|
Наталия Цой
Состояние высшего образования в нашей стране, к сожалению, все еще далеко от идеального. Качество знаний выпускников, их профессиональные навыки вызывают в основном нарекания со стороны их работодателей. В то же время нельзя сказать, что эту проблему никто не решает и эта ситуация остается без контроля со стороны министерства, просто реформы, предлагаемые чиновниками, пока малоэффективны
Не секрет, что работодатели в регионах Казахстана сами выносят приговор некоторым вузам, прямо указывая в своих объявлениях, что выпускников тех или иных учебных заведений не хотят видеть в числе кандидатов на вакансии. Разве может быть лучший индикатор оценки качества вуза, чем этот? Ведь фактически это означает настоящий “провал” системы высшего образования в нашей стране, системы, которая некоторым образом обманывает всех: государство, которое ожидает получить квалифицированных специалистов, студентов, которые уверены, что по окончании университета будут востребованы и найдут высокооплачиваемую работу, родителей, которые априори предполагают, что поступление в вуз означает успешную дорогу в будущем, и наконец работодателей, которые в итоге получают недоучек с недостаточными знаниями, требующих фактической переподготовки.
Проблема стала настолько очевидной, что Министерство образования и науки объявило о слиянии 20 частных вузов в стране уже в этом году. Напомним, это должно произойти в семи крупных городах республики. При этом оптимизация отдельных вузов будет проводиться в течение 2012 года путем их объединения, преобразования в колледжи с обязательным размещением студентов в других профильных вузах.
“Анализируя сложившуюся ситуацию, мы пришли к выводу, что укрупнение вузов путем объединения является наиболее приемлемой и безболезненной формой их оптимизации. В результате объединения интегрируются материальные, интеллектуальные и инновационные ресурсы. Так, вместо двух-трех маломощных вузов в регионах могут образоваться центры научных знаний, инноваций, обладающих объединенным потенциалом”, - сказал тогда министр образования и науки РК Бакытжан Жумагулов.
Также он напомнил, что на сегодня в Караганде уже объединились три вуза: Современный гуманитарно-технический институт, Центрально-Казахстанский университет МГТИ-Лингва и юридическая академия “Фемида” в новый объединенный вуз - Центрально-Казахстанскую академию. “Также рассматривается вопрос об укрупнении вузов в городах Тараз, Усть-Каменогорск, Уральск, Костанай, Актобе, Кокшетау и Шымкент. Кроме того, по моему поручению территориальными департаментами по контролю в сфере образования проводится мониторинг состояния системы организаций технического и профессионального образования”, - сообщил глава Минобразования. По его мнению, укрупнение вузов в целом положительно скажется на всей системе, и в итоге будут созданы более конкурентоспособные вузы с развитой инфраструктурой, способные обеспечить надлежащий уровень и качество образования.
Но это еще не все предложения от МОН РК. Ширится идея о создании в вузах попечительских советов, у вузов появляется все больше возможностей самим формировать учебную программу, а еще открыт диалог об академической свободе. Все это хорошо или плохо? Как в настоящее время выстраивается система? Как она может быть построена? Спасет ли это высшую школу Казахстана?
В том, что реформы нужны, сомнений нет, но вот с чего начать? Может, сначала обратить внимание на непомерно высокую плату за учебу даже в заштатном частном вузе? Желание владельца заработать в данном случае понятно. Но ему и в голову не приходит, что средства могут поступить и из других источников. “Известно, что во всем мире вузы зарабатывают на научных исследованиях, продаже патентов, научных разработок, там есть что продавать, - говорит доктор делового администрирования, кандидат педагогических наук Сергей Филин. - Это первое. И второе, вузы могут зарабатывать и на обучении бизнеса. У нас уже есть примеры, когда отечественные университеты зарабатывают на учебных программах для бизнеса. Опять же, можно “продавать” своих выпускников и брать за это деньги у работодателя”.
Выше речь также шла о попечительских советах. Что же это такое? По определению экономического словаря, это орган общественного управления деятельностью попечителей в определенной организации. Применительно к вузам это скорее структура по обеспечению современных требований единства науки, образования и производства. Его основная цель - решение актуальных задач развития университета и формирования его как центра подготовки высококвалифицированных специалистов, способных решать задачи на уровне современных требований, внедрения новейших технологий и инноваций.
Иначе говоря, это должен быть тот самый управленческий орган, который будет руководить подготовкой действительно квалифицированных кадров. Одним из наиболее удачных примеров такого управления можно назвать те немногие колледжи и вузы, шефство над которыми взяли крупные действующие корпорации. В данном случае получается, что студентов готовят практически под “заказ”, получая при окончании выпускника, которого не надо переучивать. Плюс стопроцентное трудоустройство.
Речь уже не идет о системных проблемах, ведь казахстанская попечительская модель управления не имеет достаточной нормативно-правовой базы для участия заинтересованных сторон. Однако известно, что попечительские советы вузов должны представлять интересы всего общества. Но в Казахстане члены совета пока не ощущают груза ответственности, их вклад в развитие вузов заметен мало. Они еще не осознали свою общественную значимость и важность.
Насколько будут действенны все эти реформы, зависит прежде всего от воли МОН РК и потом уже от высшего руководства всей страны. “Потому что высшее образование - это вопрос национальной безопасности, и решаться он должен комплексно со всех сторон”, - считает Сергей Филин.
Другой вопрос - уровень профессионализма самих преподавателей. “Я уже говорил, что каждый педагог вуза должен ежегодно проходить стажировку в реально работающих компаниях, чтобы на живом примере видеть, насколько та или иная теория работает на практике, - сказал наш собеседник. - У нас есть примеры, когда преподаватели магистратуры работают почасовиками в вузе, а основное время - в реальном бизнесе. И это приносит свои плоды”. |