|
Наталия Цой
В предстоящие выходные свой профессиональный праздник отмечают те, кто отвечает за самое дорогое, что есть в нашей жизни, - за здоровье. Именно они, люди в белых халатах, призваны бороться с нашей болью, облегчить ее. И как важно, чтобы в этот момент рядом с нами оказался профессионал, настоящий, неравнодушный, преданный своему делу специалист
Для решения этой задачи (не только качественного обслуживания, но и подготовки квалифицированных кадров) и создан Национальный медицинский холдинг, который возглавляет председатель правления Елжан Биртанов. Он потомственный врач, его родители, педиатры по специальности, заложили начало этой замечательной династии. Начав свой путь с самых низов - с медбрата, он до тонкости знает все проблемы, которые могут возникнуть в работе такого сложного организма, как клиника.
Наш предпраздничный разговор начался невесело. Елжан Амантаевич поделился, что сегодня, к сожалению, “в казахстанском обществе сложилось негативное отношение к системе здравоохранения и достаточно большое недоверие к нашим медицинским работникам. Причина этого тоже понятна - низкий уровень медицины, качества услуг”.
- Елжан Амантаевич, Ваш холдинг существует уже не первый год и Вам уже есть о чем рассказать...
- Медицинский холдинг - это уникальная организация по своей форме и сути, представляющая собой группу новых клиник, построенных в течение последних нескольких лет и оснащенных самой современной техникой. В целом надо сказать, что основная миссия медицинского холдинга определена главой государства Нурсултаном Назарбаевым - это создание госпиталя будущего.
В нашем видении это конкурентоспособная клиника в мировом масштабе. И основная цель клиники - обеспечение населения Казахстана доступной, качественной и высокотехнологичной медицинской помощью, то есть современными методами диагностики, лечения и реабилитации, которые существуют в мире. Ведь, к сожалению, на сегодняшний день конкурентоспособность в некоторых областях медицины слабая, поэтому многие наши граждане уезжают за рубеж за более квалифицированной помощью.
- Как Вы думаете, можно ли вернуть казахстанцев в отечественную медицину?
- Прежде всего хочу отметить, что это является частью такого глобального явления, как медицинский туризм. Очевидно, он будет развиваться, и люди состоятельные будут стремиться получить помощь в лучших клиниках мира.
Но вместе с тем любое государство должно обеспечить своим гражданам доступную и квалифицированную помощь. Вот здесь миссия холдинга и отвечает этим требованиям - предоставление высокотехнологичных медицинских услуг и чтобы эти услуги оказывались на соответствующем уровне. Вот от этой базовой стратегии отталкивается все, что мы делаем.
- Вы уже знаете, сколько понадобится времени на решение поставленных перед Вами задач?
- В любом случае надо сказать, что этот процесс не быстрый. За три года мы запустили и обеспечили заполняемость клиник, но еще преждевременно говорить о том, что мы достигли всех целей. Мы прилагаем все усилия, чтобы как можно быстрее начать соответствовать ожиданиям населения.
Мы прекрасно понимаем, чего от нас ждут, мы анализируем спрос на те или иные виды услуг, за которыми казахстанцы вынуждены уезжать за рубеж. Прежде всего, это трансплантология, онкогематология, высокотехнологичные виды хирургической помощи. Все эти направления являются ключевыми для холдинга.
- Как получить направление к Вам?
- Систему направлений определяет Минздрав, который старается максимально упростить эту процедуру. Если раньше существовало квотирование, требующее сбора большого количества документов, то сейчас достаточно получить разрешение поликлиники и даже выбрать клинику, в которой человек хотел бы лечиться. Как показывает статистика, из 28500 человек, пролечившихся у нас в прошлом году, 60 процентов приехали из самых разных регионов нашей республики.
Кстати, мало кто об этом знает, но с прошлого года мы проводим выездные акции в регионах, например, в Мангыстауской, Павлодарской, Жамбылской областях. Мы берем 20-25 ведущих специалистов, приезжаем в регион, проводим операции, обучающие семинары, мастер-классы. Таким образом люди узнают о наших специалистах, возможностях клиники.
Второй плюс - врачи на местах получают возможность обучения в то время, когда наши хирурги оперируют или принимают пациентов. Это взаимовыгодное сотрудничество, и мы планомерно хотим охватить все регионы Казахстана. Еще один интересный факт. После посещения какой-либо области приток больных увеличивается, потому что теперь они знают, что мы доступны для каждого.
- Вы постоянно делаете акцент на высоких технологиях. С кем вы сотрудничаете в данном вопросе?
- Тут мы не изобретаем велосипед. В данном случае мы просто обеспечиваем трансфер технологий из-за рубежа, при этом мы опираемся на мнение наших ведущих специалистов.
Мы работаем с партнерами из Германии, России, Турции, Израиля, Белоруссии, Южной Кореи, Сингапура, Швейцарии... То есть география растет, мы не стоим на месте, а постоянно ищем что-то новое.
- Как вы решаете проблему профессионализма медицинских кадров?
- Сегодня существует международный стандарт, который предполагает, что каждый врач должен заниматься самообразованием.
Хочу отметить, что отличный врач тот, у которого возникают вопросы, он сам ищет на них ответы, что приводит к научным изысканиям. Блестящий же врач может поделиться своими знаниями, научить других. Поэтому они работают в лучших университетских клиниках мира.
В свою очередь мы в холдинге создаем все условия для врачей Казахстана, чтобы они могли повышать свою квалификацию. В 2010 году 700 наших врачей прошли переподготовку, из них более 90 - за рубежом. В целом мы провели 42 мастер-класса для 2 400 врачей со всех регионов Казахстана. Мы активно делимся как своим опытом, так и опытом своих партнеров.
- А что касается среднего медицинского персонала?
- Это второй момент, и очень важный - подготовка и переподготовка медицинских сестер. Мы все понимаем, что 90 процентов всех манипуляций с пациентом выполняют медсестры, и вопросы качества, этики, эффективности медицинской помощи как правило находятся в руках медсестер.
Здесь вся проблема кроется в том, что государство, к сожалению, недостаточно финансирует такую область, как переподготовка медсестер. Поэтому мы решили открыть свою корпоративную школу медицинских сестер.
- У вас очень амбициозные планы. Что еще можно ожидать от вас?
- В планах на ближайший год, я повторюсь, внедрение уникальных технологий. На данный момент одобрено свыше 40 проектов с использованием тех или иных не применявшихся раньше технологий. Также можно говорить о создании центра ядерной медицины и радиохирургии (“Кибернож”, брахитерапия и др.), интеграции радиологической службы, развитии клинических программ, включая трансплантологию (родственная трансплантация почек, печени и др.), детскую и взрослую гематологию (трансплантация гемопоэтических клеток), фетальную хирургию (лечение пороков развития плода).
Скоро планируется открытие кардиохирургического центра на 180 коек, получение Международной аккредитации JCI для Центра материнства и детства. Ну и, конечно, мы хотим создать учебный центр Нацмедхолдинга, включающий создание тренингового центра для медицинских техников и инженеров.
- Чего бы Вам хотелось пожелать своим коллегам в Ваш профессиональный праздник?
- Хочу пожелать, чтобы в этот день они получали не только традиционные поздравления друг от друга, но и от своих пациентов, которые когда-то обращались к ним за помощью. Ведь это будет означать признание их профессионализма в самом лучшем смысле этого слова. |