|
Наталия Цой
Ранее мы рассказывали на страницах газеты “НП” в статье “Кровная жесть” (№40, от 9 октября 2009 года) о проблеме заражения гепатитом С детей, которым необходимо переливание крови. Тогда первыми забили тревогу врачи Минского республиканского научно-практического центра детской онкологии и гематологии, куда маленькие казахстанцы отправлялись лечиться по государственной квоте. Сегодня об этой беде национального масштаба наконец заговорили и в Казахстане, но уже матери зараженных малышей
Для того чтобы защитить своих детей, они готовы выйти на митинг протеста, который пройдет 22 января в Астане и Алматы в гробовом молчании: “Мы, матери зараженных детей, просим поддержать нас на митинге молчания, который будет проходить в Астане и Алматы на центральных площадях. Почему молчания? Потому что мы уже все сказали, но ответа не услышали. Потому что многие из нас боятся того, что возмущение отразится на лечении и здоровье детей. Нам уже угрожают. И все же мы понимаем: смиренное молчание преступно. Заражены наши дети, но и вас может коснуться та же участь. Молчания еще и потому, что официально нам не позволят выйти на улицы и говорить о том, что наболело. Значит, будем молчать вместе за счастливое и здоровое будущее наших детей, стариков, нации. Будем молчать, чтобы быть услышанными президентом страны - гарантом нашего благополучия. Приходите молчать вместе с нами 22 января в 14.00 на новую площадь Алматы и Центральную площадь города Астаны”.
Известно, что причины заражения выясняли целых две комиссии, назначенные Минздравом. Хотя даже по выводам первой можно понять, что без вины врачей тут не обошлось.
Вот только некоторые из нарушений, которые были выявлены в результате проверки РГКП “Республиканского центра крови”. Например, “в нарушение приказа МЗ Республики Казахстан №491 от 29.09.09 года “Об утверждении Перечня требований по безопасности и качеству крови и ее компонентов, препаратов крови, консервирующих средств и Правил осуществления контроля безопасности и качества крови, ее компонентов и препаратов” (глава 5) приказом директора РЦК №71 от 12.10.09 года “О внесении изменений в порядок карантинизации плазмы”, срок карантинизации СПЗ был сокращен с 6 до 4 месяцев”.
Мало того, “хранение плазмы в холодильной камере №2, согласно журналу контроля температуры (ведется с 10.2006 года), проводится при температуре -70 и -90С при нормируемой -180С. В камере нет освещения и термометра внутри камеры. Техническая документация на холодильную камеру и термометр не представлены, сроки эксплуатации холодильной камеры неизвестны”.
|
Кузница крови |
В РГКП “Научный центр педиатрии и детской хирургии” тоже не все чисто. Особое внимание обращает на себя тот факт, что у всех зараженных детей гепатит С обнаружен только при второй или третьей госпитализации, тогда как при первичном попадании в это лечебное заведение вируса в крови маленьких пациентов не было. Почему-то данная ситуация совсем не удивляет.
Оказалось, что, например, даже “определение группы крови проводится на простерилизованных столовых тарелках, одноразовыми планшетами не обеспечены. Кровь из отделений для исследований приносят в стеклянных пробирках (без пробок) на штативах, контейнера для транспортировки нет. Для транспортировки пробирок с кровью в РЦ СПИД используют бикс с тканевым фильтром (контейнера для транспортировки нет), что затрудняет проведение качественной дезинфекции. На рабочем месте не проводится дезинфекция остатков крови...”
И это еще не все. В иммунологической лаборатории, “в лаборантской при наличии одноразовых контейнеров для утилизации одноразовые наконечники обеззараживают в дезинфицирующем растворе. Нет пробок для одноразовых пробирок, закрывают марлевой салфеткой. Обнаружены с истекшим сроком 9 диагностических тестов”.
Таким образом, результаты говорят сами за себя. Только этих нарушений вполне достаточно для того, чтобы понять - подобная халатность вполне может служить предпосылкой для заражения какой угодно заразой, не только гепатитом С.
Матери больных детей, в свою очередь, полагают, что повторная проверка Центра педиатрии и Центра крови - это лишь способ замять скандал. Марианна Гурина, президент ОФ “Улагатты Жануя”, возглавившая инициативную группу, искренне недоумевает: “Скажите, зачем назначать вторую комиссию, если первая на 30 листах выявила в каждой строчке по 10 замечаний. Почему не могут собрать мам, посадить их перед собой и сказать: “Да, мы виноваты, но давайте как-то решать эту проблему”. Почему мы перепихиваем друг на друга и говорим: “Я не виноват!” Уже в стране должны быть приспущены флаги, и страна, уважающая себя, должна объявить траур по тем детям, которые еще живы, но уже больны смертельно”.
Самые серьезные опасения вызывает компетентность руководителя республиканского центра крови Алика Искакова, который заявил, что “гепатит С может передаваться воздушно-капельным путем, передаваться по наследству и даже через питьевую воду”. Возможно, его безграмотность объясняется тем, что он является не специалистом (трансфузиологом), а хирургом. Ведь основной путь передачи вируса гепатита С - через кровь. И им можно заразиться везде, где не соблюдаются санитарно-гигиенические меры.
В любом медицинском справочнике дается информация, что “гепатитом С невозможно (!!!) заразиться воздушно-капельным путем, при рукопожатии, поцелуе, при совместном использовании бытовых предметов, но только в том случае, если нет контакта с кровью больного человека. Заражение происходит в том случае, если кровь инфицированного человека попадает в кровь здорового человека”.
Как расценивать слова руководителя онкогематологического центра НЦП и ДХ республики профессора Омаровой, которая в интервью журналистам сказала, что “организм сам может побороть гепатит С, без вакцинации”, не понятно. Возможно, но в редких случаях и когда заболевает взрослый человек с сильным иммунитетом, но не в том случае, когда речь идет об онкобольных детях. Ведь это заболевание действительно опасно, и только при своевременном обнаружении и правильном лечении вирус не причинит серьезного вреда организму и не станет угрозой для жизни.
И еще одна деталь. Согласно казахстанскому законодательству, гепатит С включен в список заболеваний, лечение которого оплачивает государство. Но в департаменте здравоохранения отвечают, что денег нет. “Когда мы пришли в департамент здравоохранения, чтобы получить это лекарство, и я сказала, что пресс-секретарь Министерства здравоохранения ответила, что наши дети лечатся бесплатно, и потребовала лекарство, они сказали, что “у нас нет средств, чтобы ваши дети лечились бесплатно”, - говорит Марианна Гурина.
А тем временем стали известны результаты работы второй комиссии. На пресс-конференции, прошедшей на прошлой неделе, министр здравоохранения Жаксылык Доскалиев лично огласил итоги специального медицинского расследования, которое проводилось по факту инфицирования больных лейкемией детей гепатитом С. Оказывается, единственным стерильным местом, где этой инфекции нет и быть не может, по мнению спецкомиссии Минздрава, продолжают оставаться... Центр педиатрии и станция переливания крови в Алматы. “Инфицирования в Институте педиатрии крови или кровезаменителя, заготовленных в республиканской станции переливания крови, нет”, - сказал главный врач страны.
А потом пообещал, что буквально после этой пресс-конференции он будет встречаться с мамами тех самых детей, которых спасали от лейкемии, но заразили гепатитом С. Однако этих женщин дальше порога в здание Минздрава так и не пустили.
Отчаявшиеся, но не сдавшиеся женщины по-прежнему настаивают на проведении независимого от казахстанского Минздрава расследования, хотят, чтобы проверку проводили эксперты Всемирной организации здравоохранения. Письмо с таким требованием они уже отправили главе правительства. |