ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Баррикады учебников, редуты парт Образование

Константин Маскаев
Представители общественных объединений и организаций, занятых в сфере образования, намерены выступить фронтом, отстаивая интересы ученика и учителя, студента и преподавателя, в целом - самой системы получения знаний и воспитания будущего поколения в Казахстане. Недавно они объявили о создании общественного фронта “За развитие образования”

Правда, фронтом они собираются бороться скорее не “против”, а “за”: за общественную экспертизу государственных мер регулирования и развития системы образования. Они надеются, что консолидированное общественное влияние поможет поднять качество обучения. Тем самым они заявляют, что в сложившейся за два последних десятилетия системе получения школьного и высшего образования что-то очень не в порядке. Уровень преподавания упал настолько, что это уже угрожает безопасности страны. Такое мнение высказывает президент Фонда “Улагатты жануя” Марианна Гурина. Она считает, что в результате бесконечных преобразований и непоследовательных реформ система образования не только потеряла связь с наукой и идеологией, но уже не формирует личность и не учит мыслить.
Если в первые годы независимости возмущение педагогов вызывало незнание учащимися законов логики и диалектики, то сегодня не удивляет даже такой факт, что не все “отличники” могут наверняка ответить, обращается Земля вокруг Солнца или наоборот, а многие школьники не помнят наизусть таблицу умножения. Это уже наблюдение, которым делится президент Научно-образовательного фонда “Аспандау” Канат Нуров. Избыточная и низкоэффективная система государственного управления привела к выхолащиванию научного содержания учебных программ и учебников. Уронила она и квалификацию преподавателей и качество образовательного процесса. Сегодня школьное обучение нацелено на ЕНТ, а собственно образование, предполагающее в том числе и развитие логического мышления, отходит на второй план.
Председателя Алматинского филиала РОО учителей РК “Ар Намыс” Ирину Смирнову беспокоит социальное и профессиональное положение, в котором оказался учитель. Бюрократическая система контроля со стороны чиновников подчас не оставляет времени собственно для работы. Требуется постоянно заполнять и сдавать горы отчетов и других бумаг. Детьми заниматься некогда.
По ее выражению, будущее страны стоит на плечах учителя. Будущее определяется тем, какой сегодня учитель в школе. Начинающий учитель получает 40 тысяч тенге. То есть это не та специальность, которая позволяет молодому специалисту встать на ноги. Учитель не может позволить себе арендовать квартиру - часто учителя вынуждены жить в общежитиях, где делят комнату с такими же коллегами или малосостоятельными гражданами. Не могут позволить себе приобрести новую одежду. В таких условиях успешные выпускники педагогических вузов не идут работать по специальности, предпочитая искать работу в других сферах с лучшими условиями оплаты. Отчасти поэтому в школу не идут работать и мужчины. Редкий случай, когда дипломированного специалиста неодолимо влечет в школу призвание. Но чаще на эту работу попадают от безысходности.
Учителя “старой школы” лишь в своем кругу позволяют давать оценки нынешним выпускникам, признавая, что на работу приходят не самые успешные студенты, не самые стрессоустойчивые начинающие педагоги, не очень грамотные преподаватели.
В этом смысле в профессии преподавателя возраст - тот фактор, который говорит скорее в пользу соискателя. Чем старше учитель, тем более качественным можно считать полученное им образование. Добавьте к этому опыт. И выйдет, что дама “за 70” гораздо предпочтительнее как педагог и носитель знания, чем молодая “необстрелянная училка” с сомнительным багажом в голове.
Активисты общественных объединений, ратующих за изменение статуса учителя, без сомнения правы: престиж этой профессии изменился. Государство ограничивается только известными декларациями на этот счет. А вот для родителей роль и значение учителя в образовании ребенка - совсем не пустой звук. И в отдельных школах, знаю, именно родители сами поднимают статус и самооценку учителя за счет материального стимула. То есть ежемесячно скидываются, чтобы добавить учителю до нормальной зарплаты. Учитель обнаруживает, что в основе этой добровольной акции лежит уважение к его деятельности. Это как негласный контракт, который признает в учителе специалиста и предполагает оплату в обмен на качественное отношение к ученику.
Поэтому мнение об утраченном престиже профессии характеризует скорее не отношение общества к учителю, а способность государства перераспределять внимание между гуманитарной и материальной сферами. В пользу последней, конечно.
Даже к тем довольно ощутимым потокам бюджетных средств, которые были направлены в сферу образования, государство подошло формально. Оно не сумело ни проконтролировать, ни серьезно спросить за нецелевое или нерациональное использование. Как и в любой другой сфере - многократно завышенные сметы у победителей тендеров, недопоставка оборудования, ненаписанные учебники, чуть реже - акты приемки на непостроенные объекты.
Себе в заслугу Министерство образования и науки, например, ставит организацию трехмесячных курсов повышения квалификации для преподавателей школ и e-Learning - обучение с помощью интернета и мультимедиа. Затраты на одного педагога в месяц - около 300 тысяч тенге, то есть 900 тысяч за три месяца. Чаще всего преподаватели в течение этих трех месяцев посещают курсы, которые проходят в одном помещении, где им, сменяя друг друга, начитывают материал два-три лектора. Возникает вопрос: действительно ли такая форма повышения квалификации за 300 тысяч тенге в месяц на одного преподавателя не кажется чиновникам несколько завышенной? Или это как раз те суммы, которые затем просто красиво демонстрируют в отчетах, а к реальным затратам они отношения не имеют?
 И, пожалуй, все поголовно дети и студенты из простых или элитных школ и вузов растут на мифах об исключительном качестве того знания, которое им выдают. “Молодые казахстанцы выходят из школ и вузов с непомерным самомнением, которое, по сути, представляет собой мыльный пузырь, лопающийся при первом соприкосновении с реальностью”, - делится тревогой президент Общественного фонда “Институт равных прав и равных возможностей Казахстана” Маргарита Ускембаева.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Будете ли Вы оформлять подписку на сайт, если сайт станет платным


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение