|
Алла Иванилова Проблемы в нашей, отечественной, медицине давно уже стали “больной темой”. В скором времени в этой сфере намечена новая реформа - внедрение обязательного медицинского страхования. Поможет ли это “оздоровлению” нашей медицины, покажет время. А сегодня одной из главных проблем по-прежнему является обеспечение граждан нужными лекарствами
Недавно на расширенном заседании правительства глава государства Нурсултан Назарбаев высказал критику в отношении лекарственного обеспечения населения страны. Он упрекнул, в частности, единого дистрибьютора “СК-Фарамация” за то, что он закупает западные лекарства, которые стоят в 4-5 раз дороже либо отечественных, либо производимых в странах Евразийского союза. - Имеются дешевые аналоги у нас, но вы выписываете дорогостоящие импортные препараты за государственные средства. Мы не должны это позволять, - сказал Нурсултан Абишевич. - И вообще проверить надо, кто ответит за это. “СК-Фармация” называется единым дистрибьютором, которому государство деньги дает, и он распределяет заказы на закуп. Это стало мафией там. При этом президент распорядился “всех выгнать и набрать новых людей”. После такой критики буквально на следующий день стало известно, что руководитель “СК-Фармации” подал заявление об увольнении. Если сделать небольшой экскурс в историю, то долгие годы в Казахстане закупка лекарственных средств происходила стихийно и приводила к тому, что в одну и ту же больницу медикаменты доставляли в среднем 20 поставщиков одновременно, а это, в свою очередь, вело к большим расходам на логистику и разбросу цен: по областям в среднем разница составляла до 30-50 процентов, а по больницам - до 500 процентов! Фармацевтическая отрасль развивалась хаотично. Доля казахстанской продукции в общем объеме закупа со стороны государства едва доходила до 10 процентов. То есть на 90 процентов Казахстан обеспечивался импортными лекарствами. Видя, что ситуация с каждым годом ухудшается, чиновные мужи решили сделать этот процесс централизованным и в 2009 году апробировали систему единого закупа. На это чиновников воодушевил опыт Малайзии, где закуп жизненно важных препаратов осуществляется один раз в три года на общегосударственном уровне. В итоге инфляция по ценам на лекарства в этой стране снизилась до трех процентов, а цены на медикаменты - самые низкие на территории Юго-Восточной Азии. Данная модель позволила государству при сопоставимом бюджете (примерно столько же выделяется и у нас для покупки лекарств) в 300 миллионов долларов обеспечивать медикаментами и препаратами в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи 26 миллионов человек, а также закупить больше медикаментов на 70 процентов. Однако модель, которая прижилась в свое время в Малайзии, и внедрение которой обошлось казахстанскому бюджету в 20 миллиардов тенге, в первое время давала сбои. Известно, что госзакупки - самая коррумпированная у нас сфера деятельности. Устранив мелких поставщиков, государство монополизировало фармацевтический рынок, и акиматы, хотят они того или нет, должны были закупать лекарства у одного дистрибьютора. В некоторых регионах то и дело жаловались на высокие цены, которые в иных случаях превышали цены поставщиков в 1,5-2 раза. Более того, учреждения здравоохранения не вовремя получали необходимый перечень лекарств. Сегодня единый оператор в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи обеспечивает лекарствами все стационары республики. А это 75 процентов лекарственных средств, оставшиеся 25 процентов медицинские организации приобретают самостоятельно. Надо признать, что экономия от централизованного закупа все-таки есть. К примеру, с 2009-го по 2015-й год, то есть за шесть лет, она составила 37 миллиардов тенге, что стало возможным благодаря использованию двухэтапных тендерных процедур: на первом этапе отбираются поставщики, соответствующие квалификационным требованиям, на втором - идет аукцион на понижение цены. Впервые в истории “СК-Фармации” тендеры на 2017 год были проведены заблаговременно, и уже к ноябрю 2016 года по 90 процентам продукции заключены договоры с поставщиками. Всего же в 2016 году единый дистрибьютор поставил лекарственных средств и изделий медицинского назначения на сумму 114 миллиардов тенге в 1115 медицинских учреждений республики. При этом экономия бюджетных средств составила 5,4 миллиарда тенге. Напомним, что лекарственное обеспечение населения относится к вопросам национальной безопасности. В будущем количество медикаментов казахстанского производства планируется планомерно увеличивать. Так, чиновники заверяют, что в рамках создания единого рынка лекарственных средств ЕАЭС отечественная фарминдустрия получит новый импульс к развитию. В частности, гармонизированы правила регистрации лекарственных средств, и таким образом для наших фармацевтических компаний - а их в стране насчитывается более 90 - откроется огромный рынок Евразийского союза с потенциальным числом потребителей в 180 миллион человек. Но пока реальность такова, что доля отечественного производства лекарств на фармацевтическом рынке Казахстана еще мала - всего 30 процентов. Хотя согласно поручению президента обеспеченность отечественными лекарственными средствами должна составлять 50 процентов. Фармпроизводства появляются в стране не так активно, как хотелось бы. По словам главы государства, многие бизнесмены готовы построить фармацевтические фабрики, однако их почему-то не допускают к этой сфере, не дают земельные участки и заказы, ссылаясь на то, что контракты уже заключены. - Сидит человек, который имеет что-то от этого, не хочет развивать отечественную фармацевтическую отрасль. Мы сможем переломить такую ситуацию? - спросил Нурсултан Абишевич министров во время упомянутого нами выше совещания. Получается, что крутой “перелом” в ситуации начался с разгона руководства “СК-Фармация”. После этой смены персоналий следующим шагом станет, видимо, принятие конкретных мер по увеличению закупа лекарственных средств и изделий медицинского назначения у отечественных производителей на долгосрочной основе.
Астана |