|
Алла Иванилова Карантин повлиял на многие сферы жизни - одни замерли, другие перешли в режим онлайн. Здравоохранение сегодня поделилось на две части - COVID-19 и все остальное. Возможно, после снятия всех ограничений и победы над новой опасной инфекцией пересмотрят порядок оказания медпомощи, а часть услуг станет виртуальной
С начала введения карантина во всем мире и в Казахстане видоизменилось оказание медицинской помощи. Все основные силы медиков брошены на борьбу с коронавирусом. На это же сейчас нацелена работа “скорой”. Поликлиники и больницы работают в новом режиме, некоторые виды помощи видоизменены или приостановлены. Посещать эти учреждения без острой необходимости не рекомендуется. В коридорах поликлиник нет привычных очередей. Участковые врачи и профильные специалисты принимают только пациентов, нуждающихся в безотлагательной медицинской помощи, для них же доступны услуги лаборатории и диагностики. К группе пациентов, обслуживающихся врачами без записи, относятся беременные женщины, дети и больные, которые нуждаются в безотлагательной помощи. Увеличилось количество посещений на дому, идет активный патронаж новорожденных и диспансерных пациентов. При необходимости организовывают консультации профильных специалистов по видеосвязи и по телефону. На время приостановили оказание плановой медицинской помощи по порталу Бюро госпитализации. Плановые операции проводят только в том случае, если от этого зависит жизнь пациента.
Также во время карантина казахстанцы могут получить видеоконсультацию опытных врачей на портале 1430.kz. Для этого необходимо зарегистрироваться, выбрать врача и записаться на онлайн-прием. Порядок работы таков: доктор предварительно изучает анализы пациента и запись в его медицинской карте, проводит видеоконсультацию и при необходимости может назначить очный прием. На портале зарегистрировано более 700 квалифицированных врачей, которые дистанционно оказывают медицинскую помощь населению из всех регионов страны. В то же время при обострении других хронических заболеваний можно использовать возможности телемедицины, советоваться с врачами дистанционно. Как говорят разработчики этого портала, это экономия времени, безопасность и эффективность медицинских онлайн-услуг. Вероятно, именно за таким видом помощи - будущее здравоохранения. Введение всеобщего карантина в различных странах приводит к перегрузке всей системы. Теперь людям, чтобы не создавать столпотворения, не следует ходить в поликлинику, достаточно кликнуть мышкой или вызвать врача на дом. Коронавирус придал новую актуальность вопросу, должны ли все работники получать оплачиваемый отпуск по болезни. Если раньше на работу приходилось ходить, несмотря на болезненное состояние - с температурой и насморком, то теперь, чтобы не распространять инфекцию, отсидеться дома не просто предпочтительнее, это прямое требование. То, что обязательный отпуск по болезни значительно снижает передачу того же гриппа, доказывают различные исследования. В отличие от США, где работодатели не обязаны предоставлять сотрудникам отпуск по болезни, законодательство Казахстана предусматривает выдачу больничных листов, но далеко не все работодатели их добросовестно оплачивают. При заболеваниях и травмах врач выдает больничный лист на три календарных дня. Есть исключения: в период вспышки ОРВИ этот срок продлевают до шести дней. Продлить больничный можно максимум на 20 дней, в дальнейшем требуется заключение врачебной комиссии. Но в сегодняшних условиях, когда ходить по поликлиникам стало, наоборот, опасно для здоровья, необходимо пересмотреть сроки и формат выдачи больничного листа. Понятное дело, что за три дня человек не выздоровеет, а если пойдет к врачу, то есть риск “подцепить заразу”, поскольку иммунитет ослаблен, или, наоборот, стать источником заражения. Учитывая загруженность и нехватку врачей, вызов на дом - не лучший вариант. Гораздо удобнее и эффективнее онлайн-прием. Пациент может сдать анализы, результаты которых в электронном виде придут к врачу. Доктор в случае, если заболевание не предусматривает обязательной “очной ставки”, может связаться с пациентом, расспросить его о самочувствии и на основании общей картины принять решение о продлении больничного, а также в случае необходимости назначить дату следующего приема. Минимум лишних телодвижений, риска распространения инфекции, экономия времени врача и пациента. Формат лекарственного обеспечения тоже изменился - пожилым людям бесплатные лекарства доставляют на дом. И тут встает резонный вопрос: так ли необходимо пациентам с хроническими заболеваниями ходить за рецептом к врачу? Их диагнозы доказаны, как и необходимость постоянно принимать определенные лекарства. Зачем людей, особенно пожилых, “гонять” каждый месяц в поликлинику за рецептами, когда можно их сразу выдавать на год или продлевать в случае необходимости в электронном формате. Тем, кто до сих пор не подружился с новыми технологиями, присылать по почте или приносить домой. К слову, в Южной Корее каждому пациенту выдают браслет с радиочипом, который в автоматическом режиме, без медсестер, сверяет данные больного с предписаниями врачей и дает соответствующую команду на склад лекарств. Эта разработка не только исключает возможность ошибок под воздействием человеческого фактора, но и повышает эффективность работы медсестер, высвобождая до двух часов рабочего времени в день. Сегодняшняя ситуация продемонстрировала, что ряд услуг и функционала можно смело перевести в режим онлайн. Старая система - с талонами на запись к врачу, обязательными явками - давно себя изжила. Сегодня есть новые технологии, которые позволяют упростить любой процесс. Короче, необходимо полное переформатирование существующей системы здравоохранения.
В ногу со временем пошли уже многие страны. “Клиника будущего” - термин, которым принято описывать принципиально новую для мирового здравоохранения реальность. В самых передовых клиниках по всему миру устанавливают прикроватные терминалы, посредством которых больной получает доступ к электронной истории болезни и всем сервисам, предоставляемым больницей, не вставая с места. Так, в цифровом госпитале Bundang в Южной Корее пациентов в стационаре размещают на смарт-кроватях (“умные” кровати), на экране которых в режиме реального времени появляются результаты анализов и отражается ход лечения. В Китае уже насчитывается 79 “умных” больниц, большинство из которых построили после 2016 года. В канадском госпитале Humber River, расположенном в Торонто, задачи медсестер выполняют роботы, которые доставляют пациентам еду, выдают необходимые лекарства. А освободившиеся медсестры, приглядывая за роботами, занимаются дополнительными делами.
Нур-Султан |