|
Чуть более двух месяцев остается выпускникам на подготовку к Единому национальному тестированию. И хоть этот год юбилейный, ЕНТ будет проходить уже в 10-й раз, есть серьезные подозрения, что многие проблемы прошлых лет наверняка всплывут заново. Остается только гадать, какие “сюрпризы” приготовили для школьников чиновники на этот раз
Напомним, основными поводами для жалоб учителей, учеников и их родителей становится ошибочная информация в тестах, психологическое давление на школьников. Что касается “глушилок” сотовой связи или чересчур тщательного досмотра, то возникает такое ощущение, что вся организация направлена на то, чтобы и так нервничающих выпускников окончательно “выбить из колеи”. Вот только с какой целью, пока не понятно.
Как показала практика, ошибки с тестовыми вопросами чаще всего носят технический характер, нежели смысловой или грамматический. Но если несогласованность падежа в вопросе и вариантах ответа или опечатки в словах особого влияния на результат не окажут, то отсутствие правильного варианта точно ухудшит этот самый результат. К примеру, в пробном тестировании у вариантов 72ХХ в нескольких задачах не оказалось нужных элементов - рисунков и графиков. Из-за этого на вопросы вроде “Найдите площадь заштрихованной фигуры” ученикам пришлось выбирать ответы наугад.
Понятно, что, по большому счету, школьник с хорошей успеваемостью получит достойные его баллы, даже если несколько вопросов будут ошибочными. А вот для тех, кому трудно набрать проходной минимум, - очередная ошибка или опечатка в тексте может стать роковой.
Говоря о некорректном содержании вопросов, нельзя не упомянуть о любимых всеми домыслах, кочующих из уст в уста, о заданиях по истории про имена коней и собак, о размере ноги президента и количестве комнат Розы Рымбаевой. Эти вопросы породили множество интернет-дискуссий и, как следствие, нелестных комментариев в сторону составителей.
Справедливости ради следует отметить, что пока никто не смог точно сказать, у кого такие вопросы встречались на самом деле. Но здесь вопрос в другом. Действительно, на протяжении всего школьного периода дети порой вынуждены запоминать огромное количество информации, которая не несет в себе никакой практической нагрузки. Тогда насколько полезной и нужной она может быть? Ведь фактически ЕНТ вынуждает детей запоминать всю без исключения информацию, полученную за годы учебы, не фильтруя ее.
Хотя, конечно, здесь можно привести в качестве серьезной причины необходимость расширять кругозор, развивать логику, тренировать память и так далее. С одной стороны, поспорить трудно, с другой - можно и нужно.
Не секрет, что с появлением Единого национального тестирования во многие школы пришла губительная практика подготовки к экзамену - большое количество учеников применяют бездумное заучивание вопросов по тестовым брошюрам, выпускаемым Министерством образования. Трагично то, что многие выпускники считают это абсолютно нормальным и правильным. Желая получить высший балл, они заменяют качественное изучение предметов поверхностным запоминанием.
Объясним, в чем тут дело. Оказалось, что выпускники учили не сам вопрос и ответ, а номер вопроса и ответ. А когда пришло время ЕНТ, то оказалось, что нумерация поменялась. И, как следствие, неожиданно низкий результат.
Не только взрослые, но и школьники ставят под сомнение целесообразность проведения самого ЕНТ как итоговой аттестации, так как считают, что такой способ не демонстрирует истинных знаний ученика. “ЕНТ не может дать нормальную характеристику знаниям ученика. Нужен полноценный экзамен, хоть это и труднее”, - считает выпускница 2012 года Александра Агарко.
На данный момент в сознании большого числа школьников и их родителей ЕНТ представляет собой нечто грандиозное: первое серьезное испытание, путевка во взрослую жизнь. На самом деле, тестирование является простым этапом завершения школьного образования - и ничем больше. Но общественность так нагнетает обстановку, что на выпускников сваливается дополнительный стресс.
Педагоги и родители все усилия направляют на подготовку интеллектуальной стороны ребенка, а эмоциональной почти не уделяют внимания, хотя именно эмоции, возможно, станут решающим фактором. Ведь при стопроцентной интеллектуальной подготовке психика все равно может дать сбой. Будет ли это вопрос, который выбьет из колеи, или страх перед представителями министерства - что угодно может нарушить концентрацию и испортить тем самым результат.
“Столько нервов уходит, сил, здоровья! Когда заходишь в аудиторию - всю трясет, все, что учила, напрочь забываешь. А все, что учили для ЕНТ, сейчас совершенно не нужно”, - говорит выпускница школы №121 Лиля.
При этом сетующие на стрессовые условия родители и преподаватели зачастую забывают, какое они сами оказывают давление на детей. Учителя, и без того напряженные, в страхе получить “по шапке” от вышестоящих начальников за низкие результаты с еще большим усилием фактически вбивают знания в детские головы.
В свою очередь, некоторые родители с нездоровым взглядом на успех ребенка постоянно задавливают его своим авторитарным мнением, каждую секунду напоминая о поступлении, грантах и других важных факторах. А тут важно соблюдать баланс. Есть дети, которых вообще не беспокоят ни предэкзаменационный мандраж, ни напряженные учителя, ни беспокойная атмосфера, им проще. Но есть и те, на кого все эти моменты оказывают сильнейшее давление и вызывают серьезный стресс.
Как пройдет ЕНТ в этом году, покажет время. Нам же остается надеяться, что все предыдущие ошибки, недочеты и претензии чиновниками из министерства будут учтены, и это “событие года” пройдет в менее нервной обстановке и обойдется без “жертв”.
Александра Фомина, Наталия Цой |