|
Алла Иванилова С 1 января 2020 года в Казахстане внедрят обязательное социальное медицинское страхование (ОСМС). Пока эту систему тестируют в рамках одной области, и чиновники заявляют, что “пилотный проект был проведен на высоком уровне”. Однако и сегодня есть сомнения в необходимости этой реформы
С нового года все казахстанцы перейдут на страховую медицину. Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи (ГОБМП) останется, но будет в новом формате. Бесплатно, вне зависимости от наличия медстраховки, государство будет оказывать базовые медицинские услуги. Сюда входят профилактические прививки, медицинские осмотры, патронаж, ведение беременности, лечение социально значимых болезней, таких как туберкулез, психические заболевания и другие, а также экстренная и неотложная помощь. Участникам ОСМС будет доступна консультативно-диагностическая помощь, дорогостоящие лабораторные услуги, амбулаторное лекарственное обеспечение, плановая стационарная и стационарозамещающая помощь при заболеваниях сверх ГОБМП, медицинская реабилитация взрослых и детей по профилям: кардиология, кардиохирургия, неврология, нейрохирургия, травматология и ортопедия. Еще будут медицинские услуги, не входящие в эти два пакета. Это косметологические, стоматологические, диагностические услуги без острой необходимости. Они предоставляются платно или за счет добровольного медицинского страхования.
Прежде чем внедрить в стране обязательное медицинское страхование, чиновники решили протестировать реформу в отдельно взятом регионе. В качестве экспериментальной площадки выбрали Карагандинскую область. Там с 1 сентября текущего года заработала система ОСМС. Как констатируют государственные мужи, за два месяца в области повысилась доступность консультативно-диагностических услуг и охват населения реабилитационной помощью (на 42,2 процента), больше людей стали проходить дорогостоящие исследования (КТ и МРТ) за счет медицинского страхования. В целом на реализацию пилота из бюджета дополнительно выделили 2,3 миллиарда тенге. По словам акима Карагандинской области Жениса Касымбека, тестирование доказало “преимущество качественной и своевременной медицинской помощи для населения”. При этом, как отмечает министр здравоохранения Елжан Биртанов, “одним из главных вопросов эффективного внедрения ОСМС по-прежнему является вовлечение в систему всего населения страны. На сегодня по республике определен социальный статус 97 процентов населения, по Карагандинской области - 98 процентов. В Карагандинской области еще предстоит актуализировать статус 32 тысяч человек. В целом по республике необходимо актуализировать статус 593 тысяч человек”. Но в целом, как констатировал глава Минздрава, “в Карагандинской области пилотный проект провели на высоком уровне”. К такому выводу чиновники пришли спустя два месяца, но такой срок непоказателен. Нужен как минимум год, а может, и несколько лет, чтобы понять, насколько эта система эффективна. А учитывая печальный опыт в прошлом, многие к ней относятся скептически. Что касается финансирования, то с учетом внедрения обязательного социального медицинского страхования в совокупности бюджет здравоохранения в 2020 году по стране составит около 1,5 триллиона тенге, в том числе более 500 миллиардов за счет ОСМС. Как утверждают чиновники, расходы на одного застрахованного увеличатся на 57 процентов. Увеличится доступность некоторых видов медицинской помощи в семь раз. Но оборотной стороной медали станет то, что тарифы на медуслуги вырастут на 10-20 процентов. Это позволит повысить заработную плату врачам со следующего года на 30 процентов и на 20 процентов среднему медперсоналу, а к 2025 году она увеличится в два раза по сравнению с текущей заработной платой. Уровень оснащенности медицинской техникой повысится с 70 до 73 процентов. Но самое главное, обещают в Минздраве, снизятся текущие “карманные” расходы населения на медуслуги - в 2020 году на 30 процентов, а к 2025 году практически в два раза.
Аргументы чиновников - страховая медицина даст возможность шире использовать высокие технологии. Мол, государство самостоятельно не осилит их закуп, а с миру по нитке - вполне возможно. Однако и сейчас, без дополнительных сборов с народа, закупают современную технику. Другое дело, что в некоторых медучреждениях она служит лишь украшением, поскольку нет специалистов, умеющих с ней работать. Чтобы подготовить квалифицированные кадры, нужен не один год, просто по “щелчку” и с началом запуска ОСМС все врачи в одночасье не изменятся в лучшую сторону. Повышение финансирования и заработной платы докторов (причем за счет наших карманов) вряд ли скажется на качестве оказываемых медуслуг. Вполне вероятно, они останутся на прежнем уровне, а отчисляющий страховые взносы, как и прежде, будет выстаивать в очередях и посещать тех же неграмотных врачей. Как следствие - возникнет недовольство населения. Для чего платить дополнительный процент от зарплаты, если качество и объем останутся прежними? Должна быть готова и информационная система - все учреждения здравоохранения, оказывающие услуги населению, в том числе на селе, должны быть подключены к интернету, чтобы производить учет отчислений и взносов на базе индивидуального идентификационного номера, в онлайн-режиме видеть необходимую оперативную информацию и обмениваться ей. Сегодня, к сожалению, информационными системами охвачены далеко не все организации здравоохранения по республике. Общество интересует, почему одни должны платить за других. Ведь давно известно, что принцип медицинского страхования - это “богатый платит за бедных”. У нас же наоборот - бедные за бедных. Казахстанцы считают несправедливым такой подход и предлагают разработать мотивационные меры. Скажем, если не воспользовался взносами в течение определенного времени, вел здоровый образ жизни и не обращался к врачам - пусть государство “вознаградит” и вернет определенный процент. Необязательно в денежной форме, можно в виде путевок на санаторно-куроротное лечение. Чиновники, приводя доводы в пользу обязательного медстрахования, зачастую оперируют цифрами, которые красочно демонстрируют все достоинства этой реформы. Но она прежде всего выгодна государству, поскольку часть затрат оно переложит на плечи работодателей и населения. Выгодно медстрахование и финансовым организациям, поскольку многие платежи переходят в безналичный расчет, а все деньги аккумулируются на счетах банков. Сегодня уплата взносов на медстрахование осуществляется через 25 банков второго уровня, в том числе дистанционно через семь порталов интернет-банкинга. С 15 декабря 2019 года во всех медицинских организациях установят терминалы самообслуживания. Граждане, не являющиеся застрахованными, могут самостоятельно осуществлять платежи. То есть той привычной схемы, когда больной платит через кассу, уже не будет, поскольку не выгодно. Финансовые потоки перенаправят в виртуальное русло, и, естественно, банки будут иметь с этого свою “маржу”. Поэтому нет уверенности, что такая реформа - панацея от многих заболеваний и что спустя время ситуация в здравоохранении кардинально изменится в лучшую сторону.
Нур-Султан |