы, которые затем просто красиво демонстрируют в отчетах, а к реальным затратам они отношения не имеют?
И, пожалуй, все поголовно дети и студенты из простых или элитных школ и вузов растут на мифах об исключительном качестве того знания, которое им выдают. “Молодые казахстанцы выходят из школ и вузов с непомерным самомнением, которое, по сути, представляет собой мыльный пузырь, лопающийся при первом соприкосновении с реальностью”, - делится тревогой президент Общественного фонда “Институт равных прав и равных возможностей Казахстана” Маргарита Ускембаева. |