|
Наталия Цой
Диагноз ДЦП звучит как приговор. Многие просто смиряются и опускают руки, относясь к этому как к “бичу божьему”, а кто-то принимает это как вызов. И принимает бой
Именно такими настоящими воинами оказались Радмира Асматуллаева и ее мама Гульбанум. О страшном диагнозе узнали не сразу. “Так получилось, что сразу после рождения она попала в реанимацию, - вспоминает женщина. - Я ничего не могла понять, мне только сказали, что ребенок тяжелый. В итоге я ее увидела только на 15-е сутки. Врачи тогда сказали: “Мамочка, вам только терпения...”. Вообще надежды не было никакой, сказали, что “навряд ли что-то из вашего ребенка получится”.
Все ее детство прошло в больнице. Потом наступил момент, когда ее лечащий врач перестал к ней даже подходить. Гульбанум спросила его, почему. А он ответил: “У вас не будет никаких изменений. Зачем к вам подходить, если у вас ничего не меняется”. Трудно комментировать такое профессиональное равнодушие.
Радмире исполнилось 10 месяцев, когда после прохождения медкомиссии ее родным сообщили о том, что у нее ДЦП, и спросили, почему они раньше не обратились к специалистам. Все просто - никто не знал, что девочка настолько серьезно больна, их просто забыли поставить об этом в известность.
Вот тогда все и началось. Первые походы в Центр социальной адаптации САТР, первые минуты отчаяния. “До этого момента я даже не представляла, что это за заболевание, какие последствия бывают, - рассказывает мама Радмиры. - Когда я увидела детей с таким же диагнозом, первая реакция была шокирующей, меня всю трясло”.
Но много времени для того, чтобы прийти в себя, у нее не было. Настал черед прохождения назначенного лечения, ЛФК, массажей...
“Позже, когда мы проходили медико-педагогическую консультацию, нам вынесли еще один неутешительный вердикт: “вы - необучаемые”, - с горечью улыбается Гульбанум. - Но когда Радмире исполнилось 8 лет, она вдруг сказала, что хочет учиться. Это было настолько неожиданно, что мне до сих пор трудно передать словами свои эмоции”.
Тогда она снова пошла в САТР и спросила, какие из методических пособий можно предложить ее дочери. Материалов оказалось множество, были выбраны те, что подошли ей, и начались занятия. Так прошла зима.
А весной, в мае, они снова обратились в медико-педагогическую консультацию и сообщили, что девочка все-таки может учиться. Радмира умела то, что кажется естественным для обычного ребенка, но считается достижением для детей с ограниченными возможностями: держать ручку, причем правильно, видеть строку, повторять элементы письма. Члены комиссии слушали с интересом и нескрываемым удивлением. И назначили ей учителя.
У нее все получилось. Результаты поразили даже преподавателя. “Я никогда не видела такого ребенка, - сказала она Гульбанум. - Чтобы ребенок, не прошедший нулевой класс, сразу освоил программу первого класса...”. Кстати, именно она сказала, что, наверное, Радмира будет художником, потому что у нее фотографическая память.
Тогда эти слова просто засели в памяти. А немного позже общество инвалидов попросило рисунки для конкурса. И это был знак свыше. Два ее рисунка выбрали и напечатали в календаре.
С тех пор она рисует, а мама ей помогает, покупает специальные журналы, показывает разные техники исполнения. Не удивительно, что постепенно наши героини пришли к мысли о том, что пришла пора учиться искусству профессионально, занимаясь в кружке: “В этом году мы решили попробовать поучиться в Художественной школе имени Кастеева”.
Самое удивительное, что рисование идет на пользу Радмире. Даже преподаватель по рисованию заметила, что если раньше маме приходилось ее практически нести, то теперь она идет сама, держась за руку. “То есть с ней на таком положительном фоне, на стремлении научиться рисовать, происходят удивительные изменения, - считает Гульбанум. - Например, тот факт, что Радмира свободно владеет кисточкой, уже является колоссальным достижением”.
Большую помощь оказал и оказывает реабилитационный центр АРДИ. Например, много внимания уделяется прикладному искусству, здесь ее научили вышивать, причем не просто так, а бисером.
Кстати, здесь есть своя маленькая история. Гульбанум сомневалась в возможностях своей дочери и говорила ей об этом, но Радмира настаивала на своем. И снова победила.
“Тогда я вдела нитку в иголку, оставила ей и ушла, - рассказывает наша героиня. - Удивительно, но у нее все получилось. Когда нить кончилась, она попросила еще. Так мы постепенно пришли к тому, что девочка научилась самостоятельно делать узелок, срезать лишние нитки. Радмира научилась не только быстро, но и аккуратно вышивать узоры”.
Все в этой истории необычно, даже то, как она научилась плавать. В реабилитационном центре в Астане, где они были, с детьми обязательно работают в бассейне, выполняют физические упражнения.
“Вот тогда я и увидела, что в воде она ходит сама, и была крайне поражена, - поделилась с нами женщина. - Тогда уже здесь, в Алматы, мы решили заниматься плаванием. Сначала не каждый тренер нас брал, говоря, что это “кропотливая работа, результат будет нескоро”. Позже один из тренеров подошел к ним и предложил попробовать научить ее плавать. И опять сомнения: “Она не сможет!”. Но все же решили попробовать. И снова у нее получилось - она поплыла. С тех пор она ни разу не пропустила занятия.
Расписание у Радмиры жесткое. Например, во время учебного периода три раза в неделю она ходит в бассейн к семи утра. Затем занятия в АРДИ, домашние задания. Но она отличается необыкновенным упорством, стремлением к совершенству. Для нее свойственны целеустремленность и обязательное достижение цели. И желание все делать только на “отлично”.
Кому-то это покажется удивительным, но Радмира хорошая помощница и на кухне. Благодаря своему девизу: “Я могу! Я хочу!” - она научилась делать даже такой сложный по составу ингредиентов салат, как “Оливье”.
А еще ей очень нравится возиться с малышами. Достаточно ласкового прикосновения или доброго слова, даже звука ее голоса, как на их лице появляется улыбка.
Она - по-настоящему стойкий оловянный солдатик. А иногда, когда становится особенно тяжело, Радмира успокаивает и поддерживает маму. Достаточно объятия, взгляда и... откуда только берутся новые силы. Они с полуслова понимают друг друга.
А недавно Гульбанум предложила сделать карту ее мечты. Чего только на ней нет. В первую очередь, конечно, изображение бассейна! Есть и коньки, что, по мнению мамы, вполне осуществимо. Из уже сбывшегося - наездница на коне.
Еще они хотят попасть в дельфинарий, попутешествовать по миру. Почему нет? Кстати, выставка работ - уже реальность, что лишний раз говорит: мечты, воплощенные в образы, работают, они достижимы.
Доказательством тому являются грамоты и дипломы. Например, за участие в III детском республиканском экологическом конкурсе творческих работ Ecoitea-2010. Или за 2-е место в традиционном фестивале детского творчества “Мейiрiм”-2011.
Радмире сейчас 13 лет, и вместе с мамой они не собираются останавливаться на достигнутом. Не остается без внимания спорт. Помимо получения общего образования планируется дальнейшее обучение в художественной школе. Ведь это может пригодиться ей в будущем, когда девочка будет получать профессию. Скорее всего, она станет дизайнером, где на помощь придут ее художественные способности. А еще мама мечтает купить ей фотоаппарат - Радмире очень нравится фотографировать. |