|
Мадина Меирманова Много лет правительство призывало граждан не болезни лечить, а заниматься их предотвращением - вести здоровый образ жизни, вставать на лыжи. Попутно стимулируя желание быть здоровым самыми разными способами: то цены на лекарства поднимет, то их рецептурную продажу введет, то койко-места сократит в больницах. В общем, власти так увлеклись пропагандой, что на это начал реагировать еще и бизнес, сокращая инвестирование в сферу здравоохранения
С начала текущего года здравоохранение перестало быть в числе “заманчивых” для предпринимателей - объемы инвестиций в эту сферу сократились на 24,2 процента. В реальном выражении цифра все еще остается большой - почти 8,7 миллиарда тенге против 11,4 миллиарда за пять месяцев прошлого года. Впрочем, сокращает расходы на здравоохранения и бюджет. Инвестиции из местного бюджета в сферу здравоохранения снизились на 51,4 процента, с 10,7 миллиарда в прошлом году до 5,2 миллиарда тенге в нынешнем. В целом оба источника (частные и государственные инвестиции) сократились на 37,4 процента. При этом из республиканского бюджета суммы финансирования здравоохранения растут - за прошедшие месяцы рост составил 12,3 процента, с 435,4 миллиарда до 488,9 миллиарда тенге. Но это скорее на общее содержание медицинских объектов, включая строительство новых республиканских клиник и их оборудования. А вот тенденция снижения частной заинтересованности - это не самый лучший фактор. Особенно если подумать о том, что государство перешло на систему подушевого финансирования, чем до недавнего времени активно интересовался бизнес: поликлиники проходили весьма жесткий отбор, чтобы получить госзаказ и участвовать в обслуживании населения по системе ОСМС.
Отчасти прошлогодняя активность может быть причиной снижения инвестиций в этом году: в ключевых городах частные поликлиники уже “подстроились” под госзаказ, инвестировав в ремонты и оборудование новых помещений. С другой стороны, последние изменения в системе оплаты труда работников бюджетной сферы (включая медиков) вынуждают и частные клиники “подтягивать” зарплаты своих сотрудников вверх, что отрицательно влияет на доходы компаний. Еще один нюанс. Частные клиники помимо доходов от госзаказа существуют за счет оказания платных услуг. А население, чье благосостояние, несмотря на все усилия властей, никак не вырастет, предпочитает “болеть меньше” или заниматься самолечением. Собственно, отчасти поэтому с недавнего времени в стране введено обязательное требование рецептов при продаже лекарственных средств: граждан надо заставить обращаться в поликлиники, чтобы те (не только государственные, но и частные) имели возможность зарабатывать. Что же касается снижения инвестиций из бюджетов местных исполнительных органов, то это скорее связано с тем, что средства потребовались на погашение очагов социальной напряженности, которые разгорелись в стране с начала февраля. Власти объявили слишком много затратных мер поддержки уязвимых слоев населения, и деньги брать неоткуда, кроме как перераспределять из других источников. В том числе и со сферы здравоохранения. Единственный выход для правительства в этой ситуации - переложить всю нагрузку на бизнес, у которого оптимизм инвестирования собственных средств в нынешнем году поугас. Впрочем, к делу подключились банки: инвестиции из заемных средств и кредитов банков выросли более чем в 5,6 раза за год. Их совокупная сумма выросла с 311,5 миллиона до 1,8 миллиарда тенге, а доля в общем объеме инвестиций в отрасль - от 1,1 до 7 процентов. Рост интереса со стороны банков объясняется увеличением числа контрактов государственно-частного партнерства и ростом доверия банковской сферы к контрактам ГЧП. То есть выросла уверенность в возвратности кредитов (речь идет как о возврате средств со стороны частного сектора, так и возврате инвестзатрат со стороны государства). В целом тенденция снижения инвестиционной активности со стороны частного сектора в первой половине этого года скорее субъективная. Бизнес, который в прошлом году значительно нарастил затраты на сферу, сейчас взял паузу. Однако, учитывая объемы потребностей сферы (процент износа зданий медицинских учреждений составляет почти 60 процентов, необходимо более триллиона тенге инвестиций), и рост популярности контрактов ГЧП, вероятнее всего, в ближайшее время кривая инвестиций выровняется за счет заемных средств. Есть еще один важный момент. Инвестировать в здравоохранение (контракты ГЧП на строительство, эксплуатацию) готовы иностранные (больше всего - китайские) инвесторы, используя заемные средства как казахстанских, так и зарубежных банков. Если, конечно, власти предложат им выгодные условия.
Нур-Султан |