|
Константин Маскаев
Раньше в народе ходила ироничная поговорка - “Хорошо работать на кране. Особенно - на пивном!” Эта народная мудрость отражала суть работы продавца разливного бочкового пива. В отличие от бутылочного, которое относилось к некоторому дефициту, торговля бочковым пивом приносила неизменный доход как производителю, так и “левые” деньги продавцу: к тому, что в пиво добавлено немного воды, многие относились весьма терпимо. Все дискуссии на эту тему сводились лишь к тому, что сегодня пиво, например, не так сильно разбавлено, как вчера.
Сейчас пиво, скорее всего, редко где разбавляют, но работа на пивном кране все так же неизменно выгодна: потребителей пива стало в разы больше. Впечатляет и ассортимент. Сортов бутылочного и разливного пива достаточно, чтобы угодить некоему усредненному вкусу. Что касается потребителя, то его возрастные рамки также значительно расширились - в первую очередь, за счет молодого поколения. Именно эта подробность вызывает особое беспокойство и за будущее страны, и за здоровье нации
Переживать есть из-за чего: алкоголизация общества - установленный факт, а лобби производителей алкогольной продукции настолько сильно, что создает и прогибает законодательство под себя и свои интересы. Страна продает им свое здоровье и свое будущее. Причем делает это охотно и задорно, при полной поддержке медиа-рынка.
Мысли взапой
Над нами властвует не закон и государственная политика. Наши поступки взяла под свое покровительство некая властительница Медиа. Раньше этим занималась другая парочка суровых “сестер” - Агитация и Пропаганда. Работали, кстати, эти “дамы” весьма успешно. Теперь они до поры спрятаны на стеллажах Истории, а их замещает не менее настойчивая, но более коварная и агрессивная “дама” - Медиа, капризам которой послушно внимает аудитория.
В адрес общества и особенно молодежи не звучат призывы типа: “сосредоточься”, “собери волю в кулак”, “работай над собой”, “отдай свои знания и силы для процветания Родины”, “совершенствуй душу и тело”, “будь примером”. Аудитория получает совершенно иные сигналы, суть которых можно свести до примитивных трех “ценностных ориентаций”: расслабься, отдохни, жизнь - это праздник.
Этот односторонний посыл звучит отовсюду. Например, из прямого рекламного текста (под текстом подразумевается любой информационный сигнал, будь то собственно написанный буквами текст, картинка, видеоряд, звук и музыка). Он “зашит” в почти каждый снятый сегодня фильм, сериал. Последние вообще только для того и созданы, чтобы стать “транспортом” для прямой и скрытой рекламы. А вы полагали, что о нас позаботился неизвестный добродетель и в творческом порыве создал нечто социально значимое?
Жанр же социальной рекламы не приносит высоких гонораров. Посему редкий киногений сюда заглянет. Да и самих заказов, по-видимому, пока нет. И не будет. Как следствие, огромная часть соотечественников, в особенности молодежи, уверены, что алкогольные напитки абсолютно безвредны.
|
Не щадя живота |
У соседей
Это Россия уже допилась до необходимости применения экстренных и радикальных контрмер, где наконец принята и начинает действовать антиалкогольная госпрограмма. Традиционно “алкогольные” Италия, Франция, Великобритания и в особенности североевропейские страны осознали необходимость принятия мер несколько раньше. И они же накопили значительный опыт эффективных мер государственной алкогольной политики и выработали способы снижения тяжелейшего бремени алкогольного ущерба.
Там же научились адекватно использовать экономический потенциал алкогольного рынка (наиболее эффективными, например, оказались меры, направленные на снижение доступности алкоголя для населения, в особенности крепких напитков; спиртное вышло из разряда дешевых товаров; были введены ограничения торговли по месту, времени и возрасту).
Всемирная организация здравоохранения определила критический порог в 8 литров употребления алкоголя в год в пересчете на отдельного гражданина, после чего наступает деградация общества, смертность превышает рождаемость, происходит не только сокращение населения, но и утрата культурных, национальных, гуманитарных ценностей.
У черты
В Казахстане среднее потребление на душу населения (в пересчете на спирт) как раз и колеблется на отметке этих самых 8 литров в год и вскоре преодолеет ее. По данным, которыми воодушевленно делятся пивоваренные компании, объем потребления пива в Казахстане вырос с 16 литров в 2003 году до 24 литров за два года. Пивовары гордятся! Они считают, что им удалось сделать большое дело - увести часть потребителей из сегмента крепкого спиртного! Постоянно попивать пивко - это лучше, чем водку от случая к случаю. К слову, пить водку без повода - это моветон. А пить пиво, чтобы утолить жажду, - дурным тоном не считается.
Тем временем страна уже стоит на пороге необратимых изменений генофонда нации, что в значительной степени обусловлено экспансией алкогольного лобби, продиктованного сверхприбылями и масштабной криминализацией данной сферы.
Нелишне напомнить, что злоупотребление алкоголем приводит к преждевременной смерти: каждая пятая смерть (20 процентов) в нашей стране прямо или косвенно связана с алкоголем. Пьющие либо сокращают свой век, либо их нетрезвые действия приводят к гибели окружающих. До 40 процентов всех преступлений в стране совершается нетрезвыми людьми. Алкоголь - главная причина того, что продолжительность жизни среди мужчин трудоспособного возраста в Казахстане ниже, чем в десятках более бедных стран. Большинство бытовых убийств совершаются под алкоголем. Пьянство - наиболее распространенная причина оставления детей и лишения родительских прав. Злоупотребление спиртным наносит и колоссальный экономический ущерб стране.
Это связано и с повышенной смертностью, и с уменьшением продолжительности жизни, утратой трудоспособности, снижением производительности труда, затратами на лечение, с социальными выплатами государства инвалидам, сиротам, с ущербом от пожаров, ДТП, с расходами на содержание заключенных, на борьбу с преступностью и беспризорностью.
Этот сыр -
в мышеловке
Можно сказать, что алкоголизация общества - это паразитарная политика представителей частного капитала. Стране же необходима эффективная антиалкогольная программа. Мировой нормой, кстати, является то, что в качестве основных регуляторов алкогольного рынка выступают минздравы и парламентские комитеты по вопросам здоровья. У нас такими регуляторами выступают экономические ведомства и комитеты, которые, естественно, подвержены лобби алкогольной отрасли.
В Казахстане нет государственной монополии на производство и продажу алкоголя, это частный бизнес, поэтому алкоголизация населения не приносит прибыли государству, вся прибыль идет в частные руки. Эти доходы сравнимы с нефтяными доходами, и поэтому конфликт интересов бизнеса и общества - налицо. Алкогольный бизнес, с одной стороны, не стремится отдавать эти доходы государству, а с другой стороны, имеет огромные возможности влиять на государство.
В СССР монополия на алкоголь давала до 20 процентов бюджета в год. В качестве контрмеры можно было бы ввести государственную монополию на продажу алкоголя, но даже такая мера, возможно, встретит сопротивление со стороны алкогольного лобби.
Настоящая ошибка - это такая ошибка, которую невозможно исправить. В мире существуют технологии, способствующие ограничению употребления спиртного. И ни в одной стране мира разумные попытки перевода населения с крепкого алкоголя на пиво не сопровождаются такой неприкрытой лицемерной вакханалией со стороны “пивняков”, как у нас.
За короткое время пивные компании получили перспективный рынок - подрастающее поколение. Пожалуй, выход в 90-е годы на молодежный рынок пива и слабоалкогольных коктейлей можно назвать самой большой проблемой, на наших глазах накрывшей подрастающее поколение. Всего за несколько коротких лет возникло совершенно новое явление - молодежный пивной алкоголизм. С помощью агрессивной рекламы молодежь быстро “подсадили” на пиво. Причем создали образ поведения, предполагающий необходимость пить алкоголь. Теперь молодой человек без бутылки пива считается “не крутым”, “не креативным”.
Все это носит долгосрочный характер и, по-видимому, работает на перспективу. Употребление даже слабого алкоголя в юности повышает в четыре раза риск заболевания алкоголизмом впоследствии. Пьющие родители рожают нездоровых детей - уже “склонных”. Пьющие родители также могут рано умереть и оставить детей в сложных социальных условиях.
Спасение нации
Казахстану нужен определенный “План спасения”, поскольку речь уже идет именно о спасении нации. Это должны быть не размытые декларации о намерениях, а абсолютно конкретные мероприятия. В плане должны быть прописаны организационные меры, создание законодательной базы, финансирование мероприятий.
Продолжать наблюдать, как, повинуясь действию алкогольного лобби, спиваются сельские жители, городская молодежь, страдают семьи, растет травматизм и гибнут люди на дорогах, - безнравственно. В общественном сознании необходимо сформировать нетерпимость, неприязнь к пьянству и активное противодействие распространению наркомании.
Уже полтора десятилетия у молодого поколения отсутствуют четкие положительные жизненные ориентиры. Морально-нравственная обстановка в обществе ухудшилась. Сегодня из числа государственных задач выпало понятие культурно-досуговой работы с детьми и молодежью. Физической подготовкой молодежи массово никто не занят. Отсутствует патриотическое воспитание. Целенаправленной комплексной молодежной семейной политики - государственной политики в интересах детей также нет. Изменения в образовательной системе разрушили многолетний положительный опыт прежней педагогики, ориентированной на формирование нравственной, всесторонне развитой личности.
По данным опросов, алкогольные напитки, включая пиво, регулярно употребляют более 80 процентов молодых людей до 18 лет. Доля потребляющих спиртные напитки резко возрастает уже в 13-14 лет. Средний возраст первой пробы алкоголя составляет сегодня 12 лет. Около 40 процентов школьников знают, где достать наркотические вещества. При этом возраст первой пробы снизился с 18 до 14 лет - за последнее десятилетие.
Регулярно курить дети начинают в 10 лет. В 90-х годах это было свойственно 15-летним. Это снижение достигается целенаправленно, например, продается жевательная резинка в виде сигарет, детские новогодние подарки упаковывают в футляры, по форме повторяющие бутылки шампанского. Есть безалкогольное “детское шампанское” - как имитация элемента взрослой жизни в игровой форме приобщает ребенка к алкоголю.
Все это происходит на фоне беспрецедентной направленной пропаганды разврата, порнографии, жестокости и насилия, агрессивной рекламы алкогольной продукции и табачных изделий при недостаточном осуществлении контроля правоохранительных и иных органов государственной власти. Мы наблюдаем опасное социальное явление: ценностный и духовно-нравственный кризис, общее падение нравов, которое, начиная со старшего поколения, принимается и детьми. Опасность состоит еще и в том, что сегодняшние дети принимают новые веяния как нормальный образ жизни и взаимоотношений. |