ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Учебная тревога Образование

Наталия Цой
Состояние высшего образования в нашей стране, к сожалению, все еще далеко от идеального. Качество знаний выпускников, их профессиональные навыки вызывают в основном нарекания со стороны их работодателей. В то же время нельзя сказать, что эту проблему никто не решает и эта ситуация остается без контроля со стороны министерства, просто реформы, предлагаемые чиновниками, пока малоэффективны

alt
Не секрет, что работодатели в регионах Казахстана сами выносят приговор некоторым вузам, прямо указывая в своих объявлениях, что выпускников тех или иных учебных заведений не хотят видеть в числе кандидатов на вакансии. Разве может быть лучший индикатор оценки качества вуза, чем этот? Ведь фактически это означает настоящий “провал” системы высшего образования в нашей стране, системы, которая некоторым образом обманывает всех: государство, которое ожидает получить квалифицированных специалистов, студентов, которые уверены, что по окончании университета будут востребованы и найдут высокооплачиваемую работу, родителей, которые априори предполагают, что поступление в вуз означает успешную дорогу в будущем, и наконец работодателей, которые в итоге получают недоучек с недостаточными знаниями, требующих фактической переподготовки.
Проблема стала настолько очевидной, что Министерство образования и науки объявило о слиянии 20 частных вузов в стране уже в этом году. Напомним, это должно произойти в семи крупных городах республики. При этом оптимизация отдельных вузов будет проводиться в течение 2012 года путем их объединения, преобразования в колледжи с обязательным размещением студентов в других профильных вузах.
“Анализируя сложившуюся ситуацию, мы пришли к выводу, что укрупнение вузов путем объединения является наиболее приемлемой и безболезненной формой их оптимизации. В результате объединения интегрируются материальные, интеллектуальные и инновационные ресурсы. Так, вместо двух-трех маломощных вузов в регионах могут образоваться центры научных знаний, инноваций, обладающих объединенным потенциалом”, - сказал тогда министр образования и науки РК Бакытжан Жумагулов.
Также он напомнил, что на сегодня в Караганде уже объединились три вуза: Современный гуманитарно-технический институт, Центрально-Казахстанский университет МГТИ-Лингва и юридическая академия “Фемида” в новый объединенный вуз - Центрально-Казахстанскую академию. “Также рассматривается вопрос об укрупнении вузов в городах Тараз, Усть-Каменогорск, Уральск, Костанай, Актобе, Кокшетау и Шымкент. Кроме того, по моему поручению территориальными департаментами по контролю в сфере образования проводится мониторинг состояния системы организаций технического и профессионального образования”, - сообщил глава Минобразования. По его мнению, укрупнение вузов в целом положительно скажется на всей системе, и в итоге будут созданы более конкурентоспособные вузы с развитой инфраструктурой, способные обеспечить надлежащий уровень и качество образования.
Но это еще не все предложения от МОН РК. Ширится идея о создании в вузах попечительских советов, у вузов появляется все больше возможностей самим формировать учебную программу, а еще открыт диалог об академической свободе. Все это хорошо или плохо? Как в настоящее время выстраивается система? Как она может быть построена? Спасет ли это высшую школу Казахстана?
В том, что реформы нужны, сомнений нет, но вот с чего начать? Может, сначала обратить внимание на непомерно высокую плату за учебу даже в заштатном частном вузе? Желание владельца заработать в данном случае понятно. Но ему и в голову не приходит, что средства могут поступить и из других источников. “Известно, что во всем мире вузы зарабатывают на научных исследованиях, продаже патентов, научных разработок, там есть что продавать, - говорит доктор делового администрирования, кандидат педагогических наук Сергей Филин. - Это первое. И второе, вузы могут зарабатывать и на обучении бизнеса. У нас уже есть примеры, когда отечественные университеты зарабатывают на учебных программах для бизнеса. Опять же, можно “продавать” своих выпускников и брать за это деньги у работодателя”.
Выше речь также шла о попечительских советах. Что же это такое? По определению экономического словаря, это орган общественного управления деятельностью попечителей в определенной организации. Применительно к вузам это скорее структура по обеспечению современных требований единства науки, образования и производства. Его основная цель - решение актуальных задач развития университета и формирования его как центра подготовки высококвалифицированных специалистов, способных решать задачи на уровне современных требований, внедрения новейших технологий и инноваций.
Иначе говоря, это должен быть тот самый управленческий орган, который будет руководить подготовкой действительно квалифицированных кадров. Одним из наиболее удачных примеров такого управления можно назвать те немногие колледжи и вузы, шефство над которыми взяли крупные действующие корпорации. В данном случае получается, что студентов готовят практически под “заказ”, получая при окончании выпускника, которого не надо переучивать. Плюс стопроцентное трудоустройство.
Речь уже не идет о системных проблемах, ведь казахстанская попечительская модель управления не имеет достаточной нормативно-правовой базы для участия заинтересованных сторон. Однако известно, что попечительские советы вузов должны представлять интересы всего общества. Но в Казахстане члены совета пока не ощущают груза ответственности, их вклад в развитие вузов заметен мало. Они еще не осознали свою общественную значимость и важность.
Насколько будут действенны все эти реформы, зависит прежде всего от воли МОН РК и потом уже от высшего руководства всей страны. “Потому что высшее образование - это вопрос национальной безопасности, и решаться он должен комплексно со всех сторон”, - считает Сергей Филин.
Другой вопрос - уровень профессионализма самих преподавателей. “Я уже говорил, что каждый педагог вуза должен ежегодно проходить стажировку в реально работающих компаниях, чтобы на живом примере видеть, насколько та или иная теория работает на практике, - сказал наш собеседник. - У нас есть примеры, когда преподаватели магистратуры работают почасовиками в вузе, а основное время - в реальном бизнесе. И это приносит свои плоды”.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение